Политическая система, переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.

За годы опричнины и смуты авторитет государства упал очень низко: беспрестанная череда правителей умирает насильственной смертью – создает катастрофические условия для русского самосознания. После разгрома 1612 поляков в Москве встает вопрос о власти: какой она будет и кто будет править?

Собирается Земский Собор. Если до этого считалось, что власть бога установлена, то во время опричнины и смуты события ставят этот тезис под вопрос. Постоянно возникает вопрос самозванцев. Необходимо было принять решение, которое бы прервало цепь самозванцев, зацементировало власть и устроило бы все классы общества. Основными претендентами на престол были вожди ополчения: Минин и Пожарский. Пожарский сразу отказался от претензий на власть, Минин не устраивал казаков. Земский Собор был как бы «срезом» общества. Естественно, что кандидат, устраивавший одних, не устраивал других. Польский королевич послал гонцов от своего имени, вставала кандидатура австрийского принца Максимилиана, также был «самозванец» Иван Зарубский. Кандидатур было много и ситуация начала заходить в тупик. Неизвестно, кто предложил кандидатуру Михаила Романова. В советские времена говорили, что Романовы – варяги. Но, по-видимому, это не так.

Романовы берут свое начало от времен Александра Невского. В это время зафиксировано в летописях, что к Александру Невскому приехал иноземный принц Рача – скорее всего выходец из Европы. Внуком Рача был Акинф Великий. Он был многодетным, и его потомство дало начало многим русским родам. Его внуком был Гаврило Акинф. Как установили историки, это и был Андрей Иванович Кобыла – ближний боярин Симеона Гордова. 5-ый его сын Федор Андреевич дает начало знаменитому русскому роду Захариновых-Юрьевых. В ближних кругах он имел прозвище «кошка», поэтому Романовых иногда называли Кошкиным родом. В 16 веке мы видим его правнука Романа Юрьевича Захарина, который имел чин окольничего (ближайшее окружение царя). Считается, что именно он является родоначальником рода Романовых. В результате его брачных связей появляются роды, связанные с Романовыми: Бутурины, Каменские, Пушкины, Колычевы. Роман Юрьевич был женат 2 раза. Сын от первого брака – Никита Романов, а от второго дочь Анастасия – будущая жена Ивана-4. Таким образом, по Анастасии Романовы были родственниками Рюриковичей. Известно, что когда Анастасия входит в царский дом, Романовы становятся как бы на одной ступени с Рюриковичами и начинают делать выдающиеся карьеры. Никита Романов сделал выдающуюся карьеру дипломата, и уже у него было 6 сынов. От первого брака у него рождается Федор Никитович Романов, который был тепло принят Иваном Грозным, а затем и стал любимцем его сына. Получалось так, что в эпоху Годунова завязывается жесткая борьба за власть между боярскими группировками: Шуйские, Годуновы, Романовы. Приходит донос на Федора Никитовича, его обвиняют в чародействе, и он был выслан из Москвы в монастырь, где насильственно был пострижен в монахи, и это было одним из методов политического устранения. Казалось бы, ему больше не появиться на политической сцене.… При пострижении ему дали новое имя – Филарет. Когда завязалась борьба между Годуновыми и самозванцами, Филарет занимал позицию за самозванцев, которые стали его поддерживать и продвигать по церковной лестнице. В 1610 году Филарет посылается в качестве посла к полякам на переговоры о Смоленске. Поляки его задерживают и пленят на 8 лет до 1618 года – до заключения перемирия, после чего он возвращается в Москву и становится патриархом. Пострижен в монахи он уже был в зрелом возрасте, будучи женат на Ксении Шестуковой, было 6 детей, 5 из которых умерло в младенчестве. Остался 1 ребенок – Михаил Федорович. Пострижена в монахини была и Ксения Шестукова. Она получила имя Марфа. Михаил Федорович с раннего возраста воспитывался в монашеских условиях. Это оказало на него огромное влияние. После пострижения родителей он некоторое время воспитывался у тетки, но с 1606 года его возвращает мать, хотя это тогда не поощрялось. Сама Марфа стала игуменьей. Была натура властная, суровая, но сына любила без памяти. Михаил Федорович был человеком забитым – сложилось такое мнение – подвластным влиянию. Скорее всего, это не так. Этому человеку судьба предписала стать первым. Оказалось, что он устроил все слои общества. Эта фигура устраивала казаков и многих других. Когда делегация прибыла к Марфе, она понимала, что в это время все правители кончали плохо, и она отказалась. Делегация была настойчива, и Михаил Федорович после нескольких отказов согласился. Старорусская традиция: нельзя сразу брать тот , что тебе дают, надо поотнекиваться. Так и поступила Марфа. После этого Михаил прибывает в Москву и начинает править. Он делает реверансы в сторону Земского Собора. Но ни о каком самодержавии речи и не идет. Он обещает править вместе с Земским Собором. После перемирия с Польшей, в 1619 году в Москву возвращается Федор Романов – отец Михаила. Складывается уникальная ситуация: жив и отец и сын, оба как бы правители, отец подчиняется сыну. По домострою (традиции) сын должен был подчиняться отцу. Казалось бы, ситуация могла вылиться в конфликт. Но все обошлось. Михаил Федорович был тихим человеком, отца любил, открытого конфликта не было. И в первый раз получилось, что реально правили двое. Филарет получает титул великого государя и некоторое время на Москве 2 царя – до 1633 года, до смерти Филарета. Филарет был патриархом московским. Было некое равновесие государственной и церковной власти. Совластие просуществовало до 1633 года. После смерти Филарета считали, что Михаил Федорович не сможет управлять государством, но он был личностью не безвольной, он смог устоять и правил сам.

