Костюм Нового времени

 

Мужской костюм.В начале января1700 года Петром I было издано 2 указа, повелевавшие мужчинам и женщинам переодеться в венгерское и немецкое платье. Крестьян и духовенства эти указы не касались.

Мужской костюм 18 века очень изменился. На тело одевалась белая рубашка с кружевными манжетами и воротом. На шею повязывался галстук в виде косынки или ленты. Поверх носили камзол, который в течение столетия укорачивался и к концу века превратился в жилет. Камзол шили из ярких шелковых тканей. Сверху одевали приталенный кафтан из плотного шелка или бархата с широкими рукавами с обшлагами. Камзол и кафтан украшались золотым или серебряным шитьем и множеством пуговиц (до нескольких десятков).

Русские дворяне по примеру французских стали носить штаны до колен – кюлоты. К ним полагались белые шелковые чулки. Модной обувью считались тупоносые туфли с пряжками или ботфорты – сапоги выше колен, с раструбами.

В петровское время в моду вошел парик, который в течение века не раз менял форму. В первой половине 18 века его длина иногда доходила до талии (типы «пудель», «львиная грива»). Во второй половине века парик изменился: сзади тонкая косичка с лентой, а над висками – завитые букли.

Мужской костюм дополняли перчатки и шляпа. В петровское время носили треуголку. Со временем ее сменила двухуголка. На улице всегда ходили с тростью. Во второй половине века стало модно носить карманные часы с висящей наружу цепочкой и лорнет. С петровского времени распространилось и курение, хотя в 18 веке более модно было нюхать табак (нюхательный табак представлял собой порошок из листьев ароматических растений).

С 80-х гг. 18 века кафтан заменяется фраком. Короткий английский фрак носили с панталонами или лосинами и сапогами. Панталоны, просуществовавшие до конца 19 века, представляли собой длинные штаны в обтяжку со штрипками, надевавшимися на ступню. Длинный французский фрак носили с кюлотами, чулками и туфлями. К началу 19 века жилеты укоротились до талии, а парики исчезли. Ворот рубашки оборачивался галстуком-косынкой. В 20-х гг. 19 века распространился сюртук. Со всей этой одеждой носили шляпу-цилиндр. Одежду шили из полусукна, плюша, пике, бархата, шелка. Повседневной одеждой, особенно в провинции, были архалуки и венгерки. С ними носили фуражки и картузы (фуражки с высокой тульей).

До обеда было принято носить фраки и сюртуки темных цветов, после обеда – цветов ярких, контрастных. Панталоны были однотонные, полосатые или клетчатые. К середине 19 века чулки и кюлоты исчезли.

Верхней одеждой в 19 столетии служили шуба, шинель, редингот – длинное пальто. Некоторые предпочитали широкий плащ – альмавиву. На голове носили цилиндры и широкополые шляпы – боливар. В первой половине 19 века по-прежнему были обязательны трость и перчатки – замшевые или из лайки (собачьей кожи). В моде были кудри, поэтому мужчины завивались щипцами, на ночь накручивали волосы на папильотки. Дома в 18-19 веках носили шлафрок – халат, подбитый ватой или мехом.

Во второй половине 19 века мужской костюм сохранил свой прежний покрой. Перемены касались длины одежды, ширины рукавов и панталон. Появляется визитка – сюртук со скошенными полами. Начинают пользоваться успехом пиджаки. В 70-80-ее гг. мужская мода стабилизировалась, шло только упрощение линий. Входят в моду брюки современного типа. Повседневной одеждой становится костюм с пиджаком или сюртуком. Появляется спортивная одежда (бриджи, брюки-гольф).

Головными уборами во второй половине 19 века служили шапки, «боярки» с меховым околышем, фуражки, картузы, кепи. С 60-х гг. в моду вошла шляпа-котелок. Парадным головным убором оставался складной шелковый цилиндр – шапокляк. На ногах с ботинками и туфлями стали носить штиблеты – суконные или кожаные гетры. В начале 20 века появились ботинки современного типа.

