Младший школьный возраст
Дошкольный возраст
Возрастные периодизации
Возрастные, индивидуальные особенности развития
Влияние среды на личность
Среда – это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; это окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Первый фактор развития личности, среда, влияющая на этот процесс – семья. В семье, в первые годы жизни ребенка, в эту складывающуюся личность закладываются культура, знания и т.д.
Окружающая среда и общество всегда влияют на личность. Общество складывается из личностей.
Возрастная периодизация(ВП). В основу любой ВП положено физическое, психическое и социальное развитие.
Возрастные особенности сочетают в себе конкретный возраст, анатомо-физиологические и психические качества.
Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.
Период | Педагогическая | Психологическая |
1 | Младенчество (1й год жизни) | Пренатальный |
2 | Преддошкольный (от 1 до 3 лет) | Новорожденности (до 6 недель) |
3 | Дошкольный (от 3 до 6 лет) Младший дошк.(3-4г), средний дошк.(4-5л), старший дошк.(5-6л) | Грудной (до 1 года) |
4 | Младший школьный(6-10 лет) | Ползунковый (от 1 года до 3 лет) |
5 | Средний школьный (10-15 лет) | Дошкольный (3-6 лет) |
6 | Старший школьный (15-18 лет) | Школьный (6-11лет) |
7 | Пубертатный (11-15 лет) | |
8 | Юношеский (15-20 лет) |
По этой таблице мы можем четко увидеть, что психологическая ВП отличается от педагогической. В психологической ВП учитываются периоды возрастных кризисов и перемен в жизни человека.
Ролевые игры – 3-4года – игра в одиночестве; 4-5лет-сюжет в игре;5-6лет-роли, проявление лидерства.
В шестилетнем возрасте у ребенка наступает большая перемена в жизни. Ведущей деятельностью становится учение. Появляются новые обязанности, возникают новые отношения со сверстниками. Познавательная деятельность школьного возраста преимущественно происходит в процессе обучения, мышления. В начальной школе развитие происходит от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
В школьном возрасте у ребенка достаточно слаба функция интеллекта и она начинает свое развитие в младшем школьном возрасте. Здесь велика роль учителя и родителей. Главная задача начальной школы – включить ученика в разумно-организованный учебный труд.
Средний школьный возраст(пубертатный)
Подростковой кризис. Тяжелое время и для самого подростка и для окружающих. Развитие мысли. Критичность. Период благоприятен для творчества, но опасен слишком большой эмоциональностью.
Педагогический процесс – процесс образования.
Компоненты процесса:
1. целевой
2. содержательный
3. деятельностный
4. результативный