Теории происхождения и функционирования государства

Теологические теории: Государства формировались и функционируют по замыслу и воле Бога. Власть монарха абсолютна, потому что он – наместник Бога на Земле. Процедура учреждения государства аналогична процессу сотворения мира, всякая власть – от Бога. (Древняя Индия, I тыс. до н.э., Древний Египет, II тыс. до н.э., Древний Израиль и Иудея, II тыс. до н.э., Россия в монархический период, Фома Аквинский, Западная Европа, XIII в.).

Патриархальные теории: государства формируются из семьи и сами являются «большой семьей». Как дети абсолютно послушны воле родителей, так и народ должен повиноваться воле правителя. Государь не назначается его подданными, т.к. они – всего лишь его дети. (Конфуций, Китай, V в.до н.э.)

 

Естественно-исторические концепции:Государство есть результат постепенного развития общества, оно появляется лишь на определенной стадии развития человеческого общества. Для эффективного функционирования государства необходимы взаимопомощь граждан, они должны быть примерно равны в своем имущественном положении; управлять должны лучшие. У варварских народов государства нет, отношения господина и раба являются элементами семьи, а не государства. Государство - высшая форма политического общения свободных и равных людей. Наилучшая форма правления опирается на умеренность во всем. Главная причина образования государства - необходимость охранять собственность граждан и их права. Для наилучшего функционирования государства в нем должен действовать принцип разделения властей. В «лучшем» - правовом – государстве «под действие закона должны попадать все» (Демокрит, Платон, Аристотель, Древняя Греция, V- IV вв. до н.э., Цицерон, Древний Рим, I в. до н.э).

 

Теории общественного договора:Влечения людей часто приводят их к конфликтам и войнам. Неизбежная плата человека за пользование нормальными условиями жизни в государственном союзе – полное подчинение государственной власти и исполнение законов государства. Этот общественный договор и был началом государства Государство – средство обеспечить нормальное общежитие людей, в его основе – согласие народа. Люди добровольно передают государству свои права, но не все. Есть неотчуждаемые права личности – на жизнь, свободу, равенство и собственность, и государство не имеет права посягать на них (Гуго Гроций, Барух Спиноза, Голландия, XVII в., Томас Гоббс, Джон Локк, Англия, XVII в.)

 

Теория насилия: государство возникает в результате внешних завоеваний одних народов другими. В результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства – правящих-победителей и управляемых-побежденных. Господство одной группы над другой порождает привычку, которая потом переходит в обычай и право (Людвиг Гумпилович, Австрия, XIX в.)

 

Марксистская теория: государство возникает в результате деления общества на классы и выражает интересы господствующего класса. Это связано с появлением частной собственности, которая вызывает отчуждение людей. В обществе без классовых противоречий государства не будет (Карл Маркс, Германия, XIX в.)

 

Органическая теория: государство, как растущий организм, в своем развитии проходит два возраста, соответственно которым выделяются два типа государства:

- примитивный (военный) тип государства основан на подавлении личности государством и принудительной регламентации государством всех сторон жизни общества. Класс трудящихся находится на положении рабов и получает в виде зарплаты лишь столько, сколько нужно для поддержания жизни. Государство - это тотальная военная организация. Основной целью образования и пропаганды является воспитание верноподданнических чувств и патриотизма, в пропаганде муссируется образ врага, истребление врагов считается величайшей доблестью.

- высший (индустриальный) тип государства основан на свободе, равноправии и добровольной кооперации граждан, высшей ценностью признается личность, задачи такого государства и границы его деятельности сводятся к охране прав граждан (Герберт Спенсер, Англия, XIX в.).