ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
АКТ
1. Дата обследования_________________________________________
2. Ф.И.О. несовершеннолетнего______________________________________________________________________________________________
3. Возраст, год рождения, место рождения_______________________
4. Адрес, телефон___________________________________________
_____________________________________________________________
(если прибыл откуда-то – указать постоянное место жительства)
5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или основное занятие, место работы, стаж работы, состоит ли в браке)______________
_____________________________________________________________
6.Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего______________________________________________________________________________________________________________
7. Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения, возраст, занятость и др.)___________________________________________
_______________________________________________________________
8. Сведения о несовершеннолетнем:
а) занятие (учреждение образования, класс (группа); не получает общего базового или общего среднего образования)___________________
______________________________________________________________
б) успеваемость____________________________________________
в) занятость в свободное время________________________________
г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего_________
________________________________________________________________
д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним_______________
е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеющиеся отклонения в развитии, нахождение на учете у врачей узкой специальности и др.)
______________________________________________________________
ж) организация отдыха (способы проведения времени в короткие каникулы, летнее время)__________________________________________
9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи____________________________________________________
________________________________________________________________
10. На несовершеннолетнего выплачивается пенсия_______________
пособие __________ алименты _____________ получает заработную плату___________________________________________________________
11. Имеет имущество (да, нет). При наличии имущества составляется опись, при наличии денег указываются номера документов, сумма, место хранения)_____________________________________________________
12. Кто является нанимателем (собственником или членом организации граждан-застройщиков) занимаемого жилого помещения____________________________________________________
13. Вместе с несовершеннолетним в жилом помещении проживают______________________________________________________
________________________________________________________________
14. Размер и благоустройство жилья__________________________
_______________________________________________________________
15. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья): социальной, правовой, педагогической, психологической, материальной__________________________________________________
16. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему______________________
_______________________________________________________________
______________________ _________________________
(должность, подпись) (Ф.И.О.)
______________________ _________________________
(должность, подпись) (Ф.И.О.)
______________________ _________________________
(должность, подпись) (Ф.И.О.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендации по оказанию комплексной помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении
Доминирующий фактор в характеристике неблагополучной семьи | Виды помощи семье и детям | Службы, центры, учреждения, специалисты | |
Недостаточная психолого- педагогическая грамотность родителей | Наблюдение и консультации классного руководителя, психолога, социального педагога Помощь психотерапевта семье и ребенку Проведение семинаров, бесед, тематических родительских собраний на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции | ДОУ, социальный педагог, психолог, ЦКРОиР, Дом творчества, спортивная школа, педагог-организатор, классный руководитель | |
Работа социального педагога с проблемными семьями: • изучение динамики развития проблемы семьи; • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье; • законодательное просвещение. | |||
Жестокое обращение с ребенком | Наблюдение учителя, психолога, социального педагога, социального работника Консультация психолога, социального педагога, врача (для родителей) Психотерапевтическая помощь родителям и детям Привлечение к занятиям детско-родительской группы Постановка семьи на учет в ИДН, консультации юристов Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье Литература, Приложение о жестоком обращении с ребенком (анкеты, тесты и т.д.) | Педиатр, классный руково-дитель, психолог, социальный педагог, инспектор ИДН, отдел охраны детства, правоохранительные органы, юридическая консультация | |
Оба родителя злоупотребляют алкоголем | Наблюдение и консультации психолога образовательного учреждения (для подростков) Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или отдельным ее членам Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.) Консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов Приглашение на родительские собрания специалистов (психиатра, нарколога и т.д.) Организация родительских собраний «на дому» (для отдаленных от школы населенных пунктов) Консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, вечернюю школу, ПТУ и т.д. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости) Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости | ДОУ, завуч, социальный педагог, психолог, детский приют, СПЦ, органы здравоохранения, медики, КДН, ИДН, отдел опеки | |
