ЮНИСЕФ: основные на­правления деятельности организации по охране и защите детства.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

После окончания Второй мировой войны для преодоления тяжелых ее последствий по единогласному решению Генеральной Ассамблеи 11 декабря 1946 был создан Международный чрезвычайный фонд помощи детям ООН (ЮНИСЕФ – UNICEF). Его первоначальным предназначением была помощь обездоленным малолетним жертвам войны в Европе.

Таким образом, ЮНИСЕФ выступил в роли организации, которая стала заниматься исключительно детскими проблемами. Он был организован и использован в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства были обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений. Согласно резолюции был создан руководящий орган ЮНИСЕФ – Исполнительный совет. Исполнительный совет был набран ЭКОСОС из кандидатов, предоставленных государствами – членами ООН. В резолюции были названы 25 членов Исполнительного совета: представители США, СССР, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, Китая, Франции, Польши, Швеции, Югославии. Исполнительный директор был назначен Генеральным секретарем ООН в консультации с Исполнительным советом.

Свое первое заседание Исполнительный совет ЮНИСЕФ провел 19 декабря 1946 г. В 1953 г. ЮНИСЕФ вошел в систему ООН (резолюция Генеральной Ассамблеи 802(8) от 6 октября 1953 г.). Генеральная Ассамблея переименовала его в Детский фонд ООН (оставив в названии уже ставшее известным сокращение ЮНИСЕФ).

Полномочия ЮНИСЕФ были расширены: ему предоставлялось право долгосрочной помощи детям, которые терпели лишения в результате сложившейся экономической и политической обстановки в их странах, а также во время вооруженных конфликтов. Основная функция ЮНИСЕФ – помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставления стипендий для преподавателей. Особенное внимание Фонд уделяет детям развивающихся стран, страдающим от недоедания, болезней и неграмотности. В 1965 ЮНИСЕФ была присуждена Нобелевская премия мира.

Исполнительный совет ЮНИСЕФ, состоящий из 36 членов, определяет основные направления деятельности, анализирует программы и утверждает бюджеты Фонда. Секретариат ЮНИСЕФ, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, проводит свою работу через свои бюро (более 200), расположенные более чем в 140 странах (в том числе и Беларуси). В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Он был создан в 1988 г. в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения при базовой финансовой поддержке правительства Италии.

Международная защита прав ребенка в рамках ЮНИСЕФ осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка; 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность); 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН. Кроме того, ЮНИСЕФ ведет работу по оказанию гуманитарной помощи детям и женщинам – вынужденным переселенцам и местным жителям на Северном Кавказе.

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЭФ по защите прав ребенка. Изначально она ведется по двум направлениям:

1) закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин) или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования);

2) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

Региональное отделение ЮНИСЕФ по странам Центральной и Восточной Европы, Содружества Независимых Государств и Балтийским государствам осуществляет свою программную деятельность в регионе с 1990 г., когда Исполнительный совет Детского фонда впервые утвердил ассигнования на поддержку программ для стран, входящих в указанный блок. Мандат ЮНИСЕФ и его деятельность в этих странах были обусловлены теми проблемами, которые явились следствием резкого снижения уровня жизни в результате политических, социальных и экономических изменений так называемого переходного периода, начало которого относится к концу 80-х--90-м гг.

Основными факторами, которые с точки зрения ЮНИСЕФ определили главное направление его политики в данном регионе, были признаны следующие фактически сложившиеся обстоятельства:

– сокращение либо полное упразднение системы социального обслуживания семей, включая систему детских дошкольных учреждений;

– ограниченное финансирование государством системы здравоохранения, и лечебных учреждений в частности;

– сокращение занятости женщин и молодежи во всех сферах производства;

– утрата в обществе морально-нравственных и правовых ориентиров и, как следствие, рост подростковой преступности, распространение алкоголизма, наркомании и проституции

Задача ЮНИСЕФ в странах региона, к которому относится Беларусь, заключается в следующем: ЮНИСЕФ уполномочен выполнять особую миссию по оказанию помощи правительствам в выполнении обязательств по реализации положений Конвенции и в обеспечении осуществления необходимых действий с той целью, чтобы основополагающим принципам Конвенции – наилучшие интересы ребенка, отсутствие дискриминации, участие, выживание и развитие – уделялось столько внимания, сколько это необходимо для защиты интересов детей.

Представительство регионального бюро ЮНИСЕФ официально заявило о начале своей деятельности в Республике Беларусь в марте 1997 г. Однако фактически деятельность Детского фонда ООН в стране осуществляется с конца 1994 г., когда по совместной инициативе фонда и Правительства Республики Беларусь был проведен анализ положения женщин и детей в республике, результатом чего явился опубликованный Национальный доклад «Дети и женщины Беларуси: сегодня и завтра».

