Украинская национальная одежда.

Основу украинской мужской одежды составляют рубаха, сшитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются – со стоячим, отложным воротником, без воротника.

Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя ее в штаны (россияне носят поверх штанов) – так носили кочевые народы.

Вообще рубаха (по укр. – сорочка) – один из наистарейших элементов одежды. Известна еще со времен Киевской Руси. Сорочки имели различные варианты кроя и пошива. Были праздничные и повседневные. Изготовлялись из полотна разного качества.

Основными типами сорочки были: туникоподобная, с плечевыми вставками, с общим рукавом.

Сорочки должны были делать жены. Обычно жених приносил в новую семью 2-3 сорочки.

Вообще, рубаха появилась в эпоху «античности». Ее предшественником была римская туника.

Рубаха имела как практическое, так и символическое значение. Чистая (белая) рубаха ассоциировалась с чистой душой (одевалась во время крещения). Преступники тоже представали в одной рубахе.

К средневековью – рубахи стали важным компонентом как мужской так и женской одежды.

В киевской Руси, а потом на украинских землях рубахи вышивались (в разных регионах Украины – свои особенности). Вышивались – у ворота, по краям рукавов, на плечах, и по подолу (именно эти места считались уязвимыми для злых духов). И вышивка выполняла роль оберега, Вышивались солнечные символы, изображения рыб, птиц и т.д.

В народном костюме рубаха (сорочка) была верхней одеждой, а в костюме знати – нижней.

 

Штаны. Украинцы закрепляли на теле с помощью шнура или ремня (его украинцы носили с упряжкой). Украинские штаны, особенно штаны казаков отличались очень большой шириной. Между штанинами вшивалась ширинка. Штаны шились из холста или сукна. Гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов.

Изначально штаны носили кочевые народы. Очень удобно было при верховой езде (скифы, гунны). Вначале каждая штанина была отдельным предметом, поэтому во многих языках название этого вида одежды является существительным множественного или двойственного числа.

Потом были заимствованы римлянами, как защита во время холодов.

Если в Европе штаны были традиционно мужской женской одеждой, то на Востоке они были и женской одеждой. Женские штаны или шаровары носили под юбкой или платьем, выполняли функцию нижнего белья. И отсутствие штанов под юбкой считалось неприличным.

В Древней Руси штаны носили уже с 11 в. Назывались «штаны». Термин «брюки» (в России) – появился с 17 в. С 18 стал употребляться везде в России.

В Украине еще до 19 в. ношение штанов считалось признаком социально-возрастной зрелости: их одевали юноши только после 15 лет.

Там в Украине, где носили широкие штаны – рубаху заправляли, где узкие – рубаха навыпуск.

Разновидности штанов:

В Украине также популярны были штаны – шаровары (широкие около паха, и сужавшиеся книзу). Шаровары красного или синего цвета считаются традиционной одеждой запорожских казаков (заимствовано с Востока, из Ирана).

Бриджи – короткие брюки до колен, плотно охватывающие ноги. С 16-17 века носились в Западной Европе, как часть мужского костюма. Позднее – с высокими сапогами.

Галифе – брюки облегающие голени, и сильно расширяющиеся на бедрах. Названы по имени французского генерала Галифе (жил в 19 в. – начале 20). В основном, армейская одежда.

Джинсы – брюки из плотной хлопчатобумажной ткани. Впервые изготовлены Леви Страусом в 1853 г. В качестве рабочей одежды для фермеров (первые джинсы стоили 1,5 доллар). Изначально изготавливались из конопли, а с середины 20 в. – уже из льна.

Рейтузы – штаны для езды верхом (вязаные шерстяные штаны, плотно обтягивающие ноги). Пришли к нам из севера Европы (в Украине и России больше известны под названием «лосины», хотя лосины – это обтягивающие штаны из синтетических материалов).

Трусы – «короткие штаны», надевающиеся на голое тело. Трусы в своем нынешнем виде возникли в конце 19 – начале 20 веков. И были привилегией, в основном высших слоев общества. Женщины, например, до этого вообще обходились без трусов.

Женский традиционный украинский костюм имеет много локальных вариантов. Классические элементы одежды сохранились больше всего на Полесье и в Среднем Поднепровье. В южных регионах Украины – слияние разных типов одежды. В Подолье – заметно слияние украинской одежды с молдавской, на северо-западе – с поляками.

Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка – сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей – нижняя часть шьется из более грубой материи. Встречаются у украинцев и цельные рубахи. Именно они считаются у женщин праздничными. Интересно, что в восточных регионах Украины носили рубахи без воротника; а в западной – с воротником (такая рубаха с воротником называлась польской).

В женской рубахе обычно украшался вышивкой подол, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Также украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом. Широкие рукава рубахи заканчивались манжетом у запястья.

По традиции украинские девушки до свадьбы носили только подпоясанную рубашку. Надевание поясной одежды связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.

Поясная одежда называлась – понева. Это общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало 3 разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничный наряд в крупную клетку – плахта.

Дерга – состояла из 3-х сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м. шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Дерга – это повседневная одежда, поэтому ее шили из черной или некрашеной ткани без всяких украшений. Была распространена на Подолье, Прикарпатье, Буковине, Полтавщине.

Запаска – наидавнейший вариант несшитой набедренной одежды. Была известна практически по всей Украине. Была в виде двух кусков толстого однотонного сукна разной ширины, чаще черного или синего цвета. Вначале на талии повязывали заднюю часть – более широкую и длинную (задниця), а спереди закрепляли вторую – узкую и короткую (попередниця). Это была повседневная рабочая одежда.

Также на всей Украине был и фартук – для защиты одежды от грязи.

Плахта как праздничная одежда изготавливалась из ткани клетчатого орнамента. Ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. Плахта делалась из двух полотнищ ткани, которые сшивались наполовину или на две трети.

Понева в дальнейшем эволюционировала в юбку (спідницю). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки – андараки.

Дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы.

 

Верхняя одежда украинцев – разнообразна. Ее типы отвечали специфике природно-климатических условий, характеру хозяйственной деятельности, социальному положению населения.

Традиционно верхняя одежда подразделяется на осенне-весеннюю, зимнюю и летнюю. Выделяются несколько наиболее распространенных видов:

7. С прямой спиной – вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опанча.

Наподобие этого – чуга. Распространен у западных украинцев. Чугу набрасывали на плечи, не надевая в рукава.

Манта или гугля – распространен у гуцулов – похожа на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон.

Жупан – давний тип славянской верхней одежды. Праздничный наряд. Наличие жупана – признак богатства.

Кожух – зимняя одежда из овечьих шкур мехом внутрь.

Было еще много других одежд.

Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. Он изначально играл роль оберега. Нарядные пояса были длиной до 3-4 м., ими обматывали талию в несколько раз, а концы свешивались до колен или ниже. Дорогие пояса передавали по наследству.

Пояса выполняли разнообразную функцию: при их помощи закреплялась верхняя одежда, они защищали и стягивали мышцы живота во время физического труда, на них крепились мелкие вещи для повседневного труда. Издавна существовала традиция изображения на поясах различных знаков – оберегов, символов, эмблем.

Также считалось, показаться на людях без пояса – скомпрометировать себя. Сорвать с кого-то пояс при людях – было тяжелым оскорблением.

 

Мужские головные уборы. Разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме – это конусы, цилиндры и полукруглые шапки.

Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна.

Кучма – высокая барашковая шапка, малахай – зимняя шапка с удлиненными наушниками.

С 19 в. украинцы начинают носить кепки.

 

Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих – они должны полностью покрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. В разных регионах Украины были разные способы завязывания платка.

Упрощенный вариант головного убора женщин – мягкая легкая шапочка – чепчик.

Также мировой известностью пользуются украинские венки из цветов с лентами как девичий головной убор.

Вообще девичьи головные уборы не закрывали голову и косу. Коса – основная прическа украинской девушки. На Востоке Украины девушки во время праздника заплетали одну косу, свисавшую. А во время работы – две, и укладывались венком на голове.

Еще во времена Киевской Руси украинские девушки носили распущенные волосы, разделенные на две части.

В западной Украине была традиция продолжать косы искусственно с красной шелковой нити.

Женские прически замужних обычно сводились к закручиванию волос в узел и затыкание под головной упор. Ходить без головного убора замужней – нельзя. Считалось, что в таком случае мог быть неурожай и болезни.

 

 

Обувь украинцев – как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой (постолы, ходоки):

Также изготовляли обувь из коры деревьев (лычаки):

Летом женщины, особенно бедные, ходили босиком.

Для женщин делались праздничные кожаные туфли на невысоком подборе – черевички:

Женские украшения. В первую очередь – это серьги. Они появились как мужское украшение. В разное время они имели разную символику:

В далекой древности люди считали, что уши были вратами через которые входили и выходили духи. Кроме того считалось, что уши – прибежище разума. Поэтому была необходимость защищать уши. Отсюда и серьги – как амулеты.