Семья в состоянии развода или после развода | Наблюдение и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителей-предметников Консультационная помощь психолога и психотерапевта Дополнительная помощь в выполнении домашнего задания, в учебе Постановка ребенка на учет (по необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу Привлечение к деятельности класса родителей ребенка Помощь ребенку со стороны его окружения Помощь ребенку со стороны его сверстников (по рекомендации учителя) Привлечение родителей к участию в семинарах по вопросам психологии детей, перенесших травму, в тематических родительских собраниях Использование в работе с родителями видеоматериалов о последствиях развода | Психолог, социальный педагог, учителя-предметники, классный руководитель, классный коллектив, родительский комитет класса | |
Неполная семья | Привлечение ближайших родствен-ников (противоположного пола) к воспитанию ребенка Привлечение семьи к занятиям детско-ро-дительской группы Наблюдение и консультации психолога и социального педагога (по запросу семьи) Активная деятельность классного руководителя по вовлечению ребенка в систему внеклассной и внешкольной работы Проведение родительского лектория, тематического родительского собрания Обучение родителя навыкам воспитания детей при отсутствии одного из супругов Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты Оказание материальной помощи малоимущей неполной семье | Классный руководитель, социальный педагог, психолог, отдел социальной защиты, дома творчества, ЦКРОиР | |
Работа социального педагога с неполными семьями: – оказание необходимой помощи в получении пособий; – психолого-педагогическое консультирование; – профилактика асоциального поведения; – законодательное просвещение. | |||
Отчужденность родителей по причине занятости | Сопровождение ребенка социальным педагогом Наблюдение и консультации психолога Привлечение ребенка к общественно полезной деятельности, внешкольной и внеклассной работе Привлечение родителей в школу по субботам (родительские собрания, семинары, тренинг) Помощь ребенку в умении планировать свое рабочее и свободное время (социальный педагог, классный руководитель) | Социальный педагог, классный руководитель, внешкольные учреждения | |
Полная семья, один из родителей злоу-потребляет спирт-ными напитками | Наблюдение и консультация психолога Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям в смешанной группе (дети – родители) Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем по убеждению необходимости лечения от алкогольной зависимости Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суици-дальные попытки и т.п.) – обследование у детского психиатра При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения | Социальный педагог, психолог, ЦКРОиР, детский или подростковый психиатр, ИДН, клубы и дворцы творчества детей и молодежи | |
Неполная семья, родитель злоупот-ребляет спиртными напитками | Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости Наблюдение и консультации школьного психолога (для ребенка) Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, библиотеку Информирование органов опеки и попечительства о таких семьях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, при хулиганстве и правонарушениях — возбуждение образовательным учреждением дела о направлении в спецшколу | Классный руководи-тель, ПМПК, соци-альный педагог, отдел охраны детства и попечительства, ИДН, психолог | |
Опекунская семья: престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогически несостоятельные опекуны | Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов Индивидуальная работа психолога с ребенком; Оказание ребенку помощи в учебе со стороны педагогов Консультация психиатра Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют и т. д.) Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения | Учитель-предметник, психолог, психиатр, отдел охраны детства и попечи-тельства, социальный педагог, руководители кружков, секций, ПМПК | |
Работа социального педагога с опекунскими семьями: – выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; – участие в обследовании условий жизни и воспитания детей; – контроль за здоровьем и оздоровлением детей; – поддержка семьи опекунов; – работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям; – защита интересов и прав опекаемого; – законодательное просвещение. | |||
Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях | Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом Сбор информации о семье и о родственниках социальным педагогом, воспитателем Восстановление отношений ребенка с семьей с помощью социального педагога Организация руководителями учреж-дения встреч родителей и детей Беседы, переписка администрации государе ственного учреждения с родителями, подготовка их к встрече с детьми Помощь со стороны окружения семьи Организация совместной деятельности родителей и детей в госучреждениях Организация воспитателями переписки детей и родителей | Социальный педагог учреждения, воспита-тель, администрация учреждения, СПЦ | |
Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними | Социальный патронаж семьи социальным педагогом (социальным работником) Консультации психолога учреждения для родителей и детей Оказание материальной помощи детям организациями социальной защиты Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д. Оказание ребенку помощи в учебе со стороны педагогов Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения Организация социальным педагогом посещения другой семьи с положительным психологическим климатом, совместный труд и досуг в ней Восстановление родственных связей ребенка Консультация юриста по вопросу получения отдельного жилья для ребенка по достижению совершеннолетия Организация опекунства со стороны ближайших родственников | Педагоги учреждения, социальный педагог, психолог, ПМПК, семья выходного дня, отдел опеки и попечительства | |
Случаи выявления детей, занимаю-щихся бродяжни-чеством, попро-шайничеством или нахождение брошенных детей | Информирование милиции Обращение в приют, отдел по охране и защите прав ребенка, больницу для обследования ребенка | Школа, РОО, социальный педагог, правоохранительные органы, медики, СПЦ | |
Работа социального педагога с многодетными семьями (три и более несовершеннолетних ребенка): • содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций; • организация материальной, благотворительной и другой помощи; • рекомендации по организации семейного досуга; • профориентационная работа; • законодательное просвещение. | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3