Особенности государственного управления

Основные правители

Василий III (1505-1533), великий князь московский, завершил объединение русских земель вокруг Москвы

Иван IV(1533-1584), великий князь московский и первый русский царь (с 1547) для укрепления личной самодержавной власти вел беспощадную борьбу с родовитыми боярами, в которых видел претендентов на царский трон. Его внутренняя политика сопровождалась массовыми репрессиями и казнями, однако в своих указах он подчеркивал ее «всенародный» характер и пытался показать себя защитником дворян и крестьян

Федор Иванович(1584-1598), средний сын Ивана Грозного, от государственных дел самоустранился и передал их в руки ближайших бояр, главным среди которых был Борис Годунов

Борис Годунов (1598-1605), первый русский царь без династических корней, пытался улучшить полицейский порядок, боролся против взяточничества, заботился о безопасности передвижения на дорогах, преследовал пьянство, оказывал помощь вдовам и сиротам, кормил и одевал неимущих, строил города, но так и не смог расположить к себе народ.

1. Монарх обладает всей полнотой власти; разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную не существует

2. По-прежнему функционирует Боярская Дума – законодательный и совещательный орган. В середине XVI в. на основе Думы формируется Избранная Рада, куда входили приближенные к Ивану IV лица, фактически управлявшие страной. Статус Рады юридически не оформлен, деятельность носила временный характер

3. В середине XVI в. с началом созыва Земских Соборов Русь перешла от монархии раннефеодальной к монархии сословно-представительной. Верхняя палата Земского Собора не избиралась, в нее по праву социального статуса входили царь, члены Боярской Думы, высшее духовенство, Нижняя палата избиралась из представителей дворян, горожан и крестьян. Функции Земского Собора – рассмотрение важнейших общегосударственных вопросов

4.В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления и сложилась разветвленная сеть приказов. Приказы – органы центрального управления – строились по отраслевому (Холопий, Разбойный, Стрелецкий, Иноземный, Посольский приказы) и территориальному (Казанский приказ) принципу. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом. Приказы нередко дублировали друг друга, действовали медленно, решения принимались на основе обычая и часто носили субъективный характер

5.В середине XVI в. проведены реформы местного управления – губная и земская. В результате система кормлений отменена, на местах созданы губные и земские избы, состав которых избирался из местного населения. Губные избы выполняли полицейско-судебные функции, земские избы – финансово-налоговые. Во главе изб стояли губные и земские старосты, они получали жалование от царя и зависели от него

6. Судебная система, как и раньше, неупорядочена.Судили царь, Боярская Дума, наместники и воеводы, приказные дьяки, руководители земских изб, губные старосты

7. Законодательный процесс выглядел так: царь мог сам написать закон – в бумагах это оформлялось как «царь повелел», царь мог привлечь к работе бояр – «царь повелел и бояре приговорили», наконец, законом мог стать устный приказ царя – «государево слово»

Государственное управление в XVII в.

Название государства – Русь, Россия

Столица - Москва

Титул правителя – Царь, Самодержец Всея Руси

Высшая исполнительная власть - Царь

Высшая законодательная власть - Царь

Высшая судебная инстанция – Царь, Судный приказ

Основной закон Соборное уложение 1649 г.

Форма правления – сословно-представительная монархия

Политический режим - авторитарный

Структура государства - государство унитарное

Территория - присоединены Левобережная Украина, земли Сибири, Дальнего Востока, Камчатка

Основаны города Томск, Новокузнецк, Гусь Хрустальный, Люберцы, Одинцово, Подольск, Красноярск, Якутск, Тамбов, Верхоянск, Симбирск, Иркутск, Пенза, Улан-Удэ, Дудинка, Чита

Население начало XVII в.–– 7-8 млн человек, городское население – 3-4 %

конец XVII в. – 10-12 млн человек, городское население – 3-4 %