Русский народный костюм

 

Мужской костюм. Мужской народный костюм был однородным по покрою во всех великорусских областях. Его основу составляла рубаха длиной до колен и украшенная вышивкой. Носилась она навыпуск с кушаком. Рубаха на плечах, спине и груди имела подкладку – подоплеку. Носилась рубаха с портами из домотканой материи, собранными в поясе на шнурок – гашник.

Основной верхней одеждой крестьян был зипун из сермяги, то есть неокрашенной толстой ткани – эта распашная одежда длиной до колен, без воротника, с открытой грудью. В ненастье сверху надевался армяк – длинная халатообразная одежда. Зимней верхней одеждой был короткий полушубок из овчины шерстью внутрь. Поверх можно было надеть овчинный тулуп длиной до пят.

Праздничной одеждой, имевшейся не у всех крестьян, был приталенный кафтан, подпоясанный кушаком – длиной до колен, застегнутый спереди на пуговицы.

Распространенным мужским головным убором выла валяная из поярка шляпа – черепенник. Носили также вяленый колпак – валенку. Зимой надевали меховые треухи и малахаи, овчинные папахи.

Самым популярным видом крестьянской обуви были лапти, плетенные из липового или вязового лыка. Под лапти на ногу наматывали кусок ткани – онуч и обвязывали его шнурком – обором. Зимой для тепла в лапти клали сено. Во дворе носили плетенные из бересты ступни или босовики, а также чуни из разбитых старых веревок. Праздничной обувью у крестьян служили сапоги из юфти – коровьей кожи. Юфть была черная, белая и красная. Для любителей делались сапоги «со скрипом» - для этого под задник клали полоску бересты. Зимой носили валенки (пимы).

Одежда знати была более разнообразна. Нижняя одежда, как и у крестьян, состояла из порток и рубахи, только из дорогих материй. Основной верхней одеждой служил кафтан или одна из его разновидностей – зипун. Поверх кафтана или зипуна надевали однорядку – длинную одежду с широкими рукавами, шившуюся без подкладки, то есть «в один ряд». Выходя на улицу, надевали охабень – длинную широкую одежду с рукавами чуть не до земли. На уровне локтей в них делались прорези – «окошки». На охабень был похож опашень, но он носился нараспашку, без кушака. Царские служители носили терлик – форменный кафтан с гербом на груди.

Парадной распашной одеждой была ферязь, подбитая мехом, с длинными прорезанными рукавами, с застежками на петлях. Посадские люди надевали ферязь прямо на рубаху, знатные – на кафтан или зипун. Осенней или зимней одеждой был корзно – суконный плащ, подбитый мехом. На груди он застегивался фигурной застежкой – фибулой. На корзно походила епанча.

Также богатые люди носили зимние и летние шубы из дорогих мехов, крытые узорными тканями. Шубы, не покрытые тканями, назывались нагольными. Распространены были и кожухи – короткие одежды на меху.

Вся одежда была многослойной, просторной и почти не облегала фигуру, так как красивыми считались дородные люди. По фигуре кроился лишь становой кафтан. Верхняя одежда знати шилась из шелка, бархата, парчи ярких цветов, украшалась драгоценными камнями и вышивкой. Самыми дорогими материями считались алтабас и аксамит, расшитые золотыми нитями. Одежда часто имела козырь – высокий стоячий воротник, поднимавшийся сзади почти до затылка. Украшением костюма было множество пуговиц, часто драгоценных. Некоторые достигали размеров куриного яйца. Также богатые люди носили множество ювелирных украшений – перстни, ожерелья, цепи, серьги. Особую роль в русском костюме играл пояс. Ходить без него считалось неприличным («распоясался»). Поэтому все мужчины, независимо от социального положения, носили кушаки длиной в несколько метров. Богачи подпоясывались низко, чтобы выпирал живот. Снять с человека пояс значило обесчестить его.

В древности и Средневековье сословную принадлежность человека сразу выдавала шапка. Знать носила колпаки из сукна или войлока, а также столбунцы – шапки высотой до полуметра. Особо ценились горлатные столбунцы, сшитые из меха с горлышек соболя. Дома мужчины носили тафью – тюбетейку из сукна, шелка, бархата. При выходе из дома на нее надевали другой головной убор. Шапки не снимали ни за столом, ни в присутствии царя.

