Тема 4. Государственная политика в области охраны детства

 

1. Конституция Республики Беларусь (1994) как га­рант государственной политики по охране и защи­те детства.

2. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (1993, 2000). Механизмы защиты прав ребён­ка.

3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье как нормативный акт по охране и защите детей. Другие нормативные акты, содержа­щие статьи о правах ребёнка (КО, УК, КЗОТ, АК, ЖК и др.).

4. Целевая Президентская программа «Дети Бела­руси» 2006–2010. Программа воспитания непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 гг.

5. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг. Национальная программа демогра-фической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 гг.

6. Защита прав детей как основная функция На­циональной комиссии по правам ребёнка.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст по сост. на 15 декабря 2009 г. – Минск: Дикта, 2010. – С.3–22.

2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: 9 июля 1999 г. № 278-3. – Минск: Амалфея, 2010. –168 с.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. 243-3. –Минск: Амалфея, 2011. – С. 46–60.

4. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

5. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XXII, с изм. и доп. на 10 ноября 2008 г. № 451-3: // Адукацыя i выхаванне. – 1992. – № 6–9.

6. Положение о Национальной комиссии по правам ребёнка // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 8. – С.

1. Конституция Республики Беларусь (1994) как га­рант государственной политики по охране и защи­те детства.

В нашей республике права ребенка закреплены на конституционном уровне. Конституция – главный закон государства, являющийся правовой основой для принятия других законодательных актов в стране.

Конституция Республики Беларусь включает 9 разделов:

Раздел I. Основы конституционного строя.

Раздел содержит 20 статей, раскрывающих вопросы гражданства в РБ, символов государства и его территории, государственных языков, свободы вероисповедания, государственной и частной собственности, верховенства права, деятельности политических партий и т.д.

Раздел II. Личность, Общество, Государство.

Включает 43 статьи, касающиеся вопросов равенства прав перед законом и отражающие основные права граждан РБ: право на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности, неприкосновенность жилища, свободу мнений и убеждений, свободу митингов и демонстраций, свободу объединений, участие в управлении делами общества и государства, избирать и быть избранным в государственные органы и т.д.

Далее структура Конституции выгладит следующим образом:

Раздел III. Избирательная система. Референдум (15 статей).

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд (38 статей).

Раздел V. Местное управление и самоуправление(9 статей).

Раздел VI. Прокуратура. Комитет Государственного контроля(7 статей).

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь (5 статей).

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения(4 статьи).

Раздел IX. Заключительные и переходные положения(6 статей).

Основные положения государственной политики РБ в отношении семьи и детей раскрываются в ряде статей разделаII.«Личность, Общество, Государство». Например, статья 32 гласит следующее: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.

Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии».

В ряде других статей раздела также уделяется внимание несовершеннолетним. Так в статьях 41 и 42 говорится о праве граждан на труд, при этом отмечается, что «Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности» (статья 42). Статья 43 провозглашает право граждан на отдых, статья 44 – право на собственность, статья 45– на охрану здоровья и бесплатное лечение, статья 48 – на жилище, статья 49 – на образование, при этом отмечается, что «Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях».

Ряд статей раздела II раскрывают правовые основы защиты прав граждан. Так статья 62 гласит следующее: «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств».

Как отмечено в разделе VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения», Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция (статья 137).

Таким образом, подчеркивается ведущая роль данного правового документа в обеспечении прав граждан, в том числе и несовершеннолетних граждан в стране, приведение в соответствие с основными положениями Конституции всех нормативно-правовых документов и законодательных актов, в числе которых и Закон РБ «О правах ребенка».

2. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (1993, 2000). Механизмы защиты прав ребён­ка.

12 февраля 1993 г. Республика Беларусь, согласно статье 44 Конвенции, предоставила первоначальный доклад о принятых ею мерах по реализации положений Конвенции Комитету по правам ребенка. Комитет на своей 5-й сессии рассмотрел первоначальный доклад Беларуси и принял заключительные замечания, в которых содержались предложения и рекомендации относительно повышения эффективности защиты прав детей в государстве. В частности, Комитет рекомендовал подготовить национальный план действий в интересах детей; учредить постоянный орган контроля за осуществлением прав ребенка; обратиться за технической помощью к Детскому фонду ООН, Всемирной организации здравоохранения.

