Вопрос 1. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

Билет №14

Праксис – это произвольные движения

Вопрос 2. Праксис и его мозговая организация. Апраксии.

Проблема межполушарной асимметрии самая нерешенная. Еще Джексон говорил, что правое полушарие чувственное и напрямую связывает человека с миром, отличного от левого. Впервые исследовали эту проблему в 1964 году (были публикации). В России исследовали в начале 80-х годов.

Лурия говорил о неравнозначности полушария:

1) Степень латерализации (связи с левым полушарием) речи варьирует индивидуально, от случая к случаю.

2) Вопрос о доминантности: гипотетически каждое из полушарий доминирует частично.

3) При идентичности анатомического строения полушария по-разному функционально дифференцированы.

Лурия говорил, что мозг работает, как единое целое.

Основания функциональной асимметрии мозга.

Анатомические данные. Мозг – парный орган. Латынь: dextra – правое, sinista – левое. Анатомически полушария похожи. Их называют «гемисфера».

Есть перекрестные отношения нервных путей в правой и в левой гемисферах. Не все волокна перекрещиваются: часть поступает симметрично.

При измерении протяженности коры занимает ведущее место левое. Такая же асимметрия наблюдается и на подкорковых структурах (например, таламус). Биоэлектрическая активность мозга тоже разная. О неравнозначности полушария говорит и ведущая рука: правая или левая.

Клинические данные. Помимо анатомических различий существуют клинические данные: наличие феномена доминантности полушария. Например, поражение левого полушария приводит к афазии (расстройство речи как деятельности), а речь является ведущей важной ПФ, позволяющей существовать сознанию. При поражении правого полушария патологий меньше: нарушение схемы дела, игнорирование левой стороны, трудности узнавания лиц, анозогнозии (незнание своего диагноза).

Идея о комплементарности правого или левого полушария.

Память больше связана с работой структур левого полушария. А непроизвольность функции страдает при поражении правого полушария. Правое полушарие обеспечивает этап фиксации следа. Также при опухоли правого полушария у детей наблюдались расстройства психики.

При старении (Ж-55, М-60), меняются принципы в работе мозга. Правое полушарие ослабляется, левое берет на себя его функции (факт: люди, которые красиво пишут, стареют медленнее).

Правое и левое полушария по-разному включаются в деятельность в зависимости от задачи. Например, если мы готовимся к экзамену (знаем, что будем запоминать и далее узнавать материал), то работает правое полушарие. А если не будет побочных материалов(т. е. запоминать так, чтобы ни на что не смотреть, а , соответственно, не собираемся узнавать материал), то работает левое полушарие.

В итоге проблема не до конца изучена, мы находимся на этапе становления проблемы.

Существуют 2 подхода:

1)исследуются те изменения, которые возникают в составе определенной ВПФ при поражении симметричных структур в каждом из полушарий. Например, существуют исследования, где тщательно рассматривается нарушение зрительно-пространственной функции, где повреждена левая и правая зона ТРО (хотя в норме они функционально не равнозначны).

2) Описание синдромов нарушения ВПФ. То есть, какие симптомы возникают при поражении симметричных отделов полушарий мозга. Например: при поражении височных отделов правого полушария – амузия, а левого – сенсорная афазия.

 

Правое полушарие структурно-функционально менее дифференцированно, чем левое (т. е. левое можно «разрезать» по факторамJ, т. е. симптомы более локальны).

ПП и ЛП имеют разное отношение ко времени: правое больше в будущее, левое в прошлое. Бывают, что люди не могут разместить на оси события в порядке времени.

Асимметрия есть и у животных: есть леволапые и праволапые; канарейки слушают и поют разными полушариями.

ПП и ЛП предназначены для разных способов переработки информации. Есть информация, которая требует целиковой обработки (например, выражение лица), а есть, которая требует постепенной переработки (звук). Правое полушарие перерабатывает инфо целиком, т. е. работает по принципу симультанности. ЛП перерабатывает инфо постепенно, работает по принципу сукцессивности.

Поэтому, при поражении левого полушария страдает речь. Нет сукцесивности без симультанности и наоборот, т.к., когда мы берем часть, то оцениваем ее и как целое. Например: мы слушаем речь (сукцессивность), и понимаем, что она иностранная (симультанность).

Вывод: Полушария мозга взаимодействуют.

Большая роль ложится на структуры, которые обеспечивают взаимодействие: комиссуры. Комиссуры (связки полушарий): мозолистое тело, таламус, гиппокамп? И др.

При перевесах мозолистого теле (например, опухоль) возникает синдром расщепленного мозга: левая рука не знает, что делает правая. Также бывает амбивалентность эмоции: одной рукой мужчина ласкал жену, другой бил.

Также, аномия: человек не может назвать предмет в левом поле зрения, но найти предмет среди других может.

Дизлексия: человек не прочитывает слово в левом поле зрения, но не прочитывает «как будто», так как полушарие читает, а человек нет.

Дисграфия: человек пишет правой рукой, а рисует левой.