В течение 1995–1997 гг. Детский фонд ООН тесно сотрудничал с министерствами образования, здравоохранения и социальной защиты, а также такими известными в республике общественными организациями, как Белорусский детский фонд, Христианский детский фонд, Белорусский комитет «Дети Чернобыля», Белорусский детский хоспис, Белорусская ассоциация родителей детей-инвалидов.

При содействии и непосредственном участии этих организаций ЮНИСЕФ оказывал гуманитарную помощь в виде поставок медицинского оборудования, вакцин и медикаментов в родильные дома и детские больницы, специального оборудования для детей-инвалидов, одежды, обучающих материалов и спортивного инвентаря, учебных принадлежностей и других необходимых средств материального обеспечения для школ-интернатов, расположенных в Чернобыльской зоне.

Юридическим основанием для официальной деятельности ЮНИСЕФ в Беларуси является подписанное в мае 1992 г. Соглашение относительно создания в Минске Временного отделения ООН, положения которого распространяются на Представительство Детского фонда. Фактически согласованный сторонами проект Соглашения о сотрудничестве между Детским фондом ООН и Правительством республики скорее всего будет подписан только в начале будущего года.

С октября 1997 г. деятельность Представительства в Беларуси была сконцентрирована на реализации проектов, разработанных совместно с государственными и неправительственными структурами в рамках трех основных программ: «Дети Чернобыля», «Распространение знаний о правах ребенка» и «Здоровье и развитие молодежи».

Программа «Дети Чернобыля» реализуется при деятельном участии республиканской общественной организации Белорусский комитет «Дети Чернобыля» и предусматривает комплекс мероприятий по оздоровлению детей, проживающих в зоне радиационного загрязнения, социально-психологическую и педагогическую реабилитацию этих детей и их семей, выращивание экологически чистой продукции на зараженных территориях.

В рамках программы «Распространение знаний о правах ребенка» поддерживается профессиональная инициативная деятельность сотрудников Национального института образования по совершенствованию методик преподавания спецкурса по правам ребенка в учебных учреждениях разного уровня и оказанию консультативной педагогической, психологической и иной методической помощи.

Третья программа «Здоровье и развитие молодежи» направлена на защиту детей и подростков от многочисленных факторов риска, которым они подвергаются как в семье, так и в обществе переходного периода. Программа включает в себя такие проекты, как «Здоровый образ жизни и профилактика СПИД», «Защита репродуктивного здоровья молодежи», «Работа с детьми и подростками в молодежных клубах и объединениях», создание информационно-координационных центров и «Интернет-кафе». Особый акцент в рамках указанной программы был сделан на осуществление проекта «Дети в приемной семье». Основная деятельность в проекте сосредоточена на совершенствовании методик поведенческой адаптации приемных родителей и детей, находящихся в детских домах семейного типа, на развитии деятельности педагогов и других специалистов, работающих в детских домах, и подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни в обществе.

Поддерживая социальную политику государства по предотвращению и профилактике семейных проблем, проблем брошенных детей и детей-сирот, Представительство ЮНИСЕФ в 1998 г. предприняло определенные меры по осуществлению программы «Дети, нуждающиеся в специальной защите». В рамках программы осуществляется поддержка инициативы Министерства образования РБ по разработке концепции реорганизации интернатных учреждений и по созданию моделей новых, альтернативных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Однако остается еще немало нерешенных проблем, связанных с принятыми международно-правовыми обязательствами. Например, до настоящего времени в республике не приняты необходимые решения и не принимаются соответствующие меры по разработке теоретической и практической базы для создания судов по делам несовершеннолетних (создание ювенальной юстиции). Поэтому вопросы прав ребенка, нуждающегося в мерах специальной защиты, и создание комплексной системы профилактики и предупреждения преступности среди несовершеннолетних государственные структуры, институты гражданского общества должны признать важнейшей социальной проблемой, требующей принятия неотложных мер.

В то же время с участием и под руководством представительства ЮНИСЕФ в нашей республике реализуются сегодня различные инициативы и проекты локальных уровней, спососбвующие охране и защите прав детей.

Так, напрмиер, 20.01. 2012 г. Минск присоединился к Глобальной инициативе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Город, дружественный детям».

Присутствовавший на церемонии представитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук выразил признательность Минску за поддержку глобальной инициативы ЮНИСЕФ «Город, дружественный детям». Он подчеркнул, что ПРООН полностью поддерживает национальные усилия по повышению качества жизни подрастающего поколения.

