Правовое регулирование охраны объектов животного мира

Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.- Животный мир как объект правовой охраны характеризуется рядом признаков, которые закреплены в экологическом и фаунистическом законодательстве. К ним относятся:

- принадлежность к дикой фауне. В последних научных работах пред­лагается отказаться от столь узкого понимания признака принадлеж­ности к объектам животного мира. Так, Н.Н. Веденин пишет, что «поня­тие «животный мир» должно охватывать все разновидности животного мира, включая домашних животных...». В качестве одного из аргументов приводится тот факт, что в настоящее время многие представители домашней фауны находятся на грани исчезновения, а особенно опасная ситуация сложилась в птицеводстве. Однако такие предложения пока не встретили понимание законодателя.

- нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь живот­ного с окружающей средой. Дикие животные, находящиеся в зоопарках, вольерах, а также некоторые виды животных (например, северные олени), содержащиеся в полувольных условиях, охраняются как товар­но-материальные ценности в соответствии с требованиями гражданско­го права.

- установление территориальных границ нахождения дикого животно­го. Только на территории России они входят в единый государственный фаунистический фонд. Это важно при определении мигрирующих животных.

- непотребляемость объекта, т.е. при переходе отдельного животного с территории России на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т.д., животный мир в целом как объект охраны не исчезает. Следует отметить, что термин «потребляемость» относится не к отдельным объ­ектам или видам животного мира (которые, конечно, потребляемы), а к фаунистическому фонду в целом, поскольку даже если сохранится хотя бы одно дикое животное, отвечающее названным признакам, фаунисти­ческий фонд сохраняется.

В ряде исследований ранее указывалось еще на один признак - полез­ность, который был закреплен в законодательстве 60-х годов XX века. Однако впоследствии большинство ученых и законодатель отказались от деления животных на полезных и вредных, ибо оно всегда носило условный характер. Поскольку в природе все взаимосвязано, то отде­льные виды животных в различной обстановке могут быть как вред­ными, так и полезными. Так, заяц или дикий кабан при оптимальной численности на 1 км охотничьих угодий - животные полезные, однако в случае превышения их численности уже являются вредными, поскольку могут нанести существенный вред лесному и сельскому хозяйству.

Использование животного мира - изучение, добывание объектов животного мира или получение пользы от них иными способами для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Использование объек­тов животного мира не должно приводить в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира.

Охрана животного мира - деятельность, направленная на сохране­ние биологического разнообразия и обеспечение устойчивого сущес­твования животного мира, а также на создание условий устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. Одним из направлений деятельности по охране животного мира является охрана среды обитания животного мира.

Федеральное законодательство устанавливает два режима охраны животных. Общий режим охраны устанавливается Законом о живот­ном мире. Так, по критерию возможности быть объектом охоты и рыболовства, данный закон определяет две категории объектов живот­ного мира с общим режимом правовой охраны:

а) Объекты животного мира, которые являются объектами охоты или рыболовства (их перечень указан в Постановлениях Правительства РФ и пользование этими объектами допускается в установленном законом порядке на основании лицензии). В отношении таких объектов живот­ного мира предусматриваются гуманные способы охоты.

б) Объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты или рыболовства. Их добывание или иное использование, согласно ст. 43 Закона о животном мире, допускается только по разрешениям специ­ально уполномоченных государственных органов.

Особый режим охраны устанавливается указанным законом в отношении объектов животного мира, отнесенных к числу особо охраняемых, в том числе указанных в Красной книге РФ и Красных книгах субъектов РФ.

При этом действуют правила, распространяемые на все указанные категории объектов животного мира. В их числе - установление сис­темы ограничений и контроля за изъятие объектов животного мира из среды их обитания (например, для акклиматизации или гибридизации), требования к природоиользователям при осуществлении ими хозяйс­твенной деятельности (обязательность применения технологий ведения сельскохозяйственных или иных работ, не подвергающих уничтожению объекты животного мира), а также создание особо охраняемых природ­ных территорий.

Так, в границах национального парка запрещена промысловая охота и рыболовство, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологичес­ких коллекций и т.д. (ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях). Следовательно, охране подлежат все виды растений и животных, находящиеся в границах данной категории ООПТ.

Отнесение объектов животного мира в категорию редких и находя­щихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организ­мов означает, что их численность и ареал резко сократились и продолжают сокращаться в результате прямого истребления, разрушения мест обитания или по другим причинам. Эти биологические виды не могут выжить без активного вмешательства человека. Для их сохранения уста­навливается режим их особой охраны, при этом существует три уровня учета и охраны редких и исчезающих растений и животных, осущест­вляемых посредством ведения Красных книг.

Первый уровень - это участие в ведении Международной Красной книги и Красной книги государств-участников СНГ. Второй уро­вень - ведение Красной книги РФ и третий - Красных книг субъектов РФ.

Так, например, в Красную книгу Ростовской области, изданную в 2003 г., вошли 253 вида редких животных. Однако, несмотря на разработку более

чем в 40 субъектах РФ региональных Красных книг, остается нерешенной проблема повышения эффективности данного направления охраны живот­ных и растений. Одним из ее аспектов является отсутствие административ­ной ответственности за нарушения законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ о Красных книгах субъектов РФ. Подобные нормы могли бы содержаться в КоАП субъекта РФ (равно как нормы об ответс­твенности за нарушение положений Красной книги почв субъекта РФ).

Красная киша РФ - официальный документ, содержащий свод све­дений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находя­щихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произраста­ющих) на территории РФ, континентальном шельфе и в исключитель­ной экономической зоне РФ. По своей юридической природе Красные книги являются разновидностью кадастров природных ресурсов и объектов. Ведение Красной книги РФ осуществляется МПР России. Красная книга РФ должна издаваться не реже одного раза в десять лет. Растения и животные, которые туда попали, повсеместно подле­жат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается всякая деятельность, которая ведет к сокращению их численности или ухудшению среды обитания. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают такие животные, несут повышенную ответственность за уничтожение этих объектов животного и растительного мира (ст. 259 УК РФ «Унич­тожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации»).

Объекты животного и растительного мира могут также попадать под действие международных соглашений и конвенций, либо быть занесен­ными в Международную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ. Так, 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных, обитающих в России, занесены в Красный список Меж­дународного союза охраны природы. Особое внимание международ­ные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообраз­ные. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует специально разработанных мероприятий на федеральном уровне.

В Красную книгу России занесено 415 видов (подвидов, популяций) животных и 533 вида растений, 17 видов грибов. Перечень животных, которые занесены в Красную книгу РФ за последние годы, увеличился в 1,6 раз. При этом 38 видов животных исключено из Красной книги, поскольку им перестала угрожать опасность исчезновения.

Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, зане­сенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и дру­гих домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях. Добывание объектов живот­ного мира производится только на основании разрешения (распоряди­тельной лицензии).

Другим способом охраны редких и исчезающих объектов животного и растительного мира является разработка федеральных и региональных целевых программ, направленных на спасение определенных видов растений и животных. В их числе, например, подпрограмма «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», входящая в состав Федеральной целевой. программы «Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)», утвержденной постановлением Правитель­ства РФ от 7 декабря 2001г.

Рассматриваемая проблема имеет и еще один важный аспект, выте­кающий из положений международных договоров, регламентирующих ввоз, вывоз и транзитную перевозку редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Среди указанных международных документов следует выделить Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезнове­ния (СИТЕС), а также Перечни видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт которых, а также их частей или дериватов, разработанный в соответс­твии с данной Конвенцией.

Выполнение требований Конвенции и последующих резолюций и решений конференций стран-членов Конвенции обусловило разработку и внедрение внутреннего законодательства, регулирующего торговлю и использование видов диких животных и растений (их частей, дериватов и любых изделий из них), включенных в Приложения к Конвенции. Введение таких требований в п.З ст.60 Закона об охране окружающей среды означает установление на законодательном уровне государствен­ного регулирования соответствующей деятельности, включающего в себя введение определенных ограничений гражданского оборота образ­цов диких животных и растений, а также установление мер ответствен­ности за нарушения в сфере их оборота и использования.

