Функциональный анализ и его особенности
План
Диалектический подход к исследованию
Методологические подходы к ИСУ.
Лекция 7
3. Понятие подхода
4. Диалектический подход к исследованию.
Всеобщим методом научного мышления, охватывающим все явления материального и духовного мира, является материалистическая диалектика. Диалектика как теория познания раскрывает процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины. Опираясь на признание объективного характера всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, явлений, процессов, диалектика требует от исследователя рассматривать изучаемый объект как обязательное и определенное звено в бесконечной цепи связей, изучать отношения и зависимость предмета от других предметов. Диалектика предостерегает исследователя от того, чтобы рассматривать изучаемый предмет как что-то постоянное и неизменное, а не в процессе его развития — возникновения, становления, функционирования с определением возможных перспектив его будущего. Только владея этим всеобщим методом, исследователь будет видеть противоречивую сущность явлений, процессов, предметов, ясно различать в мышлении противоречия, объективно отражающие противоречия исследуемого объекта, и противоречия субъективные, связанные с нарушением законов логики мышления; понимать, почему единство и борьба противоположностей является источником, движущей силой развития природы, общества, мышления. Эти методологические нормы, которыми диалектика вооружает исследователя, могут быть сформированы так: для действительного знания предмета должны быть охвачены, изучены все его законы, все связи и опосредствования.
Таким образом, диалектический подход к исследованию требует:
· рассматривать все связи и взаимообусловленности изучаемого объекта;
· рассматривать объект изучения в динамике (в процессе функционирования);
· опираться на известные законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей – все вещи, явления, процессы материального мира и их отражение в человеческом сознании рассматриваются как сложные системы, элементы которых являются по отношению друг к другу противоположностями. Закон раскрывает внутренний источник самодвижения и саморазвития всех вещей и явлений материального мира, сущность внутренних движущих сил всякого развития.
Закон перехода количества в качество – определяет содержание любого диалектического процесса как единство сравнительно медленных количественных изменений внутри данного качества и быстрых, скачкообразных переходов от одного качества к другому, встающему на место старого. Закон раскрывает особенности переходов от одного состояния к другому. Он отражает внутреннюю, общую для всех вещей и явлений специфику развития каждого данного качества и диалектического превращения его в новое качество путем скачка.
Закон отрицания отрицания – каждый данный уровень развития, каждая конкретная вещь или явление есть отрицание своей предшествующей ступени и отрицание отрицания по отношению к еще более раннему уровню. При этом каждая ступень отрицания отрицания существует только потому, что она выступает как необходимый элемент преемственного, поступательного и спиралеобразного процесса всеобщего развития. Закон раскрывает общую связь процесса развития и его основную тенденцию – путь от старого к новому, от настоящего к будущему.
Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые он не должен отрицать. Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя следующие принципы:
1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.
2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.
3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как ведущей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.
4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования.
5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный принцип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
7. Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенности от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.
8. Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
.
Все принципы теснейшим образом связаны между собой. Поэтому необходимо не только знать их, но и уметь использовать во взаимосвязи и взаимодействии.
4.3. Диалектические методы исследования
В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т. д. Полный состав диалектических методов исследования представлен насхеме 21.
Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа.
Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т. д.
Функциональный анализ проводится одновременно с исследованием структуры и неразрывно связан со структурным анализом.
Цель функционального анализа – исследование динамических характеристик системы путем определения процессов изменения ее состояния с течением времени на основании принятых алгоритмов функционирования.
Объектами исследования функционального анализа являются реализуемые системой методы и алгоритмы управления, включая общий алгоритм функционирования, содержащий все основные этапы (фазы, функции) управления, и частные методы и алгоритмы, направленные на выполнение отдельных этапов управления (формирование цели управления, сбор и обработка необходимой информации, принятия решений, организация выполнения решений и др.).
К основным показателям процессов функционирования относятся: продолжительность реализации полного цикла управления; время достижения поставленной цели; степень соответствия полученных результатов цели управления; ресурсы, затраченные на достижение поставленной цели управления; показатели всей совокупности частных задач, решаемых в процессе функционирования системы управления.
В ходе функционального анализа разрабатываются модели функционирования модели функционирования, характеризующие процессы изменения состояний объекта управления под влиянием управляющих воздействий и влияние этих процессов на показатели эффективности управления. Для комплексного описания и моделирования используются функциональные схемы и сетевые графики, а для моделирования работы отдельных элементов и решения частных задач управления в зависимости от специфики задания состояний объекта управления и степени определенности исходных данных, можно использовать различные детерминированные и стохастические модели оптимального управления и выработки решений.
Общая процедура функционального анализа включает следующие этапы:
1. Определение и описание общего процесса управления, реализуемого исследуемой системой;
2. Декомпозицию общего процесса управления на ряд частных функций (задач, операций), выполняемых элементами системы управления.
3. Определение качественных и количественных характеристик исследуемых процессов и функций управления.
4. Формирование критериев и оценку эффективности функционирования системы управления.
5. Принятие решения о необходимости совершенствования функциональных характеристик системы управления.
Функциональный анализ общественных систем имеет следующие особенности и включает: определение целей управления и построение дерева целей, соответствующего иерархической структуре системы управления; определение перечня и содержания основных задач управления, установление их взаимосвязи по входной и выходной информации; анализ и рациональное распределение функций управления между органами и отдельными руководителями; анализ и определение обязанностей, прав, ответственности и соподчиненности органов и отдельных должностных лиц при решении задач управления; исследование и разработку эффективных методов решения задач управления; обобщение и применение принципов управления, разработанных в ходе исторического развития и совершенствования исследуемых систем.
1. Зачем исследователю знание диалектики?
2. В чем содержание и особенность диалектического подхода к исследованию?
3. Существует ли система диалектических методов исследования?
4. В чем заключается практическая ценность диалектического подхода к исследованию?