Подобные костюмы на протяжении двух веков носили высшие городские слои. В 18 веке одежда крестьян почти не изменилась. Появились разновидности кафтана: полукафтанье и пониток. Богатые крестьяне, мещане, купцы, провинциальные помещики в 19 веке в качестве верхней одежды носили поддевку, казакин, чуйку или сибирку (длиннополый сюртук с лацканами на груди). В конце 19 века в деревню приходят жилет и длинный пиджак на вате, которые носили с рубахой навыпуск. Так же одевались рабочие в городе. Основная часть горожан носила костюм переходный от дворянского к крестьянскому. Особенно это заметно в одежде купечества (рубаха навыпуск, жилет, сибирка, цилиндр и сапоги).

Женский костюм.Женский костюм 18 века состоял из нижнего платья и верхнего с разрезом впереди на юбке. Под нижнее платье одевали корсет (французский фасон, шнуровавшийся сзади, затягивал талию до 40 см.). В первой половине века юбки носили на панье – нижней юбке в форме колокола с вшитыми полосками китового уса или плетением из тростника. В начале 60-х гг. появились фижмы – привязанный к поясу каркас из китового уса. Он расширял платье в боках до 2,5 м. Появился и турнюр в виде подушечек, привязанных сзади к талии. На нем драпировались складки юбки.

В 18 веке существовали свои представления о женской стыдливости. Глубокое декольте сильно открывало грудь, но показать щиколотку ножки считалось очень неприличным. Платья шили из парчи, атласа, муара, бархата и украшали кружевами, бантами, рюшами и вышивкой. Парадные платья назывались роброны. Они имели длинные шлейфы, прикрепленные к плечам или талии. Во время танцев их снимали. Туалеты знатных дам дополняло множество драгоценностей.

На голове замужние женщины носили чепцы, форма которых менялась в зависимости от моды. В 70-ее гг. 18 века появились высокие шляпы. Остроносые туфли были атласные, кожаные, парчовые, с бантами и пряжками, с высокими красными каблуками. Кожаная обувь до начала 19 века шилась на одну ногу.

В первой половине 18 века дамы носили парики. Также в течение всего столетия сооружались прически – часто громоздкие и высокие, на проволочном каркасе, высотой до полуметра. Они украшались лентами, кружевами, перьями, фруктами, живыми цветами (флаконы с водой прятали в волосах). Чтобы не повредить прически в течение нескольких дней, дамы спали сидя. В моде были светлые волосы, поэтому прическу посыпали пудрой из муки или крахмала. Для этого садились в шкафчик с отверстием для головы. Так как прически привлекали насекомых, да и верхняя одежда не стиралась, дамы носили на груди «блошиные ловушки» - полые трубочки из золота или слоновой кости, куда закладывалось липкое вещество.

В 18 веке в России появилась декоративная косметика и духи. Дамы покрывали лицо белилами (бледная кожа считалась признаком аристократизма), румянили щеки, красили губы, сурьмили брови, обильно пудрились. Умывались не каждый день, чтобы сохранить макияж. На лице, шее и груди модным было носить мушки – кусочки черного бархата или тафты, имитирующие родинки. Мушки умели «говорить» (над губой – кокетство, в углу глаза – страсть, над бровью – непреклонность и др.). Они имели разную форму: от сердечка до кареты с четверкой лошадей.

При себе дамы носили табакерки, мушницы, зеркальца и веера – расписные шелковые, черепаховые, перламутровые. По тому, как дама держала веер, или обмахивалась им, можно было догадаться о чувствах его владелицы (выражение «махаться» означало «кокетничать»). Пожилые дамы также носили трости.

С середины 90-х гг. 18 века и до 20-х гг. 19 века в моде были платья-антик – в виде туники, подпоясанные под грудью, с широким вырезом и короткими рукавами. Поскольку ткани были легкие, под платье надевали чехол или трико телесного цвета. С ними носили греческую прическу с узлом на затылке, туфли без каблуков и с лентами вокруг икр. В моде было занятие рукоделием, и дамы носили на запястье ридикюли – сумочки в виде мешка.

