Этнические общности. Основные черты и этапы формирования, русской нации

Видное место в общественной жизни занимают этнические общности — этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это истори­чески сложившаяся на определенной территории, устойчивая сово­купность людей, обладающая общими чертами и стабильными особен­ностями культуры и психологического склада, а также сознанием сво­его единства и отличия от других подобных образований (самосознани­ем). Внешней формой выражения этноса является этноним — самона­звание (русские, немцы и т. д.). Естественной предпосылкой формиро­вания того или иного этноса является общность территории, посколь­ку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраня­ет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного зна­чения. Так, например, в США американский этнос, прежде всего, складывался в ходе развития хозяйственных, политических и дру­гих связей. Общность языка явилась результатом этого процесса. Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы по­ведения, а также связанные с ними социально-психологические ха­рактеристики сознания и поведения людей.

Значительную роль в формировании этнической общности иг­рает совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. Примером расовой этнической общности можно назвать негро­идный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Аф­рики и США осознают себя как единая общность. Религия же как ком­плексное социокультурное и духовное образование оказывает огром­ное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить главным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов — этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т. д.

Интегративным же показателем сформировавшейся этничес­кой общности служит этническое самосознание — чувство принад­лежности к определенному этносу. Видную роль в этническом само­сознании играет представление об общности происхождения и исто­рических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных вра­гов), на связь с «родной землей», с «родным языком».

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный со­циальный организм и постепенно воспроизводится путем внутрен­них браков и через систему социализации. Для более устойчивого су­ществования этнос стремится к созданию своей социально-террито-риальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность. На­пример, сейчас, после распада СССР, существуют отдельно Россия, Украина, Белоруссия, но русские, украинцы и белорусы принадле­жат к одному русскому этносу.

Русский этнос формируется на базе славянского этноса. По­сылкой его формирования служит территория Северного Причерно­морья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиня­ется всем вышеописанным закономерностям.

Как отмечалось ранее, важнейшим элементом формирования и функционирования любого этноса является такой элемент духовной культуры, как мировоззренческий, включающий в себя мифологиче­ские и религиозные представления. В этих представлениях происхо­дило единение природного и духовного начала, природного и духов­но-нравственного мира человека. Мировоззрение русского этноса на­чало складываться на основе языческих верований славян, которые нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах в догосударст-венный период его существования. Наиболее значительным в языче­ских верованиях древних славян был культ бога Рода, олицетворяю­щего начало жизни, продолжение рода. Род в этих верованиях пред­ставлялся в качестве вселенского божества, носящего космический характер. Наряду с Родом древние славяне выделяли три сферы: не­бесную, земную и подземную. Небесная сфера была представлена Даждь-богом — божеством света, солнца, подателем благ, родона­чальником русских людей, а также Перуном — богом грозы и молнии, покровителем волков. Земная сфера включала Мокошь — мать уро­жая, хозяйку «рога изобилия», и Ладу — покровительницу весенней, пробуждающей силы. Подземный мир, в котором покоятся предки, представлен богом Белесом. Верования древних славян воплощались в обрядах, праздниках и т. д.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произо­шел в середине IX в. С этого времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — рус­ская пация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Соглас­но Сорокину, нация является многообразной (многофункцио­нальной) солидарной, организованной, полузакрытой социаль-покультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государст­ва; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой исто­рии этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Со­рокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языко­вые, культурные и территориальные общности еще не дают на­ции. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к едино­му государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию.

Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момен­та образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорст­во, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а так­же необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X века православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 988 г. князем Владимиром своих подданных). По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской куль­туры и социальной организации представляли собой идеологичес­кое, поведенческое и материальное воплощение установок право­славия с конца IX до XVIII века. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сфе­ры жизни, в том числе и западной культуры.

Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея еди­нения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоле­ния феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противо­борства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и се­ла, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравствен­ное достоинство русских людей. Позднее развитие духовно-нравст­венных основ русской нации тесно связано с собиранием русских зе­мель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что становление и развитие рус­ской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. В род­ной истории были периоды, когда она на время утрачивала свою го­сударственную самостоятельность (татаро-монгольское завоева­ние), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в «Смутное время» XVI в. или период революции и гражданской войны начала XX в.). Но все же русская нация находила в себе силы преодолеть эти трудности и выйти из них с честью. Имеющая более чем тысячелетнюю историю нация сохраняет высокий потенциал для своего развития.

 

Тема № 7. Личность как субъект и объект общественных отношений

1 / Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества. 2/ Ролевые теории личности. Социальный статус 3/ Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности