Хозяйственные реформы второй половины XVII в.

Положение России во второй половине XVII в. определялось необходимостью преодоления хозяйственного разорения после Великой смуты начала века и отставания страны. Чрезвычайность социально-экономических условий и ответных правительственных мер привела к окончательному оформлению мобилизационного типа экономического роста, определившего дальнейшее развитие государства.

Основные признаки мобилизационного типа экономического роста:

укрепление государства военно-феодальными методами;

преобладание политических факторов над экономическими;

создание особой системы компенсаций затрат государства:

* торговля сырьем;

* приращение территорий;

* бюрократизация управления;

* внеэкономические методы эксплуатации собственного народа).

Расширение границ государства, ужесточение классовой борьбы, борьба с турецко-татарской агрессией на юге, война с Польшей и Швецией требовали укрепления армии и власти. Это стимулировало проведение новой комплексной реформы в рамках повышательной стадии экономического цикла 1640-1690 гг. Осуществление военной реформы – создание трех новых штабов армии, введение рейтарских, драгунских войск и солдатской пехоты, перевооружение армии, попытка строительства флота – поглотило почти половину бюджета. Это привело к изменению налоговой системы (введение подворного обложения в деревне и поразрядного городского налога) и проведению денежной реформы 1660 г., предполагающей использование медных монет на правах серебряных и завершившейся печально знаменитым Медным бунтом июля 1662 г.

Нехватка финансов стимулировала развитие системы компенсаций, подготовившей усиление личной власти царя, особенно в области верховного управления, и одновременно создавшей государственную систему использования принудительного труда в результате полного закрепощения крестьян. Укрепление государства позволило перейти к более действенным мерам регулирования экономики. Так, в торговой политике наметился переход к меркантилизму. В 1649 г. была отменена монополия англичан на торговлю с Россией, а в 1653 г. Алексей Михайлович подписал Торговый устав. Его главное значение состояло в том, что вместо множества торговых пошлин (явочной, езжей, мостовой, полозовой и др.) устанавливалась единая пошлина в размере 5% с цены продаваемого товара. С иностранных купцов взималась пошлина в 6 %, а при отправке товаров внутри страны – еще 2 %. В 1667 г. начал действовать Новоторговый устав (автор – А. Л. Ордын-Нащекин), по которому общий сбор с иностранных купцов составлял уже 22 %. Однако проведение протекционистской политики, укрепляющей внутренний рынок страны, не могло решить проблем отставания России от развитых стран. Экономическая деятельность правительства не была последовательной, т.к. осуществление комплексной реформы способствовало не стабилизации внутреннего положения, а наоборот, дезорганизации экономики. Незаконченность реформ создавала условия для их инверсии (возвратности).

Дополнительная литература

Амосов А. Экономический и эволюционный аспект национальных государственных интересов // Вопр. экономики. 1994. № 2. С. 89.

Спасский И.Г. Русская монетная система. – М., 1962.