В настоящее время регулирование оборота диких животных и расте­ний, включенных в Приложения СИТЕС, осуществляется на основании Закона о животном мире, Таможенного кодекса РФ, иных федеральных законов и ряда подзаконных нормативных правовых актов. Из данных документов следует, что вывоз с территории Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, допускается при наличии специального раз­решения Административного органа по Конвенции в Российской Федерации, а ввоз таких видов животных и растений на территорию Россий­ской Федерации - при наличии разрешения административного органа по Конвенции или другого компетентного органа страны-экспортера, а в случаях, предусмотренных Конвенцией, и разрешения Административ­ного органа по Конвенции в Российской Федерации.

Ввоз на территорию Российской Федерации или иностранных госу­дарств подпадающих под действие Конвенции видов животных и растений, их частей или дериватов, добытых в открытом море судами, плавающими под флагом Российской Федерации, допускается при наличии разрешения (сертификата) Административного органа по Кон­венции в Российской Федерации. Данный орган принимает решение и в отношении юридической судьбы конфискованных и обращенных в собственность государства диких животных и растений, их частей или производимой из них продукции - дериватов, попадающих под дейс­твие Конвенции СИТЕС.

Административным органом по обязательствам из данной Конвенции в Российской Федерации является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении МПР России (в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб), а также Федеральная служ­ба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (в отношении осетро­вых видов рыб).

Однако эффективность мер по охране редких и исчезающих живот­ных и растений пока не достаточно высока, а имеющаяся правовая база нуждается в совершенствовании. По данным Интерпола нелегальная торговля дикими животными и растениями без учета древесины и рыбной продукции выходит на второе место в мире после наркотиков, достигая 6 млрд. долларов США ежегодно. При этом Россия является одной из основных стран на незаконном рынке биологических объектов, выступая в качестве как импортера или экспортера, так и как страна транзита. Например, за 11 месяцев 1999 года только на таможенных постах города Москвы было произведено 47 задержаний незаконных грузов с образцами диких животных и растений на общую сумму свыше 100 тыс. долларов США. По оценке экспертов это составляет лишь 5 процентов от всего незаконного ввоза, осуществляемого через Москву.

Незаконно ввезенные животные поступают в продажу не только через сеть нелегальных дилеров, но и легально на Птичьем рынке. Ввиду отсутствия в РФ надлежащего внутреннего законодательства в данной сфере общественных отношений, указанный вид бизнеса бурно разви­вается и полностью находится в сфере «теневой» экономики. В связи с этим продавцы и посредники получают весьма значительные доходы, не платя подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования и т.д. С другой стороны, неконтролируемый ввоз из-за рубежа объектов фауны и флоры сужает налогооблагаемую базу и не дает развиваться легальному предпринимательству в области разведения экзотических животных и растений. Неконтролируемый ввоз и продажа изъятых из природы и пользующихся спросом на российском рынке экзотических животных опасны и возможностью завоза в страну малознакомых инфекций. Так, отмеченный медиками в 1993-1995 годах в Москве резкий рост смертности последовал за пиком ввоза приматов и попугаев в Россию.

Некоторые объекты, занесенные в Приложения СИТЕС и добыва­емые нелегально, широко представлены на внутреннем российском рынке. Это в первую очередь осетрина и черная икра. Объемы незакон­ного вылова осетровых в десятки раз превышают легальные квоты на вылов. Торговля осетриной в различных видах и черной икрой открыто осуществляется на рынках и в магазинах. Отсутствие единого и эффек­тивного законодательства, регулирующего коммерческое использова­ние редких видов животных, делает малоэффективными действия пра­воохранительных органов, часто не способных доказать незаконность происхождения товара, и существенно сокращает доходы бюджетов всех уровней.