Процесса объединения.

Дело отца продолжили его сыновья Семеон Гордый (1340 – 1353) и Иван 2 «Красный» (1353- 1359). При них в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги.

Большую роль в объединении сыграл Дмитрий Иванович Донской (1359 - 1389). Остался без отца в 9 лет. За него по сути правил митрополит Алексий. Москва в его правление превращается в крупный экономический и политический центр Руси.

Среди деяний, совершенным князем Дмитрием отметим:

1) строительство первого московского белокаменного кремля -

единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси;

2) отбиты притязания на общерусское лидерство у Нижнего Новгорода,

Твери и княжества Литовского. Три похода на Москву Литовского князя Ольгерда были отражены (Ольгерд был женат на тверской княжне и поддерживал политику Твери);

3) усиление Московского княжества позволило Дмитрию Ивановичу

поднять знамя открытой борьбы за освобождение страны от татаро-монгольских поработителей.В 1378 году на реке Воже, притоке Оки русские впервые разбили войско монголов;

4) Отказ Москвы от выплаты дани привел к открытому военному

столкновению Москвы и Орды. Войско хана Мамая, объединившего распадающуюся на отдельные части Орду и его союзников (литовский князь Ягайло и Рязанский князь Олег, генуэзская пехота из Крыма, северокавказские народы) было разбито русскими воинами на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, за что Дмитрий Иванович был прозван Донским. В битве прославились инок А. Пересвет, Владимир Андреевич Серпуховской, Владимир Боброк - Волынский и др. Благословление на битву дал Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря, пользующийся огромным авторитетом и уважением различных слоев русского общества. В.О.Ключевский отмечал, что Преподобный Сергий «вдохнул в русское общество 14 века чувство нравственной бодрости, духовной крепости…Духовное влияние его…пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа».

В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных и даже побеждать такого сильного противника. Духовно-нравственный смысл этой победы состоит в том, что благодаря ей русским людям удалось окончательно преодолеть вековой страх перед захватчиками, возродить чувство национальной гордости, национального достоинства. Победа в Куликовской битве, потребовавшая сверхмощного напряжения сил народа, представляла собой важнейший этап в формировании великорусского этноса, в осознании себя как целостной нации.

Победа на поле Куликовом не принесла свободы. Через два года новый хан Золотой орды Тохтамыш сумел захватить Москву и заставил вновь платить дань.

5) Однако об изменении характера взаимоотношений Руси и Орды

свидетельствует тот факт, что Дмитрий Донской в 1389 году впервые передал великое княжение без ярлыка своему сыну Василию 1 (1389 – 1425). Произошло слияние великого княжества Владимирского и Московского. В годы правления Василия 1 без согласия хана захвачены Нижний Новгород, Городец, Муром и Мошера.

С этого времени центростремительные тенденции объединения русских земель вокруг Москвы стали доминирующими. Москва доказала всем, что только она заслуженно является могущим и единственным лидером борьбы за объединение страны.

3 этап. 2 -я четверть 15 века: феодальная война (1431 – 1453)

После смерти Василия 1 сына Дмитрия Донского между его сыном Василием 2 и его, а потом двоюродными братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой начались усобицы – война, в которой победил Василий 2 (1425 – 1462).

4 этап. 2 – я половина 15 – начало 16 века: образование единого централизованного государства.

Иван 3 (1462 - 1505) фактически завершил двухвековой процесс объединения русских земель и свержения монгольского ига.

Отличаясь большим умом, силой воли и осторожностью Иван 3 сумел большей частью мирными средствами завершить объединение России.

1. При нем присоединены к Москве:

- великое княжество Ярославское (1463);

- Пермский край (1472);

- Великое княжество Ростовское (1474);

- В 1471году битве на реке Шелони были разбиты новгородцы,

которые и не слишком сопротивлялись москвичам. Простой люд в массе своей хотел присоединения к Москве, в то время как боярская верхушка во главе с Марфой Борецкой – посадницей тайно договаривалась о передаче Новгородской земли под Литву. В 1478 году независимость Новгорода была окончательно ликвидирована, вечевой колокол был свезен в Москву. Новгородские бояре были выселены в центральные районы России, а на их места были помещены Иваном 3 три тысячи лучших слуг в награду за верную «цареву» службу. Отсюда пошло понятие «помещик».

- в 1485 году к Москве присоединено Тверское княжество и Вятская земля (1489);

2. Иван 3 успешно воевал с Литвой. Отвоевал ряд черниговских и верховских земель;

3. Покончил с монголо-татарским игом в 1480 году. К середине 15 века Золотая орда переживала упадок. От нее отпал ряд территорий, на которых возникли самостоятельные ханства: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское и Ногайская орда. В 1476 году Иван 3 перестал платить дань Орде. Вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Хан Золотой орды Ахмат в союзе с Литвой решил принудить Москву к уплате дани. Опасность со стороны Литвы была нейтрализована действиями крымского хана Менгли – Гирея, который напал на литовские владения. На реке Угре произошла встреча русских и татарских войск. Осознав превосходство русского войска, которое было многочисленнее и лучше вооружено, Ахмат не отважился на сражение и отступил. Стояние на реке Угре положило конец игу. Русское государство формально обрело политический суверенитет (независимость от каких – либо внешних сил);

4. При Иване 3 объединение русских княжеств вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского государства. Свержение татаро– монгольского ига обеспечило условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития, привело к росту международного авторитета Московского государства. Иван 3 первым принял титул «Государя всея Руси», хотя термин Россия, Российское государство формально в политический лексикон входит лишь во времена правления Ивана 4. Государь укрепил великокняжескую власть и Российское государства путем женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог и заимствования двухглавого византийского орла (герба). Позже византийский орел был соединен с московским гербом – Георгием Победоносцем, а в качестве венца при венчании царей на царствование была использована шапка Мономаха. Эти символические шаги Ивана 3 были связаны с тем, что в 1453 году под ударами турок пала Византийская империя. Единственным независимым православным государством остается Россия. В этих условиях формируется идеология, что Россия является правопреемницей Византийской и даже Римской империи. В начале 16 века монахом Псковского монастыря старцем Филофеем была выдвинута политическая концепция «Москва – третий Рим», где обосновывается создание централизованного Московского государства как спасение всего православного человечества. Она была сформулирована в посланиях к Василию 3. История христианства сводилась к истории трех Римов: «Два Рима падоша, третий стоит, четвертому не быти». Первый загублен варварами и католичеством, второй – Константинополь – завоеван турками – османами, третий – Москва объявлялся незыблемой твердыней православия;

5. Иван 3 стал единолично чеканить монету для всего русского государства, 6. Присвоил себе право единолично вести сношения с иностранцами;

7. При нем установлены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Венгрией, Турцией, Данией.

При его сыне Василии 3 (1505 -1533) были присоединены Псков (1510), рязанское княжество (1517), Смоленск (1514).