Замечания, сделанные Комитетом, были учтены Республикой Беларусь в ее последующей нормотворческой деятельности в области защиты прав детей. Так осенью 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», который вступил в действие 11.12.1993 г. После принятия Закона в республике началось повсеместное целенаправленное ознакомление детей с их правами в ходе учебно-воспитательного процесса. В 1995–1996 учебном году в школах Беларуси был введен спецкурс «Права ребенка» объемом 10 учебных часов в каждом классе.

Закон «О правах ребенка» основывается на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь и определяет правовой статус детей, обеспечивая их физическое, нравственное и духовное здоровье, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Закон включает 5 разделов:

Раздел I. Общие положения (задачи закона; органы охраны прав и интересов ребенка; равноправие детей). Далее раскрываются права детей на жизнь и охрану здоровья; гражданство; неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия; свободу вероисповедания и выражения мысли, необходимый уровень жизни; бесплатный проезд, обязанности ребенка.

Так, например, в статье 3 этого раздела отмечено, что, права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей. Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь. Особо внимание в разделе отводится защите ребенка от насилия. Так в статье 9 отмечается, что государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психо-тропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера. Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.

Раздел II. Ребенок и семья отражает права ребенка на проживание в семье, имя, жилье, имущество; ответственность семьи за ребенка; социальную защиту семьи государством.

Так, например, в статье 17 говорится о том, что родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь. Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь. Раздел III. Ребенок и общество включает права ребенка на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, свободу объединений и участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре, а также право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции. Например, статья 27 касается взаимодействия с ребенком в образовательно-воспитательных учреждениях и говорит следующее: «Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждения поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь».

Раздел IV. Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях отражает права детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов, детей с недостатками умственного или физического развития; детей-беженцев и детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф; также раскрывает содержание и воспитание детей в интернатных и специальных воспитательных учреждениях.

Особе внимание уделяется в главе защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Этому посвящена статья 29, в которой говорится следующее: «Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право наособую заботу со стороны государства. Органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью). Государство оказывает материальную поддержку таким семьям в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При невозможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданам Республики Беларусь либо на усыновление (удочерение) его родственникам допускается его усыновление (удочерение), установление опеки (попечительства) в интересах ребенка гражданами другого государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В этом случае за ребенком сохраняются права на гражданство, имущество, жилье в соответствии с законодательством Республики Беларусь.Не допускается получение неоправданных финансовых выгод вследствие усыновления (удочерения) или опекунства (попечительства). В интересах ребенка оценка его здоровья, условий проживания в семье усыновителя, опекуна (попечителя) осуществляется органами опеки и попечительства строго конфиденциально. Ребенок, достигший четыр-надцати лет, имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки государства и осуществления контроля со стороны органов опеки и попечительства». В главе также отмечается запрещение участия детей в военных действиях (статья 33), защита прав ребенка при привлечении его к ответственности (статья 35), защита ребенка от насильственного перемещения (статья 37).

Раздел V. Заключительные положения включает основные правила международного сотрудничества, контроля за реализацией Закона; ответственность за его нарушение).

Следует заметить, что Закон «О правах ребенка» имеет в области прав детей базовый характер, его принятие вызвало необходимость пересмотра содержания действующих на то время законов и принятия новых, где отражались бы различные аспекты проблемы защиты прав детей. К числу законодательных актов, действующих в Республике Беларусь и имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме, помимо Закона «О правах ребенка» относятся:

· Закон «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г., новый вариант 2002 г., редакция 2006 г.);

· Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г., новая редакция 2002 г.);

· Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992 г., редакция 1997 г.);

· Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999 г.);

· Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000 г.);

· Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 г.);

· Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2005 г.).

В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона «О правах ребенка» в РБ создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. На ее заседаниях рассматриваются наиболее актуальные и значимые вопросы положения детей, принимаются при необходимости конкретные решения по изменению ситуации. С 1999 года формируется система органов охраны детства. На сегодняшний день в 93 органах образования созданы отделы либо секторы по охране детства. Представителями органов охраны детства в учреждениях образования являются социальные педагоги.

