Младший школьный возраст

Дошкольный возраст

Возрастные периодизации

Возрастные, индивидуальные особенности развития

Влияние среды на личность

Среда – это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; это окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Первый фактор развития личности, среда, влияющая на этот процесс – семья. В семье, в первые годы жизни ребенка, в эту складывающуюся личность закладываются культура, знания и т.д.

Окружающая среда и общество всегда влияют на личность. Общество складывается из личностей.

Возрастная периодизация(ВП). В основу любой ВП положено физическое, психическое и социальное развитие.

Возрастные особенности сочетают в себе конкретный возраст, анатомо-физиологические и психические качества.

Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

Период Педагогическая Психологическая
1 Младенчество (1й год жизни) Пренатальный
2 Преддошкольный (от 1 до 3 лет) Новорожденности (до 6 недель)
3 Дошкольный (от 3 до 6 лет) Младший дошк.(3-4г), средний дошк.(4-5л), старший дошк.(5-6л) Грудной (до 1 года)
4 Младший школьный(6-10 лет) Ползунковый (от 1 года до 3 лет)
5 Средний школьный (10-15 лет) Дошкольный (3-6 лет)
6 Старший школьный (15-18 лет) Школьный (6-11лет)
7 Пубертатный (11-15 лет)
8 Юношеский (15-20 лет)

По этой таблице мы можем четко увидеть, что психологическая ВП отличается от педагогической. В психологической ВП учитываются периоды возрастных кризисов и перемен в жизни человека.

Ролевые игры – 3-4года – игра в одиночестве; 4-5лет-сюжет в игре;5-6лет-роли, проявление лидерства.

В шестилетнем возрасте у ребенка наступает большая перемена в жизни. Ведущей деятельностью становится учение. Появляются новые обязанности, возникают новые отношения со сверстниками. Познавательная деятельность школьного возраста преимущественно происходит в процессе обучения, мышления. В начальной школе развитие происходит от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.

В школьном возрасте у ребенка достаточно слаба функция интеллекта и она начинает свое развитие в младшем школьном возрасте. Здесь велика роль учителя и родителей. Главная задача начальной школы – включить ученика в разумно-организованный учебный труд.

Средний школьный возраст(пубертатный)

Подростковой кризис. Тяжелое время и для самого подростка и для окружающих. Развитие мысли. Критичность. Период благоприятен для творчества, но опасен слишком большой эмоциональностью.

Педагогический процесс – процесс образования.

Компоненты процесса:

1. целевой

2. содержательный

3. деятельностный

4. результативный