В настоящее время уже 12 городов Беларуси являются участниками инициативы ЮНИСЕФ. Это Борисов, Добруш, Пинск, Пружаны, Светлогорск, Гродно, Брест, Гомель, Новополоцк, Шклов, Лида и Минск.

В Беларуси координатором инициативы ЮНИСЕФ «Город, дружественный детям» является Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. Реализация проекта направлена на совершенствование координации и межведомственного взаимодействия на национальном и местном уровнях в интересах детей; формирование местного бюджета при более полном учете потребностей детей; разработку и внедрение системы независимого мониторинга положения и соблюдения прав детей в городе. Особое внимание уделяется укреплению потенциала местных органов исполнительной и распорядительной власти, СМИ. Акцент сделан на совершенствовании форм и методов участия детей и молодежи в разработке политики и принятии решений, затрагивающих их интересы.

Инициатива ЮНИСЕФ «Город, дружественный детям» (ГДД) является инструментом, который помогает уменьшить негативное влияние городской среды на жизнь ребенка, максимально используя те возможности и преимущества, которые она дает. Участие в инициативе способствует выполнению на уровне города обязательств, принятых страной при подписании Конвенции о правах ребенка.

Международный секретариат городов, дружественных детям, был создан в 2000 году в Италии на базе института Инноченти, одновременно являющегося исследовательским центром ЮНИСЕФ. Секретариат содействует укреплению потенциала городов, развивающихся в интересах детей, путем проведения исследований, обмена опытом и информацией, сотрудничества с органами власти, общественными организациями, молодежными движениями.

За последнее десятилетие концепция города, дружественного детям, стала применяться во многих странах мира, включая Францию, Испанию, Италию, Голландию, Швецию, Бразилию, Россию, Польшу, Украину и Литву. Сегодня в этой почетной инициативе участвуют Лондон, Париж, Мюнхен, Буэнос-Айрес, Москва, Вильнюс и многие другие города.

«Город, дружественный детям» – это не модель идеального города и не звание, которое выдается за достигнутые успехи. Участие в данной инициативе означает постоянное стремление заботиться о детях и не останавливаться на достигнутом. В рамках ГДД представляется возможность разработать программу, призванную помочь городу стать более доброжелательным к детям во всех аспектах, касающихся управления, инфраструктуры и услуг.

«Изюминкой» этой инициативы, кардинально отличающей ее от иных социальных программ и инициатив, является обязательное участие детей и молодежи в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы. Дети и подростки сами думают над тем, что нужно сделать для благоустройства своего двора, школы, района, где они живут, чтобы их город стал дружественным детям, и при содействии взрослых осуществляют свои проекты. Через школьное самоуправление, молодежные советы и парламенты при местных органах законодательной и исполнительной власти дети получают возможность участвовать в жизни общества и влиять на принимаемые решения.

Приложение 1

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1948)

 

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как–либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

 

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

 

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого–либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

 

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе

местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

 

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

 

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

 

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

 

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую–либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

 

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой–либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

 

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

 

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

 

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

 

 

Приложение 2

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959)

1. Ребенку должны принадлежать все указанные в на­стоящей Декларации права. Эти права должны при­знаваться за всеми детьми без исключений и без раз­личия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального проис­хождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребенка или его семьи.

2. Ребенку законом или другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставле­ны возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умствен­но, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обес­печение интересов ребенка.

3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здо­ровый рост и развитие, с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на над­лежащее питание, жилище, развлечение и медицин­ское обслуживание.

5. Ребенку, который является неполноценным в физи­ческом, психическом или в социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, обра­зование и заботы, необходимые ввиду его особого со­стояния.

6. Ребенок для полного и гармоничного развития его лич­ности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответ­ственностью своих родителей и во всяком случае в ат­мосфере любви, моральной и материальной обеспечен­ности: малолетний ребенок не должен, кроме тех слу­чаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих до­статочных средств к существованию. Желательно, что­бы многодетным семьям предоставлялись государствен­ные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребенок имеет право на получение образования, ко­торое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которо­му он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а так­же сознание моральной и социальной ответственнос­ти и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответствен­ность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публич­ной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы спо­собствовать осуществлению указанного права.

8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть сре­ди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небреж­ного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достиже­ния надлежащего возрастного минимума, ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умствен­ному или нравственному развитию.

10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспи­тываться в духе взаимопонимания, терпимости, друж­бы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и спо­собности должны посвящаться служению на пользу других людей.