Созданы условия для расширения участия детей в принятии решений и реализации их права быть услышанными. Стали традиционными национальные детские форумы, встречи лидеров детского движения. В стране зарегистрировано 132 молодежных и детских объединения, а также фондов и организаций, деятельность которых связана с оказанием разносторонней помощи детям и защитой их прав.

Для создания более эффективного механизма защиты прав ребенка многие страны создают у себя специальные органы по защите прав детей: институты уполномоченных по правам ребенка (омбудсмены по правам ребенка), а также детские (ювенальные) суды. В нашей республике на государственном уровне эти вопросы только начали обсуждаться. При содействии ЮНИСЕФ в июле 1998 г. был проведен «круглый стол» о необходимости введения в республике Института омбудсмена по правам ребенка. В Национальной комиссии по правам ребенка рассматривается вопрос о создании специальных детских судов (ювенальная юстиция). Однако все эти вопросы находятся на стадии разработки.

3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье как нормативный акт по охране и защите детей. Другие нормативные акты, содержа­щие статьи о правах ребёнка (КО, УК, КЗОТ, АК, ЖК и др.).

Особое место в ряду правовых актов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних детей, занимают также такие законодательные акты, как Кодекс о браке и семье, Кодекс законов о труде, Кодекс об административных правонарушениях, а также Жилищный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовный процессуальный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Кодекс о браке и семье (КоБС) был принят Палатой Представителей нашей республики в июне 1999 г. Принятие этого документа преследовало решение следующих задач:

ü укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей;

ü построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;

ü установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с принятым Кодексом о браке и семье;

ü установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права;

ü охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка (КоБС, статья 1).

КоБС состоит из семи разделов, включающих 241 статью:

Раздел I. Основные положения. Включает две главы.

Глава1. «Основные положения» отражает правовое регулирование брачных и семейных отношений государством.

Глава 2. «Исковая давность и исчисление сроков».

Раздел II. Брак. Включает шесть глав.

Глава 3. «Общие положения» (статья 12 «Брак» и др.).

Глава 4. «Порядок и условия заключения брака».

Глава 5. «Права и обязанности супругов».

Глава 6. «Прекращение брака», в которой имеется статья 38 «Соглашение о детях» и статья 39 «Определение условий содержания и воспитания детей при условии Соглашения о детях».

Глава 7. «Недействительность брака».

Глава 8. «Установление происхождения детей». В главе раскрываются правовые основы возникновения прав и обязанностей родителей и детей (статья 50), установления происхождения ребенка (статья 51), установления материнства и отцовства в судебном порядке (статьи 56, 57) и др.

Раздел III. Семья. Включает 7 глав.

Глава 9. «Права и обязанности семьи в обществе» (статья 62 «Многодетная семья», статья 63 «Неполная семья» и др.).

Глава 10. «Личные неимущественные правоотношения в семье» (статья 72 «Гражданство ребенка», статья 74 «Место жительства ребенка», статья 80 «Лишение родительских прав» и др.).

Глава 11. «Имущественные правоотношения родителей и детей» (статья 91 «Обязанности родителей по содержанию детей», статья 92 «Размер алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей» и др.).

Глава 11¹. «Соглашение об уплате алиментов».

Глава 12. «Порядок уплаты или взыскания алиментов».

Глава 13. «Выявление, учет и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в социально опасном положении. Усыновление».

Глава 14. «Опека и попечительство» (статья 152 «Выбор опекуна или попечителя», статья 169 «Приемная семья» и др.).

Раздел IV. Охрана детства. Включает три главы.

Глава 15. «Права детей. Общие положения».

Глава 16. «Социальные права детей».

Глава 17. «Материальные права ребенка».

Раздел V. Акты гражданского состояния. Включает 9 глав.

Глава 18. «Общие положения».

Глава 19. «Регистрация рождения».

Глава 20. «Регистрация заключения брака».

Глава 21. «Регистрация установления материнства и/или отцовства».

Глава 22. «Регистрация усыновления».

Глава 23. « Регистрация смерти».

Глава 24. «Регистрация перемены фамилии, собственного имени, отчества».

Глава 25. «Изменение, дополнение, исправление, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния».

Раздел VI. Применение законодательства о браке и семье Республики Беларусь к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров.

