Культура эпохи Просвещения. XVIII век
XVIII столетиевошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII веке — ее родоначальником считается английский философ Д. Локк(1632 — 1704) — однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694 — 1778), Ш. Монтескье (1689 - 1755), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И.В. Гете, И. Канта и др.,в США — Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.
Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветителиразработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия "естественного состояния", "естественного права", "природы человека", "общественного договора", разума, прогресса, "светлого будущего" и т. д.
Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с "естественного состояния", покоившегося на "естественном праве", которое в свою очередь соответствовало "природе человека".
Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т. д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.
Период естественного состояния человечества,под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали "золотым веком", поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались. Общество должно было задуматься об их защите. Так возникло государство, а вместе с ним - власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в результате сознательного соглашения, "общественного договора"между людьми. С возникновением государства естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.
По мнению просветителей, феодальный стройнесовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены.
На пути к "светлому будущему" просветители видели два главных препятствия:
• деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии;
• обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь. В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются:
• просвещение;
• воспитание.
В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались:
• на просвещенного монарха, "государя-философа", "мудреца на троне", который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков;
• веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.
Просветители выдвинули следующие решения ряда конкретных проблем:
- концепцию политического плюрализма, особый вклад всоздание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон — из разума;
- концепцию человека, его прав и свободы. Ее основные идеи и положения нашли отражение в знаменитой "Декларации прав человека и гражданина" (1789), с принятием которой начиналась Великая Французская революция. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство пред законом, право на борьбу против угнетения. Она также объявила неприкосновенной частную собственность.
В понимании просветителей соотношения между национальнойи мировой культурами оформились два основных направления:
- культурный релятивизм;
- универсализм.
Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех природа человека", что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем — благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания — человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.
Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер, утверждают, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т. д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными иобщечеловеческими ценностями.