Функции менеджмента персонала
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности проявляется в функциях, т. е. задачах, которые они призваны решать. В управлении персоналом с точки зрения содержания можно выделить следующие основные функции:
· планирование (формирования целей кадровой и социальной политики организации, создания планов набора, продвижения и увольнения работников, их развития и обучения);
· организация (практическое воплощение замыслов, содержащихся в политике, планах, программах. В ее рамках осуществляется поиск, набор, перемещение, расстановка, увольнение, переобучение и повышение квалификации персонала, а также обеспечение всей этой деятельности необходимой документацией);
· распорядительство (доведение поставленных целей до исполнителей);
· координация (достижение целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя была успешной, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками. Она реализуется как ориентация и согласование служб работы с кадрами, осуществляемой линейными руководителями персонала, ее увязка с деятельностью организации в целом);
· мотивация (ее осуществление предполагает выбор наиболее подходящих форм и систем оплаты труда, морального и материального поощрения работников. Это обеспечивает привлечение наиболее подходящих для организации сотрудников, их закрепление на рабочих местах, заинтересованность в повышении квалификации, профессиональном росте);
· контроль (результаты деятельности в кадровой сфере необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Для этого проводится учет, т. е. сбор, обработка, анализ и хранение информации о кадрах; определение минимально необходимого ее объема. Кадровый контроль направлен на определение соответствия состава и структуры персонала реальным потребностям в нем, выявления причин высокой его текучести, правильности оформления соответствующей документации и пр.);
· информирование (реализация этой функции обеспечивает управленческую деятельность сведениями о персонале, осуществляя их сбор, обработку и анализ (в том числе мгновенно в голове менеджера). В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных о персонале, определение объема необходимых сведений о нем, предоставление их всем нуждающимся в удобной для использования форм);
· развитие (В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым нужно постоянно приспосабливаться. Поэтому сегодня важнейшей функцией менеджмента становится развитие персонала в связи с другими сторонами деятельности организации).