Культура XIX века.

 

Начало XIX в. характеризуется большими изменениями в об­щественно-политической жизни. Во многих странах вспыхивают буржуазные революции. Люди стремятся избавиться от полити­ческого гнета и всякой несправедливости.

Помимо изменений в структуре общества, преобразования коснулись и научной стороны жизни. Наблюдаются первые признаки индустриального общества. Это связано прежде всего с промышленной революцией, научными открытиями и т. п.

Вот лишь немногие ученые, оказавшие заметное влияние на развитие науки: немецкий естествоиспытатель и врач, сформули­ровавший закон сохранения энергии, Юлиус Роберт Майер (1814— 1878); экспериментально доказавший закон сохранения энергии английский физик Джеймс Прескотт Джоуль (1814—1878); соз­датель термодинамической теории химических процессов, тео­рии вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии, немецкий ученый Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821— 1894). Огромных результатов достигла биология, благодаря таким немецким ученым, как Теодор Шванн (1810—1882)(«Микроско­пические исследования о соответствии в структуре и росте живот­ных и растений» (1839 г.) и Маттиас Якоб Шлейден (1804—1881). Вместе они создали клеточную теорию. Грандиозное эволюцион­ное учение внедрил в биологию английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дарвин (1809—1882). Его главный труд — «Проис­хождение видов путем естественного отбора» (1859 г.)

Физика XIX в. смогла преодолеть границы и перейти в область микромира и в мир больших скоростей. В первую очередь это заслуга двух величайших умов XIX столетия: немецкого физика-теоретика, основателя современной физики, создателя теории от­носительности Альберта Эйнштейна (1879—1955)и немецкого физика, основоположника квантовой теории Макса Планка (1857— 1947).

В искусстве XIX в. продолжали развиваться два основных сти­ля: классицизм и романтизм.

Классицизмначал сформировываться еще в XVII в. Для него было характерно возвращение к достижениям античного мира.

Основными принципами классицизма были философский ра­ционализм, разумность, закономерность, облагороженная красо­та. Важная роль отводилась воспитанию. При этом общественное ставилось выше личного. Герои классицизма боролись со своими страстями во благо общества, долга и т. п.

В литературе классицизм отразился в произведениях таких мастеров, как немецкий поэт, драматург Иоганн Фридрих Шил­лер (1759—1805)(«Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Виль­гельм Телль» и др.), французский поэт и драматург Мари Жозеф Шенье (1764—1811)(«Карл IX, или Урок королям», «Кай Гракх» и др.), поэт и драматург Андре Мари Шенье (1762—1794)(цикл «Ямбы»).

Классицизм в живописи связан прежде всего с французским живописцем Жаком Луи Давидом (1748—1825). Переняв антич­ный пример, он создал настоящие шедевры живописи классициз­ма: «Клятва Горациев» (1784 г.), «Смерть Марата» (1793 г.), «Са­бинянки» (1799 г.), «Андромаха у постели Гектора» (1783 г.), портреты «Врач А. Леруа» (1783 г.), «Зеленщица», «Старик в чер­ной шляпе» и др.

Учеником Ж.-Л. Давида был прекрасный портретист, фран­цузский художник Жан Огютс Энгр (1780—1867)(«Портрет ху­дожника» (ок. 1800 г.), «Портрет Бертена» (1832 г.), «Мадам Дево-се» (1807 г.)).

Музыкальное искусство классицизма в связи с Великой фран­цузской революцией приобрело несколько новые формы. Преж­де всего, это связано с появлением новых идеалов, стремлением к массовости. Возникновение нового музыкального жанра «опера спасения» было возможно благодаря двум композиторам этой эпохи: Франсуа Жозефу Госсеку (1734—1829)(опера «Триумф Рес­публики, или Лагерь при Гранпре», 1793 г.) и Этьену Мегюлю(пес­ни для революционных празднеств, оперы «Стратоника» (1792 г.), «Иосиф» (1807 г.) и др.).

Разочарование в революции, социальные катаклизмы приве­ли к смене идеалов. Отвращение к буржуазному строю с его ра­ционализмом и просвещением привели к тому, что классицизм начал себя изживать. На смену ему пришло новое направление — романтизм. Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения.

Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763— 1825), основателя романтической этики, автора романов «Гес­пер», «Зибенкэз» и др., а также романтика, блестящего немецко­го писателя Эрнста Теодора Гофмана (1776—1822)(«Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох», «Маленький Цахес», «Ундина», «Записки кота Мурра» и др.)

Вершиной английского романтизма стал лирик Джордж Но­эль Гордон Байрон (1766—1824). Для его произведений характерен протест. Главный герой, бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, зачастую пессимистичен. Наиболее известные его про­изведения: поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Ман-фред», «Каин», восточные поэмы «Лара», «Корсар», «Гяур» и др.

В XIX в. во Франции стал выделяться прогрессивный роман­тизм. К его последователям относятся писатели Виктор Гюго (1802— 1885)(«Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеет­ся», «Отверженные» и др.) и Жорж Санд (1804—1876)(«Индиана», «Валентина», «Грех господина Антуана», «Консуэто», «Орас» и др.).

Среди композиторов-романтиков особое место занимают

Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Шо­пен, Ф. Лист.

Австрийский композитор Франц Шуберт (1797—1828)являет­ся создателем романтических песен и баллад, ему принадлежат несколько вокальных циклов, симфоний, ансамблей. Его по пра­ву называют крупнейшим представителем раннего романтизма.

