Резко переходим к 13 в.

Борьба Руси с иноземным нашествием. Ордынское иго.

Лекция № 3

1. Военная политика России на северных рубежах.

2. Монголы, монгольское нашествие. Ордынское иго, основные особенности.

В 12 в. Русь не имела внешних врагов. Угрозу с запада отбивали поморские славяне (финно-суоми), водричи и др. на юге Русь прикрывали половцы. До 12 в. союз с половцами был обычным явлением, половцы становятся союзниками Руси. От мусульман надежную защиту обеспечивала Византия, кот. также состояла в союзе с Русью. Именно поэтому Гумилевым 12 в. назывался золотым веком русского средневековья. Однако в 13 в. картина кардинально меняется, в первую очередь из-за неудачи крестового похода на востоке. В Европе в этот период начинают формироваться церковно-монашеские ордена, для распространения христианства в католическом виде. Много орденов образовалось в Прибалтике, так в 1202 г. образовался орден Меченосцев, 1212 г. Левонский орден, 1220 г. Тевтонский орден. Они-то и становятся базой экспансии на Руси. В этот период католичество наносит удар по православию. В 1204 г. возвращаясь из похода, рыцари внезапно нападают на Константинополь, грабят и разрушают его. На Руси это было воспринято как истинная трагедия. В 1205 г. половцы разбивают рыцарей под Адрианополем. И тем самым ликвидируют опасность с юго-востока. В этот период активных союзников по борьбе с западным нашествием у Руси не было. Половцы спасли Русь случайно, мимоходом. В это время на Руси шла активная междоусобная борьба, особенно м/д Новгородцами и Суздальцами за город Торжок. Все это привело к сражению на Липице, в кот. Суздальцы потеряли около 9000 чел., что ослабило военные силы Руси. Известно, что в 1224 г. епископ Адальберг вместе с крестоносцами захватили город Юрьев. Перевешали всех защитников города; тем самым крестоносцы вышли на границы Руси и стали тревожить Новгородцев. Над Новгородом в этот период нависает опасность, их спасает чудо: восстание эстов и латышей + раздоры м/д императором и папой. Это приостановило поход Адальберга и дало Руси передышку в 10 лет. Во второй половине 30-х годов первенство переходит к Тевтонцам. В 1237 г. они совершают поход на Галицкое княжество, кот. В то время возглавлял князь Даниил Андреевич Галицкий. Ценой больших усилий князь смог остановить и отбросить Тевтонцев. Из этого они моментально извлекают урок, и происходит объединение Меченосцев и Тевтонцев в один орден под названием Тевтонский. В 1238 г. был подписан союзный договор м/д немецкими, шведскими и датскими феодалами. В этот же период Русь получает еще одного серьезного врага со стороны монголов. Начиная с 1216 г. монголы ведут борьбу с половцами за гегемонию степи, по реке Яик оборону держат половцы. Монгольские полководцы решаются на обходной маневр, ч/з Кавказ выйти к черноморской степи. Известно, что в 1223 г. часть монгольских племен во главе с Сугедеем вышли к Дону, преодолев Кавказ. Половцы не ожидали подобного развития событий и обратились за помощью к русским. В свою очередь Сугедей обращается к русским с просьбой не вмешиваться в эту войну, но русские князья остались верны союзу с половцами и Галицкий, Киевский и Рязанский князья привели свои войска на помощь. В этом же году разгром русско-половецкого войска на Колке. При этом монголы понимают, что русские верные союзники половцам. И в 1225 г. принимают решение о походе на Русь. Известно, что больших сил на Русь монголы направить не могли, т.к. большая часть была в Китае. В 1237 г. Батый предпринимает поход на Русь. Следует отметить, что до сих пор не известны масштабы этого похода. 300 – 400 тыс. всадников – говорили до революции, но цифра явно преувеличена, т.