Эклектики

Киники

Школа философии, которая также шла «на понижение» познавательного пафоса. Связана с именем Диогена, прозванного в Афинах «собакой» (гр. «кинос»). От слова «собака» и пошло название школы. Отсюда также русское «цинизм».

Диоген (400 – 323 гг. до н. э.) родом из Синопа. Долго жил в Афинах в одно время с Платоном, с которым он соперничал, не перенося торжественности Платона, его менторских привычек (что не нравилось в учителе даже Аристотелю).

Учение Диогена:

- Все философы говорят, что надо жить «по природе», но никто из них по природе не живет. То есть все лгут. Жить по природе – значит не обуваться, не одеваться, не варить, не строить жилищ.

- Диоген первым противопоставил природу и культуру. Если жить по природе, то не надо жить по культуре. Диоген, правда, не осмелился утверждать обратное: если жить «по культуре», то «по природе» уже жить не придется.

- Средство философской аргументации Диоген избирает личный пример, личный «образ жизни». Диоген демонстративно делал то, что соответствует природе: мочился под деревьями как собака, на виду у людей лежал на песке в жару, так привлекая внимание людей. За это его критиковал Платон («Сквозь дыры в твоем плаще я вижу твое тщеславие»), а он – Платона. Диоген часто ходил на лекции Платона в саду Академа и пародировал при случае Платона. Однажды Платон небрежно определил человека как существо двуногое, Диоген тут же притащил петуха и сказал: «Вот твой человек». Тогда Платон поправился: «Без перьев». Диоген стал демонстративно ощипывать петуха и т.д.

Презирал всех, кто не живет по природе. Однажды на улице Диоген кричал: «Люди! Люди! Помогите!» Когда все сбежались, он начал всех бить посохом и кричать: «Я звал людей, а не толпу мерзавцев!». В этом же духе – знаменитая история с фонарем. Взяв среди бела дня зажженный ночной фонарь, Диоген бегал по городу с воплем «Ищу человека!». Повстречав какую-нибудь знаменитость, он задерживался, подносил фонарь к лицу и внимательно всматривался… Затем со словами «Опять обознался!» он шел дальше. На вопрос много ли людей было в театре, Диоген ответил: «Народу много, а людей – никого!» Интересно, что своими выходками Диоген третировал весь город, но когда его не стало, все почувствовали, что жизнь стала хуже. Диоген выставили на рынке рабов какого-то острова. Когда мимо шли покупатели, Диоген говорил: «Кто хочет купить господина, купите меня!». Его купили в качестве воспитателя детей для богатой семьи. Сначала его слушали дети, потом мать, в конце концов, и муж матери. Диоген показал себя превосходным педагогом. Афиняне, узнав о рабском положении Диогена, прислали за него выкуп. Однако Диоген к ним намеренно не вернулся.

Вывод: киники утрированно сводят все проявления духовной культуры к телесной реальности. Выступая против умозрительной духовности, против торжественной интеллектуальности, киники приходят не к природе, а к юмору и цинизму.

На самом деле последователей этой школы в обществе сейчас намного больше, чем могло бы показаться. Есть даже целые профессии, в которой цинизм является официальной философией, например, медицина и психиатрия: любовь для медика – это деятельность гормонов, религия для многих психиатров – это психическое отклонение, которое «выражается» в конкретных анализах нейронов и пр. Между тем, сведение культурного к природному и есть цинизм. Много киников и среди простых людей: стремление свести к деньгам всю гамму человеческих наслаждений, например.

 

Диоген не вошел бы в историю философии, если не проводил свою линию столь последовательно. Именно этой неизменной последовательностью Диоген заслужил уважение.

У эклектиков – принципиально противоположный подход: название школы от слова «эклексис», то есть «выбор» (появляется во 2 веке до н.э.).

УЧЕНИЕ. Школа эклектиков позволяет каждому выбирать из любой школы все, что нравится. Комбинируя разные фрагменты из разных школ, можно составлять самому для себя свое мировоззрение и даже выдавать его за свое собственное, «оригинальное». Эклектика характерна для политиков, социально выделяющихся женщин, для молодежи, «которая и жить торопится, и чувствовать спешит».

В Элладе эклектики были высмеяны, но когда Эллада стала частью Рима, эклектика стала рассматриваться в качестве допустимой формы философской образованности.

Открыто защищал эклектику римский политик, оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.). По мнению Цицерона, все философы правы, но при различных жизненных обстоятельствах. Поэтому образованный человек должен знать теорию всех философских школ, а на практике руководствоваться той, которая в конкретных условиях эффективнее других приводит к счастью и успеху.

Цицерон:

«Что посеешь, то и пожнешь»;

«Привычка – вторая натура»;

«Бумага не краснеет»;

«Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга»;

«Не знать истории – значит всегда быть ребенком»;

«Я предпочитаю ошибаться вместе с Платоном, чем разделять правильное суждение с этими людьми».


[1] См.: Костецкий В.В. Вводный курс в философию (лекция по «Пифагореизму»).