Раздел VII. Заключительные положения.

Таким образом, КоСБ является законодательным актом, в котором значительное место отводится правовому регулированию имущественных и неимущественных отношений родителей и детей, защите законных прав и интересов детей, различным формам устройства детей на воспитание (усыновление, опека и попечительство, приемная семья и т.д.)

Помимо Кодекса о браке и семье, другие законодательные акты Республики Беларусь – Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Административный кодекс и другие, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, защите семейных, наследственных, жилищных и трудовых прав, положения и взаимоотношений в семье и т. д. Например, в Уголовном Кодексе РБ выделен специальный раздел V. Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет.

С 1 сентября 2011 г. вступил в действие Кодекс РБ об образовании, в котором также нашли отражение права и обязанности обучающихся и их законных представителей, а также права и обязанности педагогических работников. Например, в числе прав обучающихся в данном Кодексе отражены права детей на бесплатное начальное и среднее образование; каникулы, выбор общеобразовательного учреждения; обеспечение учебниками, учебными пособиями; поощрение за успехи в учебе и примерное поведение; охрану жизни и здоровья в ходе педагогического процесса; защиту чести и достоинства; участие в молодежных и детских общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Беларуси и др. (статья 31. Основные права обучающихся; статья 32. Основные обязанности обучающихся; статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся; статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся и т.д.).

В числе прав педагогических работников в Кодексе об образовании отражены права на защиту чести и достоинства; творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий; участие в конкурсах профессионального мастерства, в управлении общеобразовательным учреждением через педагогический совет и органы самоуправления и др. (статья 52. Права педагогических работников; статья 53. Обязанности педагогических работников).

Отдельное внимание отводится в Кодексе об образовании дисциплинарной ответственности обучающихся (РазделV), а также поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей. находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (Раздел XVI).

4. Целевая Президентская программа «Дети Бела­руси» 2006–2010. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ на 2011–2015 гг.

Впервые в нашей республике программа «Дети Беларуси» была впервые принята в январе 1998 г. (на основании указов Президента № 134 «О президентских программах»» и № 303 «О Фонде президентских программ»), в которой были предусмотрены различные виды и формы помощи детям, в первую очередь финансирование. Следующий этап программы был рассчитан на период 2001–2005 гг. В настоящее время завершена программа «Дети Беларуси», действовавшая в период 2006 –2010 гг.

Цельюпоследней программыбылообеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачами программы выступали:

Ø повышение качества жизни семей с детьми;

Ø профилактика безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних;

Ø укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

Ø снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей;

Ø профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей-инвалидов;

Ø профилактика социального сиротства, защита прав и обеспечение интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Ø производство высококачественных, экологически чистых продуктов детского питания.

Программа включала 6 разделов: 1) «Социальная защита семьи и детей»; 2) «Дети и закон. Воспитание личности»; 3) «Дети Чернобыля»; 4) «Дети-инвалиды»; 5) «Дети-сироты»; 6) «Детское питание».

В последние годы благодаря реализации мероприятий программы произошли большие изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов детей.

1. Создана система новых медицинских учреждений - перинатальных центров. Сохранена педиатрическая служба, располагающая сетью лечебно-профилактических учреждений и подготовленными медицинскими кадрами. Приняты меры, направленные на профилактику заболеваний, осуществление массовой иммунизации, предотвращение распространения заболеваний социального характера. В результате обеспечена практически 100-процентная вакцинация детей, последовательно снижается младенческая смертность.

Планомерно развивается государственная система санаторно-курортного лечения и оздоровления детей. Ежегодно более 200 тыс. детей лечатся в здравницах республики, свыше 55 тыс. детей отдыхают за рубежом.

2. Меры, принятые Правительством по внедрению новых альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих их право жить и воспитываться в семьях, способствовали уменьшению численности этих детей в интернатных учреждениях. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей, в том числе в случае международного усыновления.

3. Реализация принятого в 2003 году Закона Республики Беларусь
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и действие подпрограммы «Дети и закон. Воспитание личности» позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и преступности.

4. Созданы механизмы отслеживания изменений в положении детей, степени обеспечения выполнения норм Конвенции о правах ребенка.