к. такое число просто бы не выжило. Каргаполов, советский историк, говорил о 120 тыс., но при этом делал оговорку, что это объединенная цифра войск и на Руси, и на Кавказе. В другом источнике говорится о 30 тыс. (словарь Брогауза и Ефрана). Видимо, эта цифра близка к действительности. Шок от нашествия был таким значительным, что приводил к преувеличению его масштаба. Известно, что монголы сожгли Рязань и разорили еще 14 городов. Для сравнения – в одном Владимиро-Суздальском княжестве было 300 городов. Крупные города – Рязань, Владимир, крепостные города были взяты монголами практически сходу, без боя, а маленький заштатный городок Казельск сопротивлялся в течении 7 недель. Причина, скорее всего в том, что подступая к городу монголы начинали переговоры до первой выпущенной стрелы, если город открывал ворота, то он получал статус «доброго города», за формальный откуп город оставляли в покое. Если город сопротивлялся, то его разоряли. Оказывается, по ясе Чингисхана убийство послов считалось самым тяжелым преступлением, и до нашествия монголов, именно в Казельске были убиты монгольские послы (за 15 лет до нашествия). Ясно, что жителям Казельска терять было нечего, они понимали, что монголы жестоко расправятся с ними. Летописцы южной Руси воспринимали нашествие монголов как погибель земли русской. В марте 1248 г. монголы вернулись в степь, где организовали гос-во «Золотая орда». Русь находится м/д двух огней: либо в союзе с Западом разгромить монголов, либо с монголами разгромить Запад. Среди правящей элиты складываются 2-е группировки: 1-ая во главе с А. Невским, он сторонник ориентации на Орду. Он специально едет к Батыю и становится его приемным сыном. Ценой подарков и унижений он добивается, того, чтобы монгольские дружины были (расформировались) в Новгороде. В Ледовом побоище частично участвовали и монголы. 2-ая – это прозападная группировка, ищущая помощи у католической Европы. Это часть новгородцев, среди кот. сепаратистские настроения всегда были сильны, возглавили: Андрей Ярославович и Даниил Галицкий. Орда не покушалась на внутренний строй княжеств и на русскую веру. Крестоносцы же были настроены агрессивно. Союз с Ордой можно считать исторически оправданным. Т.к. монголы не покушались на православную веру, на внутренний строй Руси, в отличие от Запада, т.к. они либо уничтожали славянские племена, либо окатоличивали. Западная экспансия привела западную часть Руси (сейчас Украина) в захолустье. Монгольское иго не было благом для Руси, но это было меньшее зло. Монголы стремились создать собственную империю Ю много веровая империя не могла держаться только на силе оружия, надо было избрать мудрый ход, чтобы вести тонкую политику в религиозной сфере, это им удалось. Т.к. монголы были изначально язычниками, то все религии считались истинными, одинаково связывающие человека с божеством. У них были жрецы (Камы), посредники м/д Богом и людьми. Любого священника из другой религии они считали таким же посредником. О самом Чингисхане известно, что сам он не был приверженцем какой-либо веры, но признавал, что есть какое-то верховное божество, как язычник он боялся божеств других вер, потому он вел политику на покровительство духовенства других вер. В 1206 г. образовалась Империя Чингисхана на всеобщем собрании (Курултае ???). В ясе отношение к духовенству других вер было юридически закреплено. Приемники Чингисхана продолжали его политику, связанную с веротерпимостью. Третьим после Чингисхана был хан Мангу. Как-то раз к нему прибыл францисканский миссионер Рубруквикс (1263 г.), кот. начал склонять монгол к христианской вере, на что Мангу ответил: «Все люди обожают одного и того же Бога и всякому свобода обожать его как угодно, благодеяния же Божьи, равно на всех изливаемые, заставляют каждого думать, что вера его лучше других». Очень рано монголы столкнулись с христианством и в первую очередь потому, что те племена с кот. они жили в соседстве, были уже христианизированы, в первую очередь это Уйгуры и Кераиты. уйгуры жили на юго-западе Монголии и северо-востоке Туркестана у горного хребта Тянь-Шань, Кераиты заселяли верховья рек Селенги. Кераитам принадлежал город Каракарорум, кот. Чингисхан сделал своей столицей изначальной. Уже известно, что при дворе Чингисхана весьма много было христианских священников; Марио Поло оставил замечания по поводу того, как Мангу относится к христианству и священству в своем городе. «Есть четыре пророка у племен мира, я же почитаю и уважаю всех их и поклоняюсь тому, кто выше их», - говорил Мангу. И когда монголы пришли на Русь, в руках у них было законодательство Чингисхана и поэтому отношение к духовенству было покровительственно, русская церковь при ордынском иге была в спокойствии, большими налогами не облагалась, зачастую ханы давали охранительные грамоты церквям и монастырям. В 1246 г. монголами была проведена первая податская перепись, при этом духовенство было исключено из этого списка и оставлено в покое. Уже это говорит, что нельзя строить наше отношение к игу на обычных схемах, нельзя говорить о противостоянии Руси и степи, т.