После складывания некоей симфонии Филарет начинает войну против Земских Соборов. Филарет довел дело до того, что Земский Собор не собирался и установил почти тоталитарную власть. Михаил Федорович был счастливым человеком по многим причинам: счастлив в браке, научился править, 14 детей, самым талантливым из которых стал Алексей Михайлович, его любят все дореволюционные историки. Он с детства был окружен всеобщей любовью, воспитывался в старорусской традиции – весьма закрытое воспитание: назначалась «мамка» из дворянского рода, кормилица, отец не мог сразу видеть сына после рождения, а должен был помыться в бане и пройти обряд. Алексей Михайлович стал обучаться с 5 лет. Родители умирают в 16 лет – весьма рано. Основным воспитателем стал боярин Морозов (Борис Иванович – личность весьма жуликоватая, казнокрад).

Один историк – Катошихин - запутал тем, что написал, что Алексея Михайловича избрал на царство Земский Собор. Скорее всего, момент передачи власти был подтвержден Земским Собором.

Алексей Михайлович не был самодержавцем в течение 10 лет, пока взрослел, мужал. В это время он советовался с думой и Земским Собором. Лишь в 1654 году самодержавие было восстановлено. Связано с тем, что Алексей Михайлович собирается создать кодекс законов – соборное уложение. И надо сказать, что эта законотворческая деятельность была более чем удачлива. Соборное уложение просуществовало около 200 лет. Все попытки монархов изменить соборное уложение заканчивались неудачей (до середины 19 века).

Как Алексей Михайлович понимал свою роль:

Царь выше закона, но не в смысле, что может его утяжелить, ужесточить, а в том, чтоб смягчить, помиловать.

После 1654 года нельзя сказать, что наступает момент полного самодержавия. Некоторое время продолжалась симфония (государь и патриарх имели титул государей московских). Однако это не устраивает государственную власть, начинается политика перехода к более жесткой власти, происходит нарушение симфонии. Получилось так, что сама церковная власть дала повод. Связан этот повод с неуемными претензиями Никона на власть. Взаимоотношения между светской и церковной властью были запутаны и неоднозначны. Эта неоднозначность содержится в самой византийской системе – в фигуре царя: с одной стороны это представитель перед богом за народ, но с другой стороны он не обладает полной церковной властью, он не является лицом духовным. Он не может совершать церковных таинств, служить литургию, не обладает духовной властью. Судить, лишать сана может только духовная коллегия или патриарх.