С 1999 года в режиме мониторинга ежегодно подготавливается национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь. Приняты нормативные правовые документы по вопросам совершенствования государственной поддержки семей, воспитывающих детей, системы адресной социальной помощи. Получила дальнейшее развитие система учреждений социального обслуживания, предоставляющих широкий спектр услуг семьям и детям. Увеличилось количество специалистов, занимающихся вопросами охраны детства.

В 2011 г. была принята Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 16).

В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также Программы воспитательной работы кокретного учреждения образования.

Целью Программы является создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, усвоения обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

Задачи Программы:

ü содействие повышению статуса воспитания в системе образования Республики Беларусь;

ü определение содержания основных направлений воспитания;

ü ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и др.

Данная Прграмма включает 12 разделов:

Ø Гражданское и патриотическое воспитание;

Ø Нравственное и эстетическое воспитание;

Ø Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;

Ø Воспитание культуры здорового образа жизни;

Ø Семейное воспитание;

Ø Трудовое и профессиональное воспитание;

Ø Экологическое воспитание;

Ø Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;

Ø Воспитание культуры быта и досуга;

Ø Социально-педагогическая поддержака и оказание психологической помощи обучающимся;

Ø Научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания;

Ø Информационное обеспечение воспитания.

Пролблеме охраны и защиты детства в названой Прорамме уделяется внимание прежде всего в разделах «Семейное воспитание» и «Социально-педагогическая поддержака и оказание психологической помощи обучающимся». Так в разделе «Семейное воспитание» запланированы следующие формы работы:

ü совершенствование работы клубов молодой семьи в учреждениях образования;

ü проведение мероприятий, приуроченных ко Дню семьи, Дню матери;

ü проведение в учреждениях образования информационно-просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение престижа семьи, формирование ответственного материнства и отцовства, профилактику насилия в семейно-бытовой сфере, изучение истории семей, создание семейных летописей, оформление фотоальбомов, семейных газет;

ü изучение и пропаганда образцов позитивного семейного воспитания в многодетных семьях;

ü организация встреч руководителей органов управления образованием с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В разделе «Социально-педагогическая поддержака и оказание психологической помощи обучающимся» в отношении охраны детства предусмотрены следующие меры и мероприятия:

ü совершенствование деятельности педагогических работников учреждений образования по защите прав и законных интересов обучающихся;

ü совершенствование работы учреждений образования по раннему

выявлению детей, находящихся в социально опасном положении; профи-лактике детской безнадзорности, социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних; социально-педагогической поддержке и оказанию психологической помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;

ü разработка методических рекомендаций по проведению цикла тематических родительских собраний по вопросам обучения и воспитания детей;

ü проведение республиканской акции «Теплый дом» в поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ü организация работы методических объединений, клубов приемных родителей и родителей-воспитателей;

ü разработка и внедрение единой программы подготовки лиц, изъявивших желание принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ü создание и поддержка волонтерской службы (волонтерского движения) для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

ü вовлечение общественности в работу по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Предполагается, что реализация данной Программы позволит:

• повысить качество воспитания обучающихся;

• усовершенствовать механизмы управления процессом воспитания;

• оптимизировать воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

• осуществить идеологическое сопровождение процесса воспитания;

• обеспечить преемственность и непрерывность воспитания;

• разработать соответствующее научно-методическое обеспечение.

5. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав (2004–2010 гг.). Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 гг.

Для реализации заключительных замечаний Комитета по правам ребенка в 1995 г. Указом Президента от 19 апреля 1995 г. № 150 был принят Национальный план действий по охране прав ребенка в РБ на период 1995–2000 гг. Этим планом предусматривалось создание в Республике многоуровневой системы образования в сфере прав человека и прав ребенка, издание учебников и учебно-методической литературы (например, «Сто уроков по правам ребенка»: учеб.-метод пособие / Л.И. Смагина [и др.]; под ред. Л.И. Смагиной. –Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. –208 с.), подчеркивалась необходимость изучения курсов соответствующего содержания в условиях образовательных учреждений.

