Перестройка во внешней политике - концепция нового политического мышления

Изменения во внутриполитической жизни страны, начавшиеся весной 1985 года, затронули сферу внешнеполитической деятельности советского государства. Страна приступила к реформам, имея непростое наследие в сфере внешней политики. Период от середины 70-х до середины 80-х годов ознаменовался в отношениях между Востоком и Западом «вторым изданием холодной войны». Требовалось пересмотреть основы политического мышления, воспринимавшего мир через призму конфронтационного подхода, делившего его на две общественно-политические системы, обреченные в своих отношениях на вечный антагонизм. Таким образом, начал создаваться новый внешне­политический курс советского государства. В основу его легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, который составляется на основе приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Советское руководство попыталось придать этим идеям вид философской основы новой внешнеполитической доктрины, осознавая реальность угрозы ядерного самоуничтожения человечества. Тезис о невозможности победы в ядерной войне стал как бы материальной основой нового политического мышления.

В результате нового внешнеполитического курса советские войска были выведены из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности, о сокращении стратегических вооружений означали начало принципиально новой тенденции к сокращению ядерного оружия. Идеи нового политического мышления воплощались в практику между­народных отношений, способствовали их оздоровлению. Начался энергичный диалог между СССР и рядом стран Азии: Индией, Японией, Южной Кореей. Сферой повышенного внимания советской внешней политики оставался европейский континент. Многочисленные двусторонние встречи советских лидеров с руководителями европейских государств - Великобритании, ФРГ, Франции, Италии - создали благоприятные условия для решения стоящих задач. Советский Союз выдвинул концепцию создания "общеевропейского дома", предполагая, что ее реализация позволит преодолеть последствия конфронтационной политики на континенте, объединить усилия европейцев в решении экономических, социальных и политических проблем, существующих в Европе.

В 1990 году состоялась общеевропейская встреча в верхах на которой была принята Хартия для новой Европы, документ, открывший новую страницу в истории континента. Он провозгласил окончание эры конфронтации и раскола Европы, подтвердил стремление европейских государств строить свои отношения на основе твердой приверженности демократии, базирующейся на принципах свободы и прав человека, процветании через экономическую свободу и социальную справедли­вость, равной безопасности для всех стран.

Подписание парижской Хартии было бы невозможно без радикального обновления советской внешней политики. Верность Советского Союза принципам нового политического мышления подтвердили события, развернувшиеся в странах Восточной Европы в 1989 году. Здесь на протяжении нескольких месяцев (октябрь - декабрь 1989 г.) произошла смена всех руководящих политических структур, отразившая стремление народов данных стран к радикальному обновлению общественных отношений. Это был протест против авторитарных режимов, против насилия бюрократии, против эконо­мической неэффективности, стагнации, снижения уровня жизни. В большинстве восточноевропейских стран в результате указанных событий к власти пришли оппозиционные коммунистам силы, поставившие вопрос не только о смене власти, но и об изменении общественного строя. Итогом происходящих событий стало объединение Германии, прекращение существования Совета Экономической Взаимопомощи, организации Варшавского договора.

Коренное оздоровление международных отношений, переход к новому периоду в мировой истории - периоду длительного мира и более полной свободы - отвечали жизненным интересам нашей страны. Произошло сокращение армии и ее вооружения. Осуществлен вывод войск из Чехословакии, Германии, Венгрии, Монголии. Наша страна не стала производить химическое оружие. Началось сокращение оборонного комплекса и перевод его потенциала на мирные нужды.

Однако, несмотря на серьезный поворот от конфронтации к сотрудничеству между государствами и впервые официально признанный отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и еще медленнее переводилось на язык конкретных политических инициатив. В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику нашей страны. Рядом смелых инициатив наша страна взломала лед международной конфронтации и выступила лидером в процессе глобальных изменений международных отношений, а также окончания холодной войны.