Правотворчество

Правотворчество – это деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Важно, что правотворчество может осуществляться только компетентными государственными органами либо сообществами государств. Любое правотворчество основано на ряде принципов, базовыми среди которых являются следующие:

1.Принцип законности. Заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих органов.

2.Принцип научности. Подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществляется с непосредственным участием представителей различных наук, которые играют особую активную роль при разработке концепции законопроекта, а также при определении типа и способа правового регулирования.

3.Принцип использования правового опыта. Заключается в том, что всякий новый закон должен опираться на известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом. Исходя из данного принципа, приветствуются правовые заимствования, которые приводят к унификации правовых систем различных государств.

4.Принцип демократизма и связи с практикой. Этот принцип позволяет создавать нормативно-правые акты с учетом воли народа.

Связь с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные отношения и ориентироваться на практику применения уже действующих законов.

В зависимости от субъекта, который отвечает за создание правовых норм, различаются следующие виды правовых норм:

1.Референдум. Население.

2.Принятие закона уполномоченным государственным органом. Парламент, глава государства.

3.Санкционирование государством обычая. Народ, парламент.

4.Выработка судебного прецедента. Органы судебной системы.

В РФ основной вид правотворчества, это принятие закона органами государственной власти. Процесс его принятия – это законодательный процесс. Этот процесс в РФ состоит из следующих стадий:

1 стадия. Законодательная инициатива. Представляет собой внесение законопроекта на рассмотрение Госдумы. Согласно ст.104 Конституции РФ, к субъектам законодательной инициативы относятся следующие лица: Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

2 стадия. Рассмотрение законопроекта в первом чтении. На этой стадии Совет Госдумы и соответствующий комитет Госдумы ведут работу по подготовке законопроекта к рассмотрению на заседании Думы. На самом заседании обсуждается концепция законопроекта, а также дается оценка актуальности и практической значимости законопроекта. По результатам обсуждения Дума вправе принять законопроект, работа над ним продолжается, либо отклонить законопроект и работа прекращается. Для принятия законопроекта в первом чтении требуется не менее половины голосов + 1 голос от численного состава Госдумы (226).

3 стадия. Рассмотрение законопроекта во втором чтении. Цель этой стадии проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. В рамках этой стадии обсуждение поправок к тексту законопроекта и голосование по каждой статье закона. 226 голосов необходимы.

4 стадия. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении. Происходит окончательное согласование текста законопроекта, устраняются возможные внутренние противоречия, и проводится редакционная правка. При этом внесение каких бы то ни было поправок в текст законопроекта на этой стадии не допускается. Если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит. Если законопроект был принят в третьем чтении, то он отправляется на рассмотрение Совета Федерации.

5 стадия. Рассмотрение закона Советом Федерации. На эту процедуру у Совета Федерации есть 14 дней. В случае отклонения законопроекта, Палаты могут создать Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего законопроект подлежит повторному рассмотрению Госдумой и Советом Федерации. Законопроект считается одобренным, если за него проголосовало более половины Членов Федерации.

6 стадия. Рассмотрение законопроекта Президентом. В течение 5 дней направляется Президенту, который в течение 14 дней должен подписать и обнародовать закон. Если в течение этого срока Президент отклонит этот законопроект, то Госдума и Совет Федерации вправе вновь его рассмотреть. Если при повторном рассмотрении, законопроект будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее чем 2/3 от общего числа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то вето Президента считается преодоленным и Президент подписать этот закон.

7 стадия. Обнародование закона и вступление его в силу. Тексты законов подлежат обязательному опубликованию в следующих изданиях: «Собрание законодательства РФ», «Российская газета», «Парламентская газета», на сайте «Законы.рф». Законы публикуются в течение 7 дней и вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования, если иной срок не указан в тексте закона.

 

18.09.12