В Древнем Риме серьги на ушах носили рабы.

В Древней Греции серьги носили только проститутки.

Серьги были популярны еще в Древнем Востоке до нашей эры.

Также были популярны в средние века в Европе, до тех пор, пока в 13 в. католическая церковь запретила их использовать, как украшения, изменяющие человеческое тело (совершенное) созданное по образу и подобию Божиему. Но многие продолжали носить:

Цыгане, например, одевали серьгу в ухо мальчику, если он родился после смерти предыдущего ребенка или же если он – единственный сын в семье.

Воры серьгой демонстрировали бесстрашие по отношению к церкви, запрещающей носить серьги.

У пиратов серьга означала захваченный им корабль.

Традиция носить золотые и серебряные сережки прижилась и на Руси. Серьги указывали на социальное положение семьи. Простолюдины носили серьги из меди и дерева, зажиточные – из серебра. Из княжеской семьи с украшениями и из золота.

В 16-17 вв. на Руси серьги носили холопы. Серьга в ухе – символ принадлежности хозяину.

Казаки запорожские тоже носили серьги: серьга в левом ухе казака означала, что он единственный сын у матери, серьга в правом – последний мужчина в роду.

В 20 в. Считалось, что если мужчина носит серьгу в левом ухе – он гомосексуалист. В правом- гетеро.

В Украине с сережками было связано много обрядовых поверий:

Считалось, что сережки могут снимать головную боль. Потерять сережки считалось большим несчастьем. По традиции в пост или траур одевали самые простые сережки. А в первую брачную ночь невеста обязана была снять сережки.

Девочкам прокалывали уши с младенчества. Дети носили медные, а девушки и женщины – серебряные и золотые.

Обрядовая символика костюма: например, платок или полотенце при сватовстве, а также платок на похоронах – должны были защитить человека от злых сил, принесли здоровье и благополучие (кстати, черный цвет на похоронах прижился только в 19 в., а до этого был белый или синий).

Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка обязательно должна была сшить своему жениху рубашку.

- - - - - - - - - - - - - - -

Носовой платок как модный аксессуар появился в Италии где-то в 16 в. А потом пошел по Европе. Он являлся декоративным дополнением к костюму. И только с 19 в. он становится гигиеническим предметом широкого потребления.

На Руси носовые платки назывались ширинками. Когда появились неизвестно. Наиболее ранние относятся к 16 веку. Вначале они были как декоративный элемент к костюму. А в 18 в., когда стало модным нюхать табак – платок выступает как гигиеническое средство, но только среди знати. Причем они были с украшениями, с камениями и т.д. И считалось, что их нужно иметь много. Так, в богатых семьях их было по несколько сот.

 

Бюстгальтер. От немецкого слова – «поддерживающий грудь». Еще в Древней Греции носили повязки, поддерживающие грудь. Древние римлянки носили кожаные пояски, поддерживающие грудь.

Бюстгальтеры в том виде, как мы их знаем появились в конце 19 в. во Франции.

 

- - - - - - - -

Борода. Считалось, что бороду и усы брить нельзя – это мужская красота. В «Русской правде» за бритье – огромный штраф. Если сбриваешь бороду – чуть ли не антихрист. По тебе не будут службу в церкви вести. Считалось смертным грехом.

Петр 1 ввел обязательное бритье бороды. Не хочешь брить – плати специальную пошлину. Тебе дается специальная монета – «бородовой знак», и ты обязан показывать ее.

 

Темы рефератов:

1. Одежда Киевской Руси.

2. Украинская одежда 14-17 вв.

3. Региональные черты традиционной одежды украинцев 19 – начала 20 века.

4. Верхняя одежда украинцев.

5. История и основные мотивы украинской вышивки.

6. Обрядовая символика одежды.

7. Ежедневная еда.

8. Праздничные блюда.

9. Напитки.

10. Правила народного этикета.

11. Сезонность питания. Пищевые запреты.

 

Темы рефератов:

1. Хлеборобство.

2. Животноводство.

3. Птицеводство.

4. Вспомогательные занятия и промыслы: охота, рыбалка, собирательство.

5. Промыслы и ремесла: ткачество, вышивание, вязание и т.д.).

6. Транспорт (водный и сухопутный).

7. Устное народное творчество.