Конфликт был неизбежен. Это произошло из-за самого незначительного повода. Во время выхода Алексея Михайловича охранники, разгоняя толпу для бояр, задели Никона, который тут же потребовал выдать обидчиков и право суда над ними. Власть «пульсировала»: в некоторых частях русской земли Никон или патриарх мог сам чинить суд или расправу. Алексей Михайлович отказал Никону. Возникает жесткая ситуация противостояния. Никон начинает публично позорить царскую власть. То противоречие, которое лежало в основе власти требовало незначительного повода, чтобы проявиться. Никон обругал боярина и заявил, что «..плюет и сморкает на власть». Алексей Михайлович понял, что инцидент надо сгладить. Никон сказал, что уедет в монастырь до разрешения вопроса. Подговорили мужиков, чтобы они распрягли лошадь Никона, чтобы тот не уезжал, но он ушел пешком.

Алексей Михайлович слал ему письма. Но тот не «сдавался» и стоял на своем. Никон забрал с собой в монастырь посох – символ духовной власти (посох – митрополита Петра). Царь решается на вызов двух вселенских патриархов в Москву, чтобы решить что делать. Они прибыли в Москву и осудили Никона. Он был юридически отстранен от власти и сослан в далекий монастырь. Федор Алексеевич пытался вернуть Никона в Москву, но тот был уже сильно стар; зато хоронили Никона как патриарха. Результатом конфликта стало то, что духовная власть склоняется перед светской. Федор Алексеевич сделал церковь инструментом государственной власти.

Третий элемент усиления авторитарной власти появление хорошей армии. Иван-4 учреждает стрелецкое войско – постоянное, организованное войско, в отличие от дворянского ополчения. Но в 17 веке боевые качества стрельцов упали. Стрельцы жили в Москве (стрелецкая слобода). Не участвовало в военных действиях довольно долго => разложение стрелецкого войска. Необходима новая армия. При Алексее Михайловиче начинается формирование полков нового строя. Это были полки не только пехоты, но и конницы – рейтарские полки (тяжелая конница). Было 2 пути формирования новой армии:

1. за счет даточных людей (с N человек брался один; эти люди служили преимущественно во время войны).

2. На южных окраинах привлечения местного крестьянства => казачество – крестьянство, которое в мирное время занимается хозяйством, а во время войны воюют.

Реформа пошла удачно, потому, что в качестве инструкторов, офицеров привлекались иностранные специалисты, оружие было тоже иностранное, европейская тактика ведения войны.

1676 год: на Москве 50 000 стрельцов и 55 000 «нового строя». Обычно новый строй задавал тон, а стрельцы поддерживали. Со временем стрельцы должны были сойти на нет. Им платили все меньше, основные расходы не новый строй. Организованность стрельцов таяла => легко удалось после стрелецких бунтов Петру с ними расправится.

Юридически абсолютная власть была оформлена после северной войны, когда сенат подносит Петру императорскую корону и именует его отцом Отечества.

Власть, построенная на западный манер отличалась от предыдущих. Абсолютная власть лишена духовной подпорки. Эта власть носит черты деспотизма, власть, при которой государь выше закона, а вот эту высоту он зачастую регулирует сам. Скорее всего, монархия, которая эволюционировала при Петре в абсолютную монархию, была наиболее адекватной формой правления для России того времени. Ведь большое, многонациональное государство, без сильных экономически развитых связей между регионами можно удержать с одной стороны на идее, а с другой на сильной тотальной власти. Признаки неограниченной царской власти складываются рано – уже Иван-4 показал эти тенденции. Самодержавная власть переходит в абсолютную.

Признаки абсолютной монархии:

1. Наличие регулярной армии.

2. Формирование бюрократии, служивого, административного слоя, который приносит присягу государству – сложилось при Алексее Михайловиче + Алексей Михайлович упорядочил систему приказов.

3. Введение прямых налогов, которые непосредственно поступают в казну – сформировалось при Алексее Михайловиче. Первый прямой налог был установлен Федором Алексеевичем, появляются дворовой налог и подушная подать.

4. Подчинение церковной власти светской. 1700 – смерть патриарха Андриана, патриарха на Руси больше не выбирали. Власть патриарха была заменена собранием епископов.

При Алексее Михайловиче и во время правления Петра абсолютная монархия на лицо.