ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

АКТ

 

1. Дата обследования_________________________________________

2. Ф.И.О. несовершеннолетнего______________________________________________________________________________________________

3. Возраст, год рождения, место рождения_______________________

4. Адрес, телефон___________________________________________

_____________________________________________________________

(если прибыл откуда-то – указать постоянное место жительства)

5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или основное занятие, место работы, стаж работы, состоит ли в браке)______________

_____________________________________________________________

 

6.Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего______________________________________________________________________________________________________________

7. Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения, возраст, занятость и др.)___________________________________________

_______________________________________________________________

8. Сведения о несовершеннолетнем:

а) занятие (учреждение образования, класс (группа); не получает общего базового или общего среднего образования)___________________

______________________________________________________________

б) успеваемость____________________________________________
в) занятость в свободное время________________________________

г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего_________

________________________________________________________________

д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним_______________

е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеющиеся отклонения в развитии, нахождение на учете у врачей узкой специальности и др.)

______________________________________________________________

ж) организация отдыха (способы проведения времени в короткие каникулы, летнее время)__________________________________________

9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи____________________________________________________

________________________________________________________________

10. На несовершеннолетнего выплачивается пенсия_______________

пособие __________ алименты _____________ получает заработную плату___________________________________________________________

11. Имеет имущество (да, нет). При наличии имущества составляется опись, при наличии денег указываются номера документов, сумма, место хранения)_____________________________________________________

12. Кто является нанимателем (собственником или членом организации граждан-застройщиков) занимаемого жилого помещения____________________________________________________

13. Вместе с несовершеннолетним в жилом помещении проживают______________________________________________________

________________________________________________________________

14. Размер и благоустройство жилья__________________________

_______________________________________________________________

15. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья): социальной, правовой, педагогической, психологической, материальной__________________________________________________

16. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему______________________

_______________________________________________________________

______________________ _________________________

(должность, подпись) (Ф.И.О.)

______________________ _________________________

(должность, подпись) (Ф.И.О.)

______________________ _________________________

(должность, подпись) (Ф.И.О.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Рекомендации по оказанию комплексной помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении

 

 

