ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИИ

Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"

 

Популярный роман в США конца XVIII века интересен как первые шаги жанра, который в дальнейшем стал национальной литературной формой, произведения же некоторых популярных авторов примечательны, помимо того, как самый исток целого ряда традиций "большой" американской словесности XIX—XX веков. В этом плане особенно показательно творчество Хью Генри Брэкенриджа (1748—1816), яркой личности, писателя, не лишенного литературного таланта, настоящего пионера-первопроходца культурных дебрей молодой республики, достойного предшественника Генри Дэвида Торо и Марка Твена.

Семья Брэкенриджей эмигрировала из Шотландии в 1753 году и вместе с другими шотландско-ирландскими пионерствующими фермерами взялась за освоение пенсильванского фронтира. Хью Генри Брэкенридж изучал, а затем преподавал латынь и греческий в местной школе для будущего духовенства, с 1768 по 1771 год учился в Принстонском университете на одном курсе с Джеймсом Мэдисоном и Филиппом Френо, с которым его связала тесная дружба. В студенческие годы они с Френо сочиняли юмористические стишки и рассказы, а к окончанию университета написали патриотическую поэму "Восходящая слава Америки". Напечатанная в 1772 году, она вызвала некоторое замешательство; нарастание напряжения в отношениях с Великобританией волновало широкую публику больше, чем творческий рост молодых американских поэтов.

После Принстона, который он окончил с дипломом бакалавра, Брэкенридж учился в духовной семинарии, а в 1776—1778 был капелланом в американской армии, воюющей за независимость свой страны. Отслужив, он отправился в Филадельфию с надеждами на создание ежемесячного журнала, но лишь потерял на этом предприятии свои надежды и все свои сбережения. В 33 года Хью Генри Брэкенридж решил начать жизнь заново и уехал из большого города в глухую деревеньку Питтсбург на фронтире. Там он открыл юридическую практику, писал для издаваемого Филиппом Френо "Фрименз Джорнэл", постепенно стал членом собрания штата, начал выпускать "Питтсбургскую газету", открыл первый в городке книжный магазин и всячески содействовал основанию местного университета.

Этот список свершений воспринимается, чуть ли не как франклиновский, во всяком случае, он вполне вписался бы в подобную франклиновской образцовую историю американского "селф-мейд мена", ставшего незаменимым членом общества благодаря своему упорству и здравомыслию. Случай Брэкенриджа, однако, особый. Франклин был популистом, Брэкенридж — нет, Франклин умел, не обижая публику, мягко указывать ей на ее промахи, Брэкенридж имел пренеприятную привычку, стремясь исправить человеческие недостатки, называть людей дураками. Репутация высокомерного и неуживчивого человека, презирающего простой народ, едва совсем не погубила его общественную карьеру: малограмотных фронтирсменов злила саркастическая критика в их адрес. На самом деле Брэкенридж не презирал народ, но был демократом джефферсоновского толка: он не терпел глупость, а на каком социальном уровне она проявлялась, для него не имело значения. Тем не менее, лишь через много лет, завоевав популярность как литератор, Брэкенридж вернул себе доверие питтсбургской общественности.

Обращение Брэкенриджа в автора романов, весьма востребованных публикой, на первый взгляд кажется либо необъяснимым парадоксом, либо изменой писателя собственным творческим и жизненным принципам. Брэкенридж, однако, принципов не менял; он поменял тактику и вместо замечаний и нотаций преподнес соотечественникам серию из шести увлекательных романов под общим названием "Современное рыцарство" (I—II тома вышли в 1792—1793, III — в 1797, IV и V —в 1804—1805 годах). Главная тема цикла, подхваченная затем Купером, Торо, Фолкнером, — столкновение аристократа (по духу, не по рождению) с плебеями, но здесь автор не издевался над "толпой", не бичевал и не поучал ее, а вышучивал и "подкалывал". Парадокс заключался в том, что публике это понравилось: спасительная оболочка юмора помогла проглотить горькую пилюлю.

Свое отношение к действительности молодой республики Брэкенридж пропускает через восприятие немолодого, весьма неглупого, очень начитанного, но совершенно не знающего реальной жизни идеалиста — доброго капитана Фарраго, который верхом на старой кляче странствует по Пенсильвании в сопровождении своего слуги — неотесанного, но пронырливого ирландца Тига О’Регана. Как видим, автор не скрывает, а напротив, усиленно подчеркивает, что прототипами его героев явились странствующий рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса из романа Сервантеса. Давая бессмертной паре новое литературное воплощение, Брэкенридж опирается на своих английских современников — Филдинга (комедия "Дон Кихот в Англии") и Смоллетта (роман "Приключения Перегрина Пикля"), успешно апробировавших этот прием.

Своеобразная структура "Современного рыцарства", состоящего из отдельных эпизодов, также воспроизводит модель плутовского романа, использованную Сервантесом и его последователями, и так же, как и им, позволяет автору провести героев через многообразные ситуации американской жизни конца XVIII столетия. Фарраго и Тиг видят, как живут люди, присутствуют на выборах, в Филадельфии посещают университет и философское общество. При этом Тиг вполне соответствует общему духу американской республики, непрактичный же Фарраго то и дело попадает впросак и не перестает удивляться чудным порядкам, царящим в молодом демократическом государстве: "Демократия, вне всякого сомнения, есть самая свободная форма правления, потому что при ней все люди одинаково защищены законом и имеют равные голоса в его принятии. Но я не сказал бы, что все голоса так уж равны, потому что у некоторых людей легкие сильнее, и они могут высказывать свое мнение насчет общественных дел громче, чем другие".

Созданный Х.Г. Брэкенриджем образ капитана Фарраго не просто опирался на "донкихотовскую" традицию мировой художественной литературы; он сам явился источником целого ряда будущих традиций литературы США XIX—XX веков: традиции путешествующего по стране героя, сталкивающегося с различными сторонами американского опыта, и героя, чье незамутненное стереотипами зрение позволяет видеть вещи в истинном свете ("Приключения Гекльберри Финна" М. Твена, "Над пропастью во ржи" Дж.Д. Сэлинджера), а также традиции героя, попавшего в чуждые и непонятные ему общественные условия ("Принц и нищий" и "Янки при дворе короля Артура" Твена, "Над кукушкиным гнездом" К. Кизи, "Костры амбиций" Т. Вулфа).

Кроме того, "Современное рыцарство" положило начало ставшим весьма распространенными в американской словесности сериям произведений со сквозным центральным персонажем — от детективных новелл Э. По до новеллистических и романных циклов "большой" литературы XX века (цикл новелл о Нике Адамсе Э. Хемингуэя, романы о Соле Пэрадайзе Дж. Керуака) и бесчисленных серий романов в современной массовой беллетристике. И, наконец, именно Хью Генри Брэкенридж явился зачинателем важной традиции литературы США — традиции юмористической критики, блестяще развитой М. Твеном.