Контроль за выполнением Национального плана был возложен на Министерство образования и науки. План предусматривал следующие меры: предоставление информации о содержании Закона о правах ребенка и ходе его выполнения детям, их родителям и широкой общественности; юридическую поддержку выполнения Закона о правах ребенка; защиту прав детей, оставшихся без родительского попечения, детей-инвалидов и детей, проживающих в исключительно тяжелых условиях; проведение научно-исследовательской работы, конференций и симпозиумов; координацию усилий правительственных органов и общественных организаций, занимающихся защитой прав детей.

Следующим этапом был Национальный план действий по охране прав ребенка в РБ (2000–2003 гг.) А 18 декабря 2003 г. был утвержден постановлением Совета Министров РБ № 1661 Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы. Этот долгосрочный документ преследовал следующие цели:

ü обеспечение благоприятных условий для полноценного физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, повышения качества жизни детей, сохранения их здоровья и формирования навыков здорового образа жизни, защиты их от насилия и жестокости;

ü формирование правового самосознания подрастающего поколения, привлечение детей к участию в принятии решений, касающихся их интересов, подготовка к активной общественной жизни;

ü выполнение рекомендаций, содержащихся в итоговом документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей» и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь об осуществлении Конвенции о правах ребенка.

Выполнение мероприятий Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы достигалось совершенствованием межведомственного взаимодействия и обеспечением приоритета проблем детей в деятельности министерств и других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, общественных объединений, выделением средств из республиканского и местного бюджетов на финансирование основных направлений политики в отношении детей и их защиты.

Мероприятия плана реализовывались по следующим направлениям:

§ Создание благоприятных условий для жизни и развития детей

(Разработка президентской программы «Дети Беларуси» с включением в нее конкретных мероприятий по социальной поддержке, адаптации и улучшению положения детей, оказавшихся в социально опасном положении; ежегодное проведение акции «Наши дети» с участием республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений для оказания детям помощи, поддержки и внимания и др.);

§ Совершенствование механизма и координация усилий по защите прав детей

(Продолжение работы по приведению национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка; осуществление организационных мер по введению в Республике Беларусь института уполномоченного по правам ребенка и разработка в установленном порядке проекта Закона Республики Беларусь «Об уполномоченном по правам ребенка»; осуществление комплекса мер по созданию в системе общих судов специализированных судов по делам несовершеннолетних и разработка в этих целях нормативного правового акта, регламентирующего их создание и др.);

§ Обучение и повышение уровня информированности по правам ребенка

(Осуществление анализа качества знаний и обучения в области прав ребенка специалистов, работающих с детьми и для детей (педагогов, медицинских работников), сотрудников правоохранительных органов, судей, адвокатов, и принятие мер по их совершенствованию; продолжение практики анализа положения детей, разработки и распространения Национального доклада «Положение детей в Республике Беларусь» по итогам каждого года и др.);

§ Укрепление здоровья детей и содействие здоровому образу жизни

(Разработка стратегии ранней диагностики заболеваний у детей и оказания им необходимой помощи путем создания и реализации программ по: выявлению нарушений слуха, психического и (или) физического развития фенилкетонурии и врожденного гипотиреоза у новорожденных; создание автоматизированного регистра детей с пороками сердца и др.);

§ Профилактика распространения ВИЧ-инфекции

(Осуществление мер по расширению и систематизации знаний о здоровье и его сохранении, здоровом образе жизни, профилактике зависимостей и ВИЧ/СПИДа с учетом возрастных особенностей детей и духовно-культурных традиций страны в процессе разработки и издания программ, учебно-методических комплексов и учебно-методической литературы для учреждений образования различных уровней и др.);

§ Обеспечение качественного образования

(Обеспечение создания механизмов и показателей качества, доступности образования для детей и проведения с учетом гендерного равенства в условиях изменений в системе образования мониторинга на их основе; организационно-практических мер по расширению возможностей обучения на белорусском языке детей и учащейся молодежи на различных образовательных уровнях и др.);

§ Защита детей от насилия, торговли, всех видов эксплуатации и вооруженных конфликтов

(Осуществление мер по обеспечению участия учреждений образования и общественности страны в проведении Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, которое провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН на 2001–2010 годы; разработка и внедрение системы учета и фиксирования случаев физического, психического и других видов насилия в отношении детей; . создание условий для трудоустройства несовершеннолетних с учетом действующего законодательства и международных норм, совершенствование анализа данных о труде несовершеннолетних и др.);