Доминирующий фактор в характе­ристике неблаго­получной семьи Виды помощи семье и детям Службы, центры, учреждения, специалисты
Недостаточная психолого- педагогическая грамотность родителей Наблюдение и консультации классного руко­водителя, психолога, социального педагога Помощь психотерапевта семье и ребенку Проведение семинаров, бесед, тематических родительских собраний на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции ДОУ, социальный педагог, психолог, ЦКРОиР, Дом твор­чества, спортивная школа, педагог-организатор, классный руководитель
Работа социального педагога с проблемными семьями:изучение динамики развития проблемы семьи;общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;законодательное просвещение.
Жестокое обращение с ребенком Наблюдение учителя, психолога, социаль­ного педагога, социального работника Консультация психолога, социального пе­дагога, врача (для родителей) Психотерапевтическая помощь родителям и детям Привлечение к занятиям детско-родительской группы Постановка семьи на учет в ИДН, консуль­тации юристов Привлечение родителей к работе семина­ров, беседы о воспитании в семье Литература, Приложение о жестоком обра­щении с ребенком (анкеты, тесты и т.д.) Педиатр, классный руково-дитель, пси­холог, социальный педагог, инспектор ИДН, отдел охра­ны детства, право­охранительные органы, юридическая консультация
Оба родителя злоупотребляют алкоголем   Наблюдение и консультации психолога об­разовательного учреждения (для подростков) Оказание психиатрической, наркологиче­ской помощи семье или отдельным ее членам Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе Вовлечение ребенка в систему дополнитель­ного образования (кружки, секции и т.д.) Консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов Приглашение на родительские собрания специалистов (психиатра, нарколога и т.д.) Организация родительских собраний «на дому» (для отдаленных от школы населенных пунктов) Консультирование ребенка на ПМПК и оп­ределение программы обучения Перевод ребенка в класс компенсирующе­го обучения, во вспомогательную школу, ве­чернюю школу, ПТУ и т.д. Работа с родителями специалистов нарко­логической психиатрической помощи (по не­обходимости) Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости ДОУ, завуч, соци­альный педагог, психолог, детский приют, СПЦ, орга­ны здравоохране­ния, медики, КДН, ИДН, отдел опеки
Семья в состоя­нии развода или после развода Наблюдение и консультации психолога об­разовательного учреждения, социального пе­дагога, учителей-предметников Консультационная помощь психолога и пси­хотерапевта Дополнительная помощь в выполнении до­машнего задания, в учебе Постановка ребенка на учет (по необходи­мости) к наркологу, психиатру, невропатологу Привлечение к деятельности класса роди­телей ребенка Помощь ребенку со стороны его окружения Помощь ребенку со стороны его сверстни­ков (по рекомендации учителя) Привлечение родителей к участию в семи­нарах по вопросам психологии детей, пере­несших травму, в тематических родительских собраниях Использование в работе с родителями ви­деоматериалов о последствиях развода Психолог, социаль­ный педагог, учите­ля-предметники, классный руково­дитель, классный коллектив, роди­тельский комитет класса
Неполная семья   Привлечение ближайших родствен-ников (противоположного пола) к воспитанию ре­бенка Привлечение семьи к занятиям детско-ро-дительской группы Наблюдение и консультации психолога и социального педагога (по запросу семьи) Активная деятельность классного руково­дителя по вовлечению ребенка в систему вне­классной и внешкольной работы Проведение родительского лектория, тема­тического родительского собрания Обучение родителя навыкам воспитания детей при отсутствии одного из супругов Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты Оказание материальной помощи малоиму­щей неполной семье Классный руково­дитель, социаль­ный педагог, пси­холог, отдел соци­альной защиты, дома творчества, ЦКРОиР  
Работа социального педагога с неполными семьями: – оказание необходимой помощи в получении пособий; – психолого-педагогическое консультирование; – профилактика асоциального поведения; – законодательное просвещение.
Отчужденность родителей по при­чине занятости Сопровождение ребенка социальным педа­гогом Наблюдение и консультации психолога Привлечение ребенка к общественно по­лезной деятельности, внешкольной и внеклас­сной работе Привлечение родителей в школу по суббо­там (родительские собрания, семинары, тре­нинг) Помощь ребенку в умении планировать свое рабочее и свободное время (социальный пе­дагог, классный руководитель) Социальный педа­гог, классный руко­водитель, внешко­льные учреждения
Полная семья, один из родителей злоу-потребляет спирт-ными напитками Наблюдение и консультация психолога Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем Вовлечение ребенка в систему дополни­тельного воспитания и образования Дополнительная помощь в учебе со сторо­ны учителей Привлечение здорового члена семьи и ре­бенка к занятиям в смешанной группе (дети – родители) Работа классного руководителя, воспита­теля, психолога школы с пьющим родителем по убеждению необходимости лечения от ал­когольной зависимости Индивидуальная работа социального педа­гога с каждым из родителей по изменению отношений в семье При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суици-дальные попытки и т.п.) – обследование у детского психиатра При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психо­лого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа об­разовательного учреждения Социальный педа­гог, психолог, ЦКРОиР, детский или подростковый психиатр, ИДН, клубы и дворцы творчества детей и молодежи
Неполная семья, родитель злоупот-ребляет спиртными на­питками Беседы классного руководителя, социаль­ного педагога, психолога с родителем о необ­ходимости лечения от алкогольной зависи­мости Наблюдение и консультации школьного психолога (для ребенка) Вовлечение ребенка в работу кружков, сек­ций, библиотеку Информирование органов опеки и попечи­тельства о таких семьях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав Направление ребенка образовательным уч­реждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, при хулиганстве и пра­вонарушениях — возбуждение образователь­ным учреждением дела о направлении в спец­школу Классный руководи-тель, ПМПК, соци-альный педа­гог, отдел охраны детства и попечи­тельства, ИДН, психолог
Опекунская семья: престарелые, зло­употребляющие алкоголем, педаго­гически несостоя­тельные опекуны Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, сту­дии, клубы Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов Индивидуальная работа психолога с ребен­ком; Оказание ребенку помощи в учебе со сто­роны педагогов Консультация психиатра Возбуждение образовательным учреждени­ем ходатайства перед органами опеки и попе­чительства о лишении опекунов прав на опе­ку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют и т. д.) Направление ребенка образовательным уч­реждением на психолого-медико-педагогиче­скую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения Учитель-предмет­ник, психолог, психиатр, отдел охраны детства и попечи-тельства, социальный педа­гог, руководители кружков, секций, ПМПК
Работа социального педагога с опекунскими семьями: – выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; – участие в обследовании условий жизни и воспитания детей; – контроль за здоровьем и оздоровлением детей; – поддержка семьи опекунов; – работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям; – защита интересов и прав опекаемого; – законодательное просвещение.
Родители лише­ны родительских прав, дети нахо­дятся в государ­ственных учреж­дениях Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом Сбор информации о семье и о родственни­ках социальным педагогом, воспитателем Восстановление отношений ребенка с семь­ей с помощью социального педагога Организация руководителями учреж-дения встреч родителей и детей Беседы, переписка администрации государе ственного учреждения с родителями, подго­товка их к встрече с детьми Помощь со стороны окружения семьи Организация совместной деятельности ро­дителей и детей в госучреждениях Организация воспитателями переписки де­тей и родителей Социальный педа­гог учреждения, воспита-тель, адми­нистрация учреж­дения, СПЦ
Родители лише­ны родительских прав, но дети проживают вме­сте с ними   Социальный патронаж семьи социальным педагогом (социальным работником) Консультации психолога учреждения для родителей и детей Оказание материальной помощи детям ор­ганизациями социальной защиты Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д. Оказание ребенку помощи в учебе со сто­роны педагогов Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определе­ния уровня его развития и программы обуче­ния Организация социальным педагогом посе­щения другой семьи с положительным пси­хологическим климатом, совместный труд и досуг в ней Восстановление родственных связей ре­бенка Консультация юриста по вопросу получе­ния отдельного жилья для ребенка по дости­жению совершеннолетия Организация опекунства со стороны ближайших родственников Педагоги учрежде­ния, социальный педагог, психолог, ПМПК, семья вы­ходного дня, отдел опеки и попечи­тельства
Случаи выявле­ния детей, занимаю-щихся бродяжни-чеством, попро-шайниче­ством или нахож­дение брошен­ных детей Информирование милиции Обращение в приют, отдел по охране и за­щите прав ребенка, больницу для обследова­ния ребенка Школа, РОО, социальный педа­гог, правоохрани­тельные органы, медики, СПЦ
Работа социального педагога с многодетными семьями (три и более несовершеннолетних ребенка):содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;организация материальной, благотворительной и другой помощи;рекомендации по организации семейного досуга;профориентационная работа;законодательное просвещение.
       

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3