Программа

Учебный предмет

Для конструирования программ и учебных пособий, для организации процесса обучения первостепенное значение имеет тип учебного предмета.

В модель учебного предмета входят две части - два блока: основной, включающий то содержание, ради которого учебный предмет введен в учебный план (физика, язык, музыка), и блок средств (или процессуальный), обеспечивающий усвоение знаний и формирование умений, развитие и воспитание школьников. Рассмотрим основной блок учебного предмета. Разделим учебные предметы по ведущей цели предмета в учебном плане, которая определяется его ведущим компонентом. Так, для физики ведущим компонентом являются научные знания, а для физкультуры - практические способы деятельности. Мы делим учебные предметы по их ведущему компоненту на три типа:

1) учебные предметы с научным компонентом "научные знания", или основы наук (физика, химия, биология, астрономия, география, история и др.);

2) учебные предметы с ведущим компонентом "способы деятельности" (иностранный язык, черчение, физкультура, трудовое обучение, информатика);

3) учебные предметы с ведущим компонентом "художественное образование и воспитание" (изобразительное искусство, музыка).

Процессуальный блок включает: комплекс вспомогательных знаний (логические, методологические, философские, межпредметные, историко-научные, оценочные); способы деятельности, формы организации процесса обучения. Такова дидактическая модель учебного предмета. И хотя в действительности учебные предметы выглядят смешанными (в русском языке и математике два ведущих компонента: "научные знания" и "способы деятельности" или "научные знания" и "эстетическое воспитание" в литературе), помнить о ведущем компоненте очень важно. В зависимости от него меняются и формирование содержания учебного предмета, и организация процесса обучения.

На уровне учебного предмета содержание образования фиксируется в программе списком вопросов. Кроме того в ней указываются: деление курса на классы, части, темы; последовательность их изучения; сетка часов. Таким образом, программа реализует две основные функции: фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета и служит нормативом для деятельности. Реальная программа по каждому учебному предмету в самом общем виде состоит из четырех частей:

1) объяснительная записка;

2) само содержание образования в виде списка (тем, вопросов, лабораторных и практических работ и др.);

3) раздел с указанием межпредметных связей;

4) раздел требований к умениям и навыкам учащихся.

Формулировка целей и задач курса - важнейший элемент программы.