§ Научно-исследовательская деятельность, мониторинг положения детей

(1. Проведение комплексных научных исследований по следующим наиболее значимым направлениям: создание механизма защиты детей от психического, физического и сексуального насилия; выявление причин, приводящих к суициду среди детей; социальный патронат детей и семей, находящихся в социально опасном положении и др.; 2. Проведение мониторинга положения детей в стране по следующим направлениям: положение воспитанников детских интернатных учреждений; обеспечение прав детей с особенностями психофизического развития и др.);

§ Международное сотрудничество

(Расширение сотрудничества органов государственного управления с международными организациями (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, УВКПЧ, ВОЗ, МОТ, Комитет ООН по правам ребенка) по проблемам защиты прав детей и улучшения их положения и др.);

§ Взаимодействие по реализации Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы

(Обеспечение принятия планов действий по улучшению положения детей и охране их прав на региональном уровне; осуществление мер по проведению серии «круглых столов» и пресс-конференций по обсуждению проблем положения детей и охраны их прав и др.).

Республиканские органы государственного управления, другие государственные органы, учреждения и организации обеспечивали своевременное и качественное выполнение соответствующих мероприятий. При необходимости к выполнению отдельных мероприятий привлекались другие республиканские органы государственного управления, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов.

Координацию и контроль за ходом выполнения названного Национального плана осуществляли Национальная комиссия по правам ребенка, Министерство образования и Министерство труда и социальной защиты. Информация о ходе его реализации представлялась Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты в Совет Министров Республики Беларусь ежегодно не позднее 1 марта.

Исполнители, участвующие в его реализации, представляли Министерству образования ежегодно не позднее 1 февраля информацию о ходе выполнения соответствующих мероприятий.

Национальная комиссия по правам ребенка, облисполкомы и Минский горисполком, министерства и другие республиканские органы государственного управления на своих заседаниях рассматривали и анализировали ход выполнения Национального плана действий по улучшению положения детей и охране прав на 2004–2010 годы.

Министерство образования, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком отражали результаты его выполнения в ежегодных докладах по положению детей в Республике Беларусь.

В 2011 г. вступила в действие Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 гг.

Среди задач Программы можно выделить:

Ø увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

Ø создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Ø укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций;

Ø улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства.

Глава 4 Программы называется «Социальная поддержка семьи и детства». В данной главе семья рассматривается как основа сохранения и развития нации. Здесь сообщается, что в Республике Беларусь проживает 2,7 млн. семей, из них 1,3 млн. – семьи, воспитывающие детей. Главной предпосылкой перехода страны от депопуляции к демографическому росту предполагается формирование социально-экономических, организации-онно-правовых и иных условий для самореализации семей.

Вместе с тем сообщается, что в стране проживает более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. воспитываются в детских интернатных учреждениях. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки. В социально опасном положении находятся более 21 тыс. детей. В детских социальных приютах проходят реабилитацию 2360 детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

В связи с этим программа предусматривает следующие меры:

ü сохранение семейной среды и создание ее для детей, оставшихся без попечения родителей;

ü совершенствование системы постинтернатной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе выхода их в самостоятельную жизнь;

ü разработка инновационных технологий и методического обеспечения для детских интернатных учреждений, осуществляющих подготовку и комплексное сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот;

ü пропаганда, особенно в молодежной среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы;

ü обеспечение приоритетного стимулирования рождения вторых и последующих детей путем увеличения размеров единовременных и ежемесячных пособий, введения дополнительных мер материальной поддержки семей;

ü совершенствование жилищной, налоговой и кредитной политики в интересах семей с детьми и др.

Глава 5 Программы «Укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни» раскрывает проблемы здоровья белорусского общества, в том числе здоровья детей, подростков и молодежи. В числе мер, направленных на решение данных проблем, предусмотрены:

ü усиление профилактической направленности в работе с детьми, в том числе по предупреждению нарушений осанки, зрения, развития хронических заболеваний, их обострений и осложнений;

ü расширение межведомственного взаимодействия в целях снижения смертности детей и взрослых от внешних причин, повышение ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и др.