Новшества в оперу привнес другой немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер (1813—1883). В своих операх («Риенцы» (1840 г.), «Летучий голландец» (1841 г.), «Тристан и Изольда» (1859 г.), «Парсифаль» (1882 г.) и др.) он к музыкальной основе добавил поэтически-философский смысл.

Новатором в музыкальном деле был и французский компози­тор-романтик, а также и дирижер Гектор Берлиоз (1803—1869)— создатель романтической программной симфонии.

Говоря о романтизме в музыке, нельзя не упомянуть о величай­шем польском композиторе и пианисте Фредерике Шопене (1810— 1849). Его любовь к родине очень сильно отразилась на его произ­ведениях. Они имеют национальный оттенок, фольклорный отпечаток. Ф. Шопену принадлежат 2 концерта, 3 сонаты, балла­ды, скерцо, ноктюрны и этюды, а также другие произведения для фортепиано.

Романтизм отобразился и на изобразительном искусстве. Во Франции романтизм связан прежде всего с живописцем Теодором Жерико (1791—1824). Его произведения отличаются драмати­ческим напряжением, психологизмом. Главное, что Т. Жерико находит свои сюжеты в обыденной жизни, использует бытовые сце­ны. Наиболее известные его работы: «Плот Медузы» (1818—1819), «Дерби в Эпсоме» (1821).

Но и романтизм не оказался вечным. Настало время, когда он полностью себя исчерпал. Тогда ему на смену пришло новое на­правление искусства — реализм. Он начал сформировываться в тридцатые годы XIX века. А уже к середине столетия становит­ся главенствующим направлением в искусстве Нового времени. Для него характерна передача правды жизни.

В литературе реализм достиг своего пика в творчестве фран­цузского писателя Оноре де Бальзака (1799—1850). Основное его произведение — эпопея «Человеческая комедия», состоящая из 90 романов и рассказов. В своих произведениях О. Бальзак ри­сует реалистические картины, отражая в них общественные нра­вы и противоречия.

Другой писатель-реалист, француз Проспер Мериме (1803— 1870)по праву считается мастером новеллы. Его произведения («Кармен», «Коломба», «Хроника царствования Карла IX» и др.) изящны, лаконичны, обладают отточенной формой.

Крупнейшим реалистом в Англии считается писатель Чарльз Дик­кенс (1812—1870), родоначальником нового направления — кри­тического реализма. Описывая различные слои английского об­щества, он высмеивает его пороки и недостатки.

В музыкальном искусстве для реализма характерно появление нового направления — веризма. Его представителями являются итальянские композиторы, основоположники веризма в опере Руджеро Леонкавалло (1857—1919), Пьеро Масканьи (1863—1945). Заметно расширил рамки оперного веризма другой итальянский композитор Джакомо Пуччини (1858—1924). Ему принадлежат та­кие оперы, как «Тоска», «Турандот», «Мадам Батерфляй», «Ма-нон Леско», «Богема», «Девушка с Запада», «Чио-Чио-сан».

После революции укрепил свое положение реализм в изобра­зительном искусстве. Одним из гениальнейших художников-реа­листов считается Франсиско Хосе де Гойя (1746—1828). Его произ­ведения пронизывает тема свободолюбия. Они отличаются насыщенностью, страстностью, яркой эмоциональностью. При­мером тому служат такие его произведения, как «Капричос», «Бой быков», «Сатурн пожирает одного из своих детей», «Паника (Колосс)». Очень часто картины Гойи проникнуты националь­ным духом, несмотря на свою неповторимость.

К концу XIX в. начинают складываться новые направления в искусстве:

1) символизм;

2) натурализм;

3) импрессионизм.

Для символизма характерна передача образов с использова­нием различных символов. В литературе яркими представителя­ми символизма являются французские поэты Артюр Рембо (1854— 1891), Стефан Малларме (1842—1898).

Символистом в живописи можно назвать английского рисо­вальщика Обри Винсента Бердсли (1872—1898)(«Пещера сплина», 1895—1896, «Туалет Саломеи», 1893, «Лисистрата», 1896).

Для натурализма была характерна объективная передача реаль­ности, причем научному предпочиталось художественное вос­приятие. Сторонником натурализма в литературе был французский пи­сатель Эмиль Золя (1840—1902). Основное его произведение, по­священное жизни одной семьи, — «Ругон-Маккарты», написан­ное в период с 1871 по 1893 г., состоящее из двадцати томов. В своей книге «Экспериментальный роман» (1880 г.), выступил как сторонник натурализма в искусстве.

В передаче мимолетных впечатлений, изменений в реальном мире больших успехов достигли импрессионисты. Появился им­прессионизм во Франции в творениях таких живописцев, как Эдуард Моне (1832—1883)(«Завтрак на траве», «Бар Фоли-Бер-жер», «Морской пейзаж», «На скамейке») и Пьер Огюст Ре­нуар (1841—1919)(«Бал в Мулен де ла Галет», «Окрестности Мен-тона», «Девушка, играющая на гитаре»).

Проведя анализ культуры Нового времени, мы увидели, на­сколько она разнообразна по своим стилям и жанрам. Очень часто под влиянием внешних факторов, таких как политические и социальные изменения, формы и методы искусства менялись прямо на глазах. Наибольшее значение для последующих поколений имело сло­жившееся в XIX в. реалистическое направление в искусстве.