Функции менеджмента персонала

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности проявляется в функциях, т. е. задачах, которые они призваны решать. В управлении персоналом с точки зрения содержания можно выде­лить следующие основные функции:

· планирование (формирования целей кадровой и социальной политики организации, создания пла­нов набора, продвижения и увольнения работников, их развития и обучения);

· организация (практическое воплощение замыслов, содержащихся в политике, планах, программах. В ее рамках осуществляется поиск, набор, перемещение, расстановка, уволь­нение, переобучение и повышение квалификации персонала, а также обеспечение всей этой деятельности необходимой документацией);

· распорядительство (доведение поставленных целей до исполнителей);

· координация (достижение целей организации осуществляется посредством со­вместной деятельности людей. Чтобы последняя была успешной, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками. Она реализуется как ориентация и согласо­вание служб работы с кадрами, осуществляемой линейными руково­дителями персонала, ее увязка с деятельностью организации в целом);

· мотивация (ее осуществление предполагает выбор наиболее подходящих форм и систем оплаты труда, морального и материального поощрения ра­ботников. Это обеспечивает привлечение наиболее подходящих для организации сотрудников, их закрепление на рабочих местах, заинте­ресованность в повышении квалификации, профессиональном росте);

· контроль (результаты деятельности в кадровой сфере необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Для этого проводится учет, т. е. сбор, обработка, анализ и хранение информа­ции о кадрах; определение минимально необходимого ее объема. Кадровый контроль направлен на определение соответствия со­става и структуры персонала реальным потребностям в нем, выявле­ния причин высокой его текучести, правильности оформления соот­ветствующей документации и пр.);

· информиро­вание (реа­лизация этой функции обеспечивает управленческую деятельность сведениями о персонале, осуществляя их сбор, обработку и анализ (в том числе мгновенно в голове менеджера). В задачу информационной функции входит также создание и по­полнение базы данных о персонале, определение объема необходи­мых сведений о нем, предоставление их всем нуждающимся в удоб­ной для использования форм);

· развитие (В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к ко­торым нужно постоянно приспосабливаться. Поэтому сегодня важ­нейшей функцией менеджмента становится развитие персонала в связи с другими сторонами деятельности организации).