Причины укрепления второго издания крепостничества.

1. Внешнеполитическая, экономическая.

Революция цен в Европе, в первую очередь на хлеб. В первой половине 19 века цены постоянно растут. За полвека они выросли в 6 раз. Цены на промышленную продукцию отставали и были меньше. 5-5,5 раз. Þ Россия могла на этом играть. Помещики получали значительную прибыль от сельского хозяйства Þ им не надо было заниматься промышленностью Þ укрепление помещично-аграрного производства. Плюс ко всему прочему происходит увеличение барщины. Изначально был заложен экстенсивный путь производства. Все это приводило к затягиванию разрешения вопроса об освобождении крестьян, так как при этом помещичьи поместья разорились бы, а государство этого допустить не могло.

2. Промышленная.

30-70 года 19 века — промышленный переворот в России:

1) Техническая сторона.

2) Социальная сторона.

1. Введение новой техники, переход к новому виду двигателя. Создание всей инфраструктуры, которая работает на новом двигателе. На поздней стадии — переход от парового двигателя к электрическому.

2. Подготовка работника, который сможет работать с этой новой техникой. Старые формы подготовки уже не годятся. Следует отметить, что низкие темпы империализации, капитализации коснулись и социальной, промышленной, технической. Все это привело к Крымской войне. Эта война показала, что на одном героизме никуда не уедешь. Нужно кардинальное, капитальное оснащение. А это означало, что необходимо поменять всю систему: юридические, социальные базы и т.д. Þ вторая половина 19 века проходит под знамением реформ. 60-70 гг. — активные реформы во многих отраслях общества и социальных сфер. Проходят активные реформы в армии, в делопроизводстве. А все начинается с крестьянской реформы. Общий итог реформ был положительным. Действительно, складывалась новая Россия. Увеличивались темпы капитализации, само общество становится более демократичным. Когда мы смотрим на начало и конец века, то видим, что это абсолютно разная Россия. Темпы развития России увеличились настолько, что первая мировая война затягивалась, чтобы снизить темпы развития, иначе Россия слишком ушла бы вперед по развитию, что ее было бы не догнать. Культура блестящая. 19 век — вызревший плод привитых европейских преобразований в России. Но Москва — это не Париж. Это русская Европа. Становление России вместе с европейским лицом, но с русской душой. Глубокий синтез. Символ синтеза — появление фигуры Пушкина. Это блестящая плеяда гениальных художников, писателей (Достоевский, Толстой). Культура России 19 века выходит на мировой уровень. Это не только становление, но и начало трансляции. Символ того, что русская культура смогла принять общечеловеческие ценности, переработать их и вернуть назад. Это показатель мудрости, глубокого знания.

19 век — время окончательного созревания интеллигенции: 1. Провинциальная.

2. Элитарная.

В 1 и 2 уровнях интеллигенция весьма неоднородна. Элитарная раскладывается, начиная с народовольцев, которые яростно противостоят власти, пользуясь актами, пытаясь разрушить ее до промонархической, проправительственной организации. Уже здесь зрел раскол. Местная интеллигенция более однородная, она живет вместе с народом. Ее однородность заключается в их малочисленности. Это образцы высокой духовности — учителя, врачи. Но и здесь раскол, пример: учителя, врачи с чиновниками. Военная интеллигенция была отделена от духовной и вообще от интеллигенции. В церкви весьма неоднозначны процессы. Вроде ничего в ней не меняется. Но есть и положительные сдвиги. Со второй половины 19 века становится общедоступной библия, появляется слой просвещенной, высокообразованной, академической профессуры, которая работала на европейском уровне. Возрождается такой феномен, как старчество. В первую очередь, череда «оптика пустынь» старцев — просвещенные и глубоко верящие всем своим примерам настраивали на добрую положительную жизнь. Именно к этим людям приезжают Толстой и Достоевский. Появляется фигура Серафима Саровского, прославившегося тысяча дневным стоянием на камнях. Он предсказал (легенда) будущую насильственную смерть Николая 2.Вторая половина 19 века прошла под надзором обер-прокурора Победоносцева. Он считал, что главное не просвещение для церкви, а сдерживать народ снизу, построить как можно больше церквей, улучшить хор. В низах — отток в светские учебные заведения из церквей. Пример: Соловьев и Ключевский. В семинариях преподавание оставалось на уровне 18 века. Народ шел легко за другими пастырями.