Стили в искусстве XVII века

Барокко возникаетв конце XVI века в Италии. Само слово
"барокко" означает "странный", "причудливый". Для стиля ба­рокко характерны динамичность образов, напряженность, яр­кость, изящность, контрастность, стремление к величию, парад­ности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность и чувственность. Барокко явилось стилем аристократической элиты уходящего фео­дального общества, стилем католической культуры.

Ярким представителем итальянского бароккоявляется рим­ский архитектор, скульптор и' живописец JI. Бернини(1598 - 1680). В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля — и сильные, и слабые. Многие его произведения оказались сосредоточенными в главном памятнике католического Рима — соборе св. Петра. Наиболее значительными скульптурными работами Бернини считаются "Аполлон и Дафна" и "Экс­таз св. Терезы".

Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577 — 1640). Его с полнымправом можно назвать универсальной личностью, не уступаю­щей своим масштабом титанам Возрождения. Он был близок кгуманистам, увлекался классиками античности — Плутархом,Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Рубенс не был ученым и изобретателем, но разбирался в проблемах астрономии и археологии, проявлял интерес к часам без меха­низма, к идее вечного движения, следил за новинками в фило­софии, понимал толк в политике и активно участвовал в ней. Больше всего он любил саму человеческую жизнь.

Одной из центральных тем его творчества является женщи­на, любовь и ребенок, как естественный и прекрасный плод любви. Данную сторону его творчества можно увидеть и почув­ствовать в таких картинах, как "Венера и Адонис", "Юнона и Аргус", "Персей и Андромеда", "Вирсавия".

Его произведения наполнены бурным динамизмом. Таковы­ми, в частности, являются полотна "Битва амазонок", "Похище­ние дочерей Левкиппа", "Охота на львов", "Охота на кабана".

Родиной классицизмастала Франция. Если барокко отдает предпочтение чувствам, то классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит антич­ное искусство. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония.

Основоположником и главной фигурой классицизмав живописи является французский художник Н. Пуссен (1594 — 1665). Его произведения уже содержат в себе два главных элемента искусства. Один из них связан с пластикой, создаваемой чисто художественными, живописными средствами, комбинацией ли­ний и цвета, что и составляет источник особого, эстетического удовольствия. Второй связан с экспрессией, выразительностью, с помощью которой художник воздействует на зрителя и вызывает в нем то состояние души, которое испытывал сам.

Наличие этих двух начал позволяет Пуссену объединить ин­теллект и чувство. Примат разума сочетается у него с любовью к плоти и чувственности. Об этом свидетельствуют его картины "Венера и Адонис", "Спящая Венера", "Вакханалия" и др., где мы видим совершенного телом и духом человека.

В начальный период творчества у Пуссена преобладают полотна на исторические и религиозно-мифологические темы. Им посвящены такие произведения, как "Похищение сабинянок", "Взятие Иерусалима", "Аркадские пастухи". Затем на передний план выходит тема гармонии человека и природы. Она пред­ставлена в картинах "Триумф Флоры", "Пейзаж с Полифемом", "Пейзаж с Орфеем и Эвридикой" и др. Природа при этом вы­ступает не просто местом пребывания человека. Между ними устанавливается глубокое чувственное согласие, некая общность душ, они образуют единое целое. Пуссен создал настоящие симфо­нии человека и природы.

В последние годы жизни художник отдает все свое внимание вос­певанию природы. Он создает поэтическую серию "Времена года".

Классицизм в архитектуре нашел свое идеальное воплоще­ние в Версальском дворце, построенном по воле французского короля Людовика XIV. Этот грандиозный ансамбль включает в себя три величественных дворца и огромный парк с бассейнами, фонтанами и скульптурами. Ансамбль отличают строгая плани­ровка, геометричность парковых аллей, величавость скульптур, подстриженные деревья и кусты.

Реалистическую тенденцию в искусстве XVII векапредставляет, прежде всего голландский художник Рембрандт (1606 -1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальян­ского живописца Караваджо (1573 — 1610), оказавшего большое влияние на многих художников.

Искусство Рембрандта в некотором роде занимает срединное положение между барокко и классицизмом. В его произведениях можно обнаружить черты этих двух стилей, но без присущих каждому из них крайностей.

Главное своеобразие искусства Рембрандта заключается в том, что в европейской живописи возникло новое направление - психологизм. Рембрандт первым всерьез откликнулся на извест­ный призыв Сократа: "познай самого себя". Предметом его ис­кусства становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека.

В его произведениях портрет не только становится само­стоятельным жанром, но и достигает невиданных высот.

О пристальном внимании к тайнам своей внутренней жизни, о поиске своей, личной истины свидетельствуют такие его кар­тины, как "Апостол Павел в темнице", "Христос в Эммаусе" и др., где на первый план выходят психологические пережи­вания, размышления о смысле жизни и бытия. В зрелый период и особенно после знаменитого "Ночного дозора" эти тенденции еще более усиливаются. По-особому ярко они проявляются и полотнах "Портрет старика в красном", "Портрет старушки" Картина "Синдики" становится вершиной искусства группового портрета.

В последний период творчества Рембрандт вторгается всо­вершенно новую для европейского искусства проблему - про­блему одиночества человека. Примером тому могут служитьего картины "Философ", "Возвращение блудного сына".