Разграничение компетенции антимонопольных органов

Многообразие общегосударственных и региональных рынков, различие в последствиях, которые оказывают нарушения конкурентного законодательства субъектами хозяйствования, органами власти и местного самоуправления объективно привели к разграничению компетенции при рассмотрении дел Комитетом; постоянно действующей административной коллегией Коми­тета; временной административной коллегией Комитета; государственным уполномоченным Комитета; административной коллегией территориального отделения Комитета.

Наибольшее количество рассмотренных дел приходится на территориальные отделения.

Административной коллегии территориального отделения подведомственны дела о нарушениях в виде:

- злоупотребления монопольным (доминирующим) положени­ем, антиконкурентных согласованных действий, недобросо­вестной конкуренции, если последствия нарушения имеют место на региональном рынке;

- антиконкурентных действий органов власти, органов мест­ного самоуправления, органов административно-хозяйствен­ного управления и контроля, кроме тех, которые подведомст­венны постоянно действующей административной коллегии Комитета;

- делегирования полномочий органов власти или органов мест­ного самоуправления, кроме тех, которые подведомственны постоянно действующей административной коллегии Коми­тета;

- склонения к нарушениям, создания условий для совершения таких нарушений или их легитимации органами власти, орга­нами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, кроме тех, которые подведомственны постоянно действующей административ­ной коллегии Комитета;

- ограничительной и дискриминационной деятельности субъе­ктов хозяйствования, объединений, предусмотренной частями первой и второй статьи 18, статьями 19, 20 и 21 Закона Укра­ины «О защите экономической конкуренции», кроме тех, которые подведомственны государственному уполномоченно­му Комитета;

- непредоставления, предоставления информации в неполном объеме территориальному отделению в установленные пред­седателем территориального отделения, административной коллегией территориального отделения Комитета или норма­тивно-правовыми актами сроки либо предоставления недосто­верной информации территориальному отделению;

- создания препятствий работникам территориального отде­ления Комитета в проведении проверок, осмотра, изъятия или наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации;

- предоставления рекомендаций субъектами хозяйствования, объединениями, органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контро­ля, которые склоняют к совершению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции или оказывают содействие совершению таких нарушений, кроме тех, которые подведомствен­ны постоянно действующей административной коллегии;

Дела, подведомственные административной коллегии территориального отделения, рассматриваются в территориальном отделении по месту совершения нарушения или по местонахождению ответчика, или по месту наступления последствий нарушения.

Например, Львовская железная дорога расположена на территории нескольких прилегающих областей. В случае злоупотребления ею своим монопольным положением при подаче – уборке вагонов ущемление прав потребителей может иметь место для грузоотправителей Хмельницкой, Тернопольской, Черновицкой или других областей. Поэтому дела о злоупотреблении монопольным положением будут рассматриваться соответствующими областными антимонопольными органами.

Другой пример: ЧП «Укримиджкалендарь» (юрид. адрес в г. Киев) распространяло среди предприятий Донецкой области неточные сведения относительно наличия у него исключительных прав на выпуск настольных перекидных имидж-календарей и отсутствия таких прав у ООО «Норма-Пресс» (г. Донецк).

Данные действия предприятия содержат признаки нарушения, предусмотренного ст. 8 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», в виде дискредитации хозяйствующего субъекта путем распространения в какой-либо форме неточных сведений, связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта, которые причинили ущерб деловой репутации хозяйствующего субъекта.

Последствия нарушения со стороны ЧП «Укримиджкалендарь» конкурентного законодательства имели место на региональном рынке (Донецкая область), так как неточные сведения относительно ООО «Норма-Пресс» распространялись ответчиком среди участников имиджкалендаря «Деловой Донбасс» - 2004 (справочник региональной элиты) и при подготовке подобных календарей на 2005 год ЧП «Укримиджкалендарь» и ООО «Норма-Пресс» находились в конкурентных отношениях. В этом случае дело о недобросовестной конкуренции может быть подведомственно Донецкому областному территориальному отделению Антимонопольного комитета Украины либо Киевскому городскому территориальному отделению Комитета.

Государственному уполномоченному Комитета подведомствен­ны дела о нарушениях в виде: злоупотребления монопольным (доминирующим) положени­ем, антиконкурентных согласованных действий, недобросове­стной конкуренции, если последствия нарушения имеют место на рынке, который охватывает несколько регионов, или на об­щегосударственном рынке или ограничительной и дискриминационной деятельности субъе­ктов хозяйствования, объединений, если последствия нарушения имеют место на общегосударственном рынке.

Кроме того, он может рассмотреть дело о непредоставлении, предоставлении информации в неполном объеме Комитету в установленные сроки либо предоставления недостоверной информации, а также создания препятствий работникам Комитета в проведении проверок, осмотра, изъятия или наложении ареста на имуще­ство, документы, предметы или другие носители информации.

Временная административная коллегия Комитета может быть образована для рассмотрения любого дела. Однако более всего получила распространение практика создания коллегий на базе территориальных отделений для рассмотрения и принятия решений по наиболее значимым делам в регионах.

Постоянно действующей административной коллегии Комитета подведомственны дела о нарушениях в виде: антиконкурентных действий органов административно-хо­зяйственного управления и контроля, деятельность которых распространяется на всю территорию Украины; склонения к нарушениям, создания условий для совершения таких нарушений или их легитимации центральными органа­ми исполнительной власти, областными, Киевской и Севасто­польской городскими государственными администрациями и предоставление им рекомендаций.

Комитету подведомственны прежде всего дела о нарушениях в виде антиконкурентных действий цент­ральных органов исполнительной власти, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администра­ций, органов местного самоуправления соответствующего уровня; дела, материалы которых связаны с обеспечением националь­ной безопасности, обороны, общественных интересов или со­держат государственную тайну, или если ответчиком по делу является Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым. Кроме того, необходимо учесть, что Комитет может принять к своему производству и рассмотреть лю­бое дело.

Дела о нарушениях в виде ограничения в хозяйственной дея­тельности субъекта хозяйствования в ответ на то, что он обратился в Комитет или его территориальное отделение с заявлением о наруше­нии законодательства о защите экономической конкуренции, подве­домственны тем органам Комитета, которым подведомственно дело, которое должно рассматриваться по такому заявлению.

Дела о нарушениях в виде неисполнения решения, предвари­тельного решения органов Комитета или их исполнение не в полном объеме рассматриваются органами Комитета, которые приняли соот­ветствующее предварительное решение или решение.

Например, в отношении ОАО «Облгаз» было принято решение территориального отделения о прекращении нарушения и наложении штрафа. Общество уплатило штраф за нарушение конкурентного законодательства. Однако в ходе последующего контроля было выявлено, что структурные подразделения общества в городах области продолжают злоупотребление монопольным положением.

В этом случае дело о невыполнении решения должно рассматриваться территориальным отделением.

Председатель Комитета имеет право по ходатайству лиц, которые принимают участие в деле, по представлению государст­венного уполномоченного Комитета, руководителя структурного подразделения Комитета, председателя территориального отделе­ния или по собственной инициативе любые материалы, находящиеся в производстве органа или должностного лица, упол­номоченных на их рассмотрение, передать на рассмотрение друго­му органу или должностному лицу.