Выдвижение гипотез

План

Разработка гипотезы и концепции исследования СУ.

Лекция 6

 


1. Понятие гипотезы

2. Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления

 

Гипотеза(в переводе с греческого – предположение) – научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно.

Гипотеза– априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса. Ее выдвигают в начале исследования малоизученной проблемы.

Основой гипотезы является вся совокупность данных, в том числе неосознанные (подсознательные) данные по решаемой проблеме и (или) такое же предположение ранее. В процессе исследования гипотезу либо подтверждают, или отвергают.

Основной источник гипотезы – интуиция.

Интуицией называют способность постижения истины путем ее усмотрения без основания с помощью доказательств.

Основа интуиции – подсознательная информация и прогностические способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипотез. В научных источниках принято различать два вида гипотез:

1. Гипотеза как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку составляющего гипотезу предложения.

2. Ее рассматривают как структурный элемент научной теории.

В современном познании метод гипотез чаще используют в неявной, скрытой форме в границах других методов научного познания (мыслимом эксперименте, гипотетически – конструктивном и индуктивном методах).

Научная гипотеза, как правило, выдвигается в контексте развития науки при необходимости решения каких-либо конкретных проблем, с целью объяснения новых экспериментальных данных или устранения противоречий теории с результатами экспериментов.

Концепцией исследования СУ принято называть совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования.

Концепцию разрабатывают для исследования трудно структурированных проблем. Она содержит набор гипотез и этапы их исследований.

Концепция исследования свое развитие имеет:

· в сценарии;

· алгоритме;

· проекте исследований.

 

Отметим, что концепция может разрабатываться:

· или в результате дополнительного исследования;

· по аналогии с уже выполненными ранее исследованиями.

 

Сценарий исследования – это логическая последовательность процедур, позволяющая обеспечить достижения целей исследований. Разрабатывается на основе концепции.

Алгоритм исследования - это определенная последовательность выполнения процедур исследования в целях достижения необходимого результата. Их разрабатывают для качественно структурированных проблем, прежде в конкретных исследованиях. Алгоритм исследований разрабатывают на основе:

· сценария;

· методике;

· аналогии предшествующих исследований.

 

Приемом исследования СУ принято называть:

· реальное действие;

· изменение параметра или фактора;

· одну или несколько логических или математических операций, направленных на получения промежуточного, локального результата.

 

Процедурой исследования называют некоторую совокупность исследовательских приемов, направленных на выполнение задач этапа исследования.

Методика исследования – это совокупность приемов данного исследования, позволяющая достичь его целей или целей этапа. Разрабатывается на основе концепции.

Средства исследований – это материальные, искусственно созданные объекты, предназначенные для того, чтобы в процессе исследований:

· имитировать внешние воздействия (факторы);

· генерировать тесты;

· проводить измерения;

· передавать информацию;

· обеспечить безопасность эксперимента и др.

 

Гипотеза — форма развития теории. Схема возникновения и становления гипотезы следующая (рис.1).

 
 

 

 


выполняется
Не выполняется

 
 

 


Рис.1. Алгоритм формирования гипотез

 

Описание фактов осуществляется: средствами естественного языка; статистическими методами (таблицы, ряды динамики и пр.); графически (графики, диаграммы и т.п.).

 

Специфическими признаками гипотезы являются:

1. Адекватность и обоснованность (должна объяснять как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки - противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены).

2. Принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики).

3. Полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим — уже известным, но не объясненным в других областях исследования.

4. Простота.

5. Достоверность.

Уяснение конкретных задач осуществляется в твор­ческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. В этих целях изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выде­ляются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляет прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

Гипотезы бывают:

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления). Например: система управления должна содержать ….;

б) объяснительные (вскрывающие причины явления). Например: если заменить управляющего, то доходность фирмы увеличится;

в) описательно-объяснительные.

К гипотезе предъявляются определенные требования:

- она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

- в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

- требуется безупречное стилистическое оформле­ние, логическая простота, соблюдение преемственности.

Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инструктивным или дедуктивным.

При этом, формальными признаками хорошей гипотезы являются:

а) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посыпками (иногда исследователи формулируют проблему в одном определенном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);

б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имею­щимся знаниям по данной проблеме (если такого соответ­ствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

в) проверяемость.

Исходное теоретическое знание о проблеме ис­следования формируется как априорное, гипотети­ческое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположи­тельно, до проведения эмпирического исследова­ния.

 
 


Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рас­суждения о непонятном, неясном, ставшем пред­метом исследования.

1. Это вероятностное знание.

2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).

3. Это знание предполагает разрешение проти­воречия, лежавшего в основе проблемы.

4. Это знание содержит качественно новые мо­менты, по сравнению с имеющимися.

5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки.

Основные процедуры построения гипотез:

— выдвижение гипотез;

— формулировка (разработка) гипотез;

— проверка гипотез.

Выдвижение гипотез есть основной вид научно­го творчества, связанный с объективной потреб­ностью в новом знании, которое выступает средст­вом поиска нового способа объяснения еще не известных фактов, имеющихся в конкретных усло­виях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемые явления.

В исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным зве­ном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истин­ного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.

Решения очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала берутся в качеств» исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается какгипотеза.

Осознание наметившегося решения как гипотезы, т. е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе — к окончательному, в предела данного мыслительного процесса, суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.

Цель выдвижения гипотез:

а) сузить массу возможных предложений и до­гадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследова­тельского поиска к желаемому результату.