Типы, виды взаимодействия

Классификация Уманского, с основе – форма совместной деятельности, показал, что от формы – будет разная форма взаимодействия. 1. совеместно-индивидуальная..- есть свой участок работы, независимый от других. 2. совместно-последовательный – конвейер, когда каждая задача выполняется последоваьтельно. 3. Совемесно-взаимодействующая дея-ть – когда одновременно взаимодействуют участники между собой.

Классификация деления на кооперацию и конкуренцию. 1. Конк. – достижение цели одним из партнеров, затрудняет или исключает достижение цеди другими участнками. действие индивидом происходит в условиях соревнования, где выигрыш возможен не для всех, а для одного. У людей может быть разная степень выигрышей. 2. Коопер. – достижение цели каждым из партнеров, способствует или как минимум не препятствует реализации цели другим. Координация единичных сил участников, отношения между кот. характеризуются как взаимопомощь.

2 вида конкуренции: продуктивная (созидательная, открытая, в ходе кот. вознкает конкурентно-созидательная мотивация) и непродуктивная(вражба, борьба – негативная, сопровождающаяся негативными эмоциями, состояниями. Это различение ввел Шмелев. Описал виды продуктивной конкуренции: 1. Соревнования, когда партнеры не несут угрозы. 2. Соперничество – когда есть один победитель, а остальные проиграли. 3. конфронтация – когда участники воспринимают как соперников, врагов, стремятся на нести ущерб. Она может перерасти в конфликт.

Наиболее изучен конфликт. Отдельная дисциплина – конфликтология. С 2-х т.з. 1. рассматривается как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия (противоречие в целях, ценностях). 2. Точка эмоц. состояния, выражающееся в действии (борьба, столкновение, вражда).

Специфика: одновременный анализ конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников.

Характеристики: динамика, структура, ф-ции, типологии, способы и модели разрешения.

Исследования видов взаимодействия Шерифа. Две группы бойскаутов в лагере до конца первой недели не знающие друг друга. Персонал предложил устроить соревнование. Игры. Согласились. Особенность – выиграл/проиграл, нет чтобы победила дружба. В рез-те лагерь превратился в арену для военных действий, мусорная война. Попросили описать друг друга. Вывод: конкурентная деятельность порождает конкуренцию, кот. усиливается разницей интересов, целей. Несколько стадий развития: предконфликтная ситуация, конфликтное поведение, завершение конфликта. 1. Возникновение противоположных тенденций, противоречия. 2. Осознание несовместимости интересов, невозможности достижения целей. Возникновение конфликта начинается с возникновением образа врага. Противоречия могут быть годами, а с изменением восприятия начинается конфликт. Завершение конфликта: ресурсы закончились и надо идти на переговоры, кто-то выиграет, оба проиграют.

Теорема Томаса: если ситуация определяется как реальная, то она и реальна по своим последствиям. Наше восприятие является ведущим в возникновении конфликтного поведения.

На какой стадии нужно вмешаться? На первой.

Завершение: затухание (из-за ресурсов), вмешательство 3-ей стороны (модели разрешения конфликта), специальные действия участников конфликта.

Нужно для разрешения… анализ того, что было до конфликта, сформирован ли образ врага и в чем он состоит, и к какому исходу готовы. Решаем противоречия и меняем образ восприятия.

Анализ структуры конфликта: по след. параметрам: анализ конфликтной ситуации (выявление проблемы, причины, повода), участники (непосредственно действующие лица, кот. противостоят друг другу, выделяются их позиции, интересы, образы конфликтной ситуации), Помимо непосредственных учатников есть группа поддержки (активными действиями, присутствием) И есть группа других участников (эпизодическое влияние, есть группа подстрекателей и организаторов). Составление картины конфликта, где рассматриваются стратегии, тактики. Условия конфликта. Поиск возможных путей разрешения. реализация намеченного способа.

Стратегии: Ориентация на интересы собственные(стратегия соперничества или противоборства), когда делают вид, что конфликта нет (уход), на интересы других.(сглаживание), стратегия компромисса (50/50). Идеальная ситуация – сотрудничество. Для каждой из этих стратегий имеются свои приемлемые способы разрешения.

Виды конфликтов: конфликт ценностей (то, что человек считает важным, зачем?); интересов (ресурсный – цели совпадают, но так как ресурс ограничен, то интересы противоречат) – выход – договориться о порядке пользования ресурсами, собственно конфликт интересов, кот. противоречат друг другу; конфликт средств достижения цели (за ним может лежать конфликт ценностей); конфликт потенциалов – когда кто-то не может работать полностью; конфликт правил взаимодействия – нарушение норм, правил, принятых в группе.

Классификация Дойча. 2 вида конфликтов: деструктивный (возникает когда сталкиваются различные т.з., переход на личности) и конструктивный (когда столкновение порождается различием т.з. на проблемы, способа разрешения. а не совместимостью личности).

Козар: Конфликт – источник развития, сигнал к изменению, возможность к сближению, возможность разрядки напряжния,оздоровления,

Модели разрешения конфликтов: модель арбитража (третейский суд), модель посредничества (направлена на организацию разрешения, позволяет полностью восстановить отношения, консультативная модель (оказание помощи в решении проблемы)