Функции педагогики

Основные категории педагогики

Основные методы исследования педагогики

Педагоги

1. Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики (теории обучения). Разработал дидактические принципы всеобщего обучения на родном языке и единой школьной системы.

Основные произведения: 1) «Великая дидактика»(1633-38гг); 2) «Открытая дверь к языкам»(1632г); 3) «Мир чувственных вещей в картинках»(1658г)(учебник переиздавался на протяжении нескольких столетий).

Впервые разработал классно-урочную систему:

1) Разделял четко детей на классы(с учетом возраста)

2) Ввел четверти

3) Ввел оценки

4) Ввел каникулы

5) У учителя теперь был четкий план урока

6) Прием в школу производился один раз в год

7) Ввел переводные экзамены

2. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, основоположник теории начального обучения. Воспитание по Песталоцци, призвано развивать присущее человеческой природе духовные и физические способности. Сторонник соединения учения и трудовой активности.

Основные произведения: 1) «Лингард и Гертруда»(1781-87гг); 2) «Как Гертруда учит своих детей»(1801г); 3) «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799г).

Он разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.

3. Жан Жак Руссо (1712-78гг) – французский философ. Педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате – «Эмиль, или о воспитании»(1762г), «Исповедь»(1782-89гг), ставящие в центр повествования «частную» душевную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе.

4. Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790-1866г) – немецкий педагог. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Разрабатывал идею развивающего обучения, которое должно соответствовать природным склонностям учащегося и требованиям культуры. Автор школьных учебников и книг для учителей.

1) наблюдение

2) опрос

3) работа с документацией

4) тесты

5) эксперимент

6) моделирование

1) Образование

2) Воспитание

3) Обучение

4) Развитие

5) Формирование

6) Социализация

7) Педагогический процесс

8) Педагогическое взаимодействие

Объект педагогики – явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.

Предмет педагогики – явление образования, как реальный, целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.