Обувью зажиточных и богатых людей были сапоги, на которые шли опойка – кожа теленка, и сафьян – козлиная кожа с вытесненными узороми (разновидность сафьяна – шагрень). Сапоги имели высокие каблуки, острые носы, загнутые кверху; отделывались бархатом и жемчугом.

Непременной принадлежностью мужчины была борода, считавшаяся признаком мужественности и принадлежности к православию. Брадобритие строго осуждалось. Тот, у кого борода росла плохо, считался способным на дурное дело. Богачи для ухода за бородой имели дорогие гребни из моржовой кости. Волосы стричь мужчинам разрешалось. Бояре стриглись коротко, в народе была распространена прическа «под горшок». Длинные волосы отпускали в знак печали.

Женский костюм. Строгие нравы не позволяли средневековой женщине подчеркивать фигуру одеждой. Поэтому все женские наряды были многослойными, застегнутыми сверху донизу и не подпоясывались. Основу женского древнерусского костюма составляла рубаха до пят, без ворота и подоплеки. Сверху надевался сарафан (известно 5 его разновидностей). Поверх него одевался шугай – кофта с узкими рукавами, отделанная мехом, бахромой. Разновидностью шугая была душегрея, которая могла не иметь рукавов и держалась на лямках. В южных районах с рубахой носили поневу – несшитую по швам юбку из 2-3-х кусков ткани.

Верхняя женская одежда в основном повторяла формы мужской (кафтан, однорядка, охабень, опашень), но отличалась обилием украшений: разноцветной тесьмой, орнаментом из кусочков кожи и др. Чисто женской одеждой был летник – глухое платье с рукавами до локтей. Также женщины носили шубы, имевшие иногда очень длинные рукава с прорезями.

О положении женщины в семье свидетельствовал ее головной убор. Девушки носили одну косу с лентой, к которой пришивался косник – треугольник из луба или бересты, расшитый блестками. Также вокруг головы носили повязку в виде широкой ленты или очелье – ленту на жесткой основе из проклеенного холста, луба, бересты. Очень нарядным девичьим головным убором был венец – высокий ажурный обруч. К нему одевали поднизь – сетку из бус на лоб, и ряски – нити бус, спускающиеся по щекам.

Замужние женщины носили 2 косы, уложенные и спрятанные под головным убором. Показать свои волосы посторонним считалось позором («опростоволоситься»). Поэтому женщины одевали шапочку из тонкой материи – подубрусник либо сетку из шелковых нитей – волосник. Сверху надевали убрус – шелковое или холщовое полотенце со свисавшими по сторонам лица концами. Вместо убруса можно было носить кику – расшитую шапочку. Кику с жестким высоким очельем называли повойником.

На юге, юго-западе и юго-востоке страны замужние женщины носили кокошники. Надевались они в основном до рождения первого ребенка, но также являлись праздничным головным убором. Кокошники были разных форм, высокие и низкие, парчовые и бархатные, расшивались бисером, жемчугом, стеклярусом, пуговицами, перышками в зависимости от достатка семьи. Волосы под кокошниками закрывались.

Крестьянки в основном носили лапти, под которые надевались онучи, вязаные чулки и паголенки – чулки без ступни. Поскольку у крестьян красивой считалась толстая нога, надевали несколько пар паголенок. Горожанки и знатные женщины носили чоботы – кожаные башмаки, а также сапоги, часто на очень высоком каблуке.

Русские женщины злоупотребляли косметикой, показываться на люди без нее было не принято. Белилось и румянилось лицо, красились брови и ресницы, шея и руки тоже белились. Косметическими средствами тогда служили сажа, мука, свекла, поэтому макияж накладывался очень грубо. По словам иностранцев, россиянки были привлекательны, но косметикой портили свою внешность. Волосы они носили только длинные и могли остричь их только в знак печали. Очень разнообразны были женские украшения. В качестве браслетов использовались зарукавья – съемные манжеты.