В 18-19 вв. на улице слишком открытая грудь и плечи закрывались газовой косынкой. Также дамы часто носили поверх платья казак – жакет из той же ткани, что и платье. В начале 19 века в употребление входит спенсер – обтягивающая короткая кофточка. Модными головными уборами в первой половине 19 века были тюрбаны с перьями, бархатные или атласные береты.

Для 30-40-х гг. был характерен облегающий лиф и юбка колоколом. Вырез полностью открывал плечи. Рукава меняли форму от больших буфов до совсем узких. Платья отделывались воланами, кружевами, вышивкой, аграмантом (узорчатой тесьмой). Ткани использовались легкие и тяжелые, однотонные, узорчатые, полосатые, клетчатые.

Выходя на улицу, одевали капор либо чепец с лентами, кружевом, искусственными цветами. Выходить из дома без головного убора, шали и перчаток было не принято. Перчатки были длинные, лайковые или шелковые, носили также митенки – перчатки без пальцев.

Разница между дневными и вечерними туалетами заключалась в размерах декольте и отделке. В маскарад обычно ездили в домино – черно-белом плаще с капюшоном и в полумаске. Для прогулки верхом предназначалась амазонка – костюм из жакета и юбки с большим шлейфом.

В 50-60-ее гг. линия костюма сохраняется. Она определяется формой корсета и кринолина – жесткой юбки на каркасе. В середине столетия появляется костюм из юбки, жакета и блузки – он становится обычным дневным туалетом. В 70-80-ее гг. в моду вновь входят турнюр и шлейф. К началу 90-х гг. платья упрощаются – исчезает турнюр, но сохраняются сильно стянутые в талии длинные платья. Около 1910 г. перестали шнуровать корсет, юбка укоротилась до подъема ступни. Популярна стала парочка – костюм из юбки и блузки.

Вплоть до 1917 года дамы носили веера и шляпки – фетровые, шелковые, соломенные, часто с вуалью. В 1910-1913 гг. в моде были шляпы-шантеклер с полями шире плеч. Для дома в 18-19 вв. предназначались пеньюары, кацавейки – длинные теплые кофты, капоты – свободные платья без кринолина. В начале 20 века стали носить халаты и кимоно.

В 18 веке основной верхней одеждой была шуба. В 19 веке она стала разнообразнее. Зимой носили ротонды (суконная или бархатная накидка до пят на меху), салопы (широкая одежда с пелериной), рединготы (длинное пальто с лацканами). В теплые месяцы носили шали, шарфы, бурнусы (накидки с капюшоном), мантильи (короткие накидки на подкладке), тальмы (накидки с углом сзади). Летом с собой носили кружевной или шелковый зонтик. В конце 19 века в моду вошли манто – длинное прямое пальто и боа – широкие длинные шарфы украшенные бантами и мехом.

Женские туфли и ботинки в 19 веке шили из атласа, бархата, плиса, сафьяна, лайки, прюнели – проклеенной хлопчатобумажной ткани. В 30-х гг. появился невысокий тонкий каблук, которые постепенно становился все выше. Зимой носили ботинки на меху, фетровые ботики, башмаки со штиблетами.

На протяжении 19 столетия дамы носили сложные прически из кос и локонов, украшенные перьями, венками из колосьев, листьев, цветов в зависимости от моды. Во 2-ой половине века были популярны сетки на волосах, дорогие гребни, обручи из золота. Туалеты дополнялись массой драгоценностей: брошами, подвесками, пряжками, серьгами, браслетами.

В крестьянской среде почти без изменений вплоть до начала 20 века сохранялся традиционный народный костюм. В это время по всей России распространяется также парочка. Горожанки надевали к ней жакет с лацканами. Обувью служили коты – туфли на невысоком каблуке, и высокие ботинки со шнуровкой. Головным убором был платок. Ткани, из которых шилась одежда, зависели от достатка семьи.