Тема 5. Методы обучения
Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. История вопроса (эволюция, функции, систематизация). Анализ возможностей различных методов. Выбор методов обучения. Методы оценки и проверки знаний. Требования к оценке знаний. Диагностика обучения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Система последовательных взаимосвязанных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Признаки: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Различные подходы к пониманию понятия М.О.:
- «способ передачи другим познаний» (Д.И. Тихомиров);
- «совокупность координированных приемов преподавания» (С.А. Ананьев);
- «путь, который мы заранее намечаем для достижения целей образования» (Н.М. Шульман);
- «формы движения содержания в процессе обучения» Е.И. Петровский;
- «применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками» (М.А. Данилов).
Репродуктивный метод – самый древний (подражая взрослым, дети овладевали способами добывания пищи, изготовления одежды и т.д.)
Догматический метод – возникает с появлением письменности, появляются возможности накапливать и передавать знания (механическое заучивание).
Методы эксперимента и наблюдения за природой – эпоха Возрождения, эпоха Просвещения - методы самостоятельной работы.
Методы повторения и упражнения – Я.А. Коменский.
Словесно-наглядные методы – Ф. Дистервег.
Эвристический метод – самостоятельного движения к знаниям (нач. 20 в.)
Естественные методы – обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью – Дж. Дьюи.
К.Д. Ушинский- способы активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ, работа с книгой – самостоятельная добыча знаний.
П.Ф. Каптерев выделил три формы познават. деятельности учащихся: догматическую (знание передается в готовом виде), аналитическую (знание раскладывается на элементы, а из элементов строится целое), генетическую (показывается процесс возникновения знания, его развития и дается окончательная формулировка – подразделяется на сократическую и эвристическую.
Активно-трудовые методы (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.) – исследовательский, практический, лабораторный, эвристический, логический.
Необходимо выделить характер познавательной деятельности учащихся, от кот. Зависит и качество знаний, и умственное развитие учащихся.
Усвоение знаний происходит и способов деятельности происходит на 3 уровнях: восприятия и запоминания, применения знаний по образцу и творческом применении. М.о. должны учитывать цель и закономерности усвоения знаний.
Классификации М.О.
1. М.Н. Скаткин, Лернер – в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), инструктивно-репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский, метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся. Построена на основе выделения источников передачи содержания: словесные, практические, наглядные методы.
Словесные методы | Рассказ, беседа, инструктаж |
Практические методы | Упражнение, тренировка, самоуправление |
Наглядные методы | Иллюстрирование, показ |
2. Махмутов – сочетание методов преподавания с методами учения.
3. Алексюк, Зверев – по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в уч. деятельности.
4. Шаповаленко С.Г. – логически-содержательно, источниковом, процессуальном и организационно-управленческом уровнях.
5. Бабанский –
1) организация и осуществление учебно-познавательной деятельности: перцептивные методы (передача и восприятие уч. информации посредством чувств), словесные (лекция, рассказ, беседа и др.), наглядные (демонстрация, иллюстрация и т.д.), практические (упражнения, проведение опыта, выполнение трудовых заданий), логические (осуществление логич. Операций) – индуктивные, дедуктивные, аналогии; гностические (орг. И осуществление мыслит. Операций) – проблемно-поисковые, репродуктивные: самоуправления уч. действиями (самост. Работа с книгой, приборами).
2) Методы стимулирования и мотивации учения – методы формирования интереса к учению (познават. игры, уч. дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоц. Переживаний), методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, порицание).
3) Методы контроля и самоконтроля – устная, письменная, машинная проверка знаний.
Наличие многих классификаций и точек зрения означает многосторонность М.о., естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.
Выбор метода обучения зависит от целей и задач обучения. Содержания уч. материала, темы, возможностей школьников (возраст, уровень подготовки, особенности класса), возможностей учителя, уровня его теоретич. И практич подготовки, его способностей и возможностей.
Метод проекта – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Критериями научно обоснованного выбора метода обучения как воспитательного средства выступают: 1) наличие у педагога личностных и профессиональных качеств, необходимых для реализации методов обучения как средства нравственного воспитания старшеклассников; 2)учет возрастных и индивидуальных проявлений данного контингента учащихся; 3) соответствие возможностей метода обучения актуальным задачам обучения, воспитания и развития школьников; 4) соответствие метода воспитательной направленности содержания и организационных форм обучения; 5) использование методов обучения в общей системе учебно-воспитательной работы; 6)учет характера взаимоотношений между педагогом и учащимися. Названные критерии выявлены на основе условий эффективности методов обучения как воспитательного средства.
Учитывая затруднения педагогов в осуществлении выбора метолов обучения для каждого урока, особое внимание было обращено на разработку его процедуры. Выбор должен состоять из таких звеньев, как: постановка актуальных задач нравственного воспитания на основе анализа общих задач гуманистического воспитания молодежи и особенностей данного контингента школьников; определение с учетом этих задач воспитательной направленности содержания учебного материала; анализ поставленных задач с точки зрения нравственных характеристик личности и их реальных проявлений в поступках и отношениях; выявление методов обучения, наиболее эффективных для решения поставленных задач обучения и развития) выявление методов с наибольшими возможностями для решения воспитательных задач и методов, наиболее соответствующих личностным и профессиональным качествам учителя; выбор метода по принципу совпадения путем "наложения" полученных групп; 8) уточнение задач урока по нравственному воспитанию школьников с учетом воспитательной направленности избранного метода обучения.
Важным путем эффективной реализации методов обучения как воспитательного средства является анализ педагогом уровня использования их воспитательных возможностей.
КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Творчество учителя в учебном процессе проявляется в разных аспектах: в организации процесса обучения, применении различных методов, приемов, средств обучения и т.д. В настоящее время в условиях вариативности системы образования перед учителем встает вопрос: какую программу, какой учебник или учебное пособие выбрать. В поисках ответа на него многие творческие учителя сами обращаются к конструированию содержания образования, создавая авторские программы, разработки, учебные пособия. Конструирование содержания образования - это сложный научный процесс, требующий от учителя больших знаний и умений.