е. тут уже какой-то симбиоз, сложность взаимоотношений. весьма характерным явл-ся то, что термин «иго» до 17 в. практически не был в употреблении, в источниках 14-16 в. этот термин не прослеживается. Впервые термин «иго» появляется у Стефана Батория, общественного деятеля 16 в., в 18-19 в. иго однозначно оценивалось негативно, однако были голоса, в т.ч. и голос Карамзина, что иго – это благо для Руси. Говорилось о том, что Русь, находясь под покровительством орды, смогла избежать католического нашествия. В 1399 г. битва на реке Ворскла. Объединенное русско-монгольское войско разбило крестоносцев, и больше они на Русь не ходили никогда. После 1239 г. образуется гос-во Золотая Орда, т.к. 1206 г. – это создание Империи и избрание Чингисхана императором. У этого гос-ва с различными частями Руси были разные отношения. Часть северо-восточных князей явилось на поклон в Орду, Батый видел в них союзников, считал их младшими братьями, и это не накладывало на них никаких дополнительных обязательств, главное – лояльность к хану. При получении первого ярлыка не было ни дани, ни походов. Но многие князья юго-восточной Руси не пожелали склониться перед ордой, в первую очередь Даниил Галицкий. Батый неоднократно вызывал его к себе, уговаривал, дарил щедрые подарки. Даниил после долгих препирательств согласился на компромисс с Ордой, но его потомки не были столь мудрыми и потому, большинство походов проходило по юго-восточным княжествам, в 13 в. их было около 50. Это были, прежде всего, карательные походы против непослушных князей. Кроме карательных проводили и военные раз в 20 лет, вывозили в основном живой товар – людей, кот. потом продавали на рынках. Спустя 20 лет, ордынцы установили ясак (выход) т.е. крупномасштабная дань Орде, взималась она серебром. К тому времени на Руси серебра было немного (мало). Поэтому все, что производили на Руси, продавалось за серебро. Со временем с 1327 г. право сбора ясака стало принадлежать московским князьям. Стал меняться со временем и сам смысл ордынского владычества, особенно со второй половины 14 в. Орда дробится на 4 части, сама Золотая Орда (улус хана Джуги) тоже дробится, естественно, начинаются усобицы, с 1357 г. по 1380 г. В Орде смешалось 25 ханов, при этом Русь не воспользовалась таким положением и дань выплачивала регулярно. 1380 г. – Куликовское поле, разгром Мамая. Как быть? Мамай был узурпатором, незаконным правителем, кот. самочинно захватил власть в Орде и вел борьбу с законным ханом Тахтамышем, кот. дипломатически помогал Дмитрию Донскому в этой борьбе. Косвенным подтверждением этого явл-ся то, что Донской изменил Тахтамышу, за что последний ч/з 2 года сжег Москву, абсолютно внезапно, за то, что Донской перестал быть лояльным. После этого Донской до конца жизни был лояльным. В 14 в. появляется общий враг и у русских и у монгол – это хан Узбеков-Тимир (Тимур-Тамерлан). Монголы спасли Русь второй раз. Нашествие узбеков было весьма жестоким, монголы приняли на себя основной удар войск Тимура, он ослаб на столько, что мог взять только один русский город – Елец. После этого он повернулся и ушел. В 1412 г. хан Узбек принимает мусульманство, и внедряет его огнем, и мечем, и именно в это время начинается исход русских богатырей из Орды (дети от смешанных браков). После того, как они появляются на Руси, их тепло принимают. Если богатырь приходил летом, то ему давали титул князя, а если зимой, то соболью шубу. Т.о. Русь была московским улусом Золотой Орды, поэтому можем объяснить покорение Москвой всех русских княжеств.