Культура Нового времени. XVII век

Новое время в истории Западной Европыохватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным.

XVII век стал началом коренных изменений в мировой ис­тории. XV111 век известен прежде всего как эпоха Просвещении

В XVII веке имели место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция (1640- 1660; 1688 - 1689) и Тридцатилетняя война (1618 — 1648). Однако в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым иновым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуаз­ным индивидуализмом, наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубин­ные процессы и утверждаются тенденции, которые будут определять все последующее развитие западного мира.

В социально-политической области,с одной стороны, наблю­дается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. Поэтому XVII век часто называется эпохой абсолютизма. Вто же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолют­ной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией, но, по сути, ук­репилась как буржуазно-капиталистическая страна.

Еще более показательным примером была буржуазная Гол­ландия, которая в XVII веке стала настолько сильной и могуще­ственной, что увядающая монархическая Испания уже не по­мышляла о восстановлении над ней своего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся классической формой абсолют­ной монархии, последняя была далеко не абсолютной, посколь­ку королевская власть в своей борьбе с феодальной аристокра­тией вынуждена была опираться на буржуазию.

XVII век стал временем формирования национальных культур.Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны.

В течение примерно трех столетий — с середины XVIIвека и до середины XX века — Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Фран­ция приобрела политическую гегемонию в Западном мире.

Наряду с формированием национальных культур все отчет­ливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. Вцелом же в XVII веке Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток — прежде всего Китай. Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятель­ной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутвер­ждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.

На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII векевыросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.

Однако следует признать, что это усиление было относи­тельным — лишь по сравнению с эпохой Ренессанса.

Сохранению тенденции к секуляризации способствовали:

• раскол католицизма;

• появление протестантизма.

Религия утрачивала роль универсального, всепроницающего и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими пилениями культуры. Ее теснили набиравшие силу националь­ный и политический факторы.

Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. Наиболее благоприят­ными они оказались для науки.

XVII столетие можно с полным правом назвать веком науки и научной революции.Среди ученых особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, V. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торричелли.

В математике и физике настоящую революцию осуществи­ли в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Нью­тон и др., в астрономии И.Кеплер, в биологии У. Гарвей, в химии — Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям назван­ных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира - жидкости, газа, и твердого тела, Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, теле­скоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим след­ствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астро­номия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

По своей значимости наука, по меньшей мере, уравновешена с философией. Более того, многие философы начинаютрассматривать науку не только в качестве главного средство познания природы, но и ее изменения. К такому пониманиюприходят английский философ Ф. Бэкон(1561 — 1626) и фран­цузский философ Р. Декарт(1596 — 1650).

Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки вплоть до наших дней. В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Человек впервые предстает как преобразователь природы. Наука при этом выступает глав­ным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX века, когда разразится экологиче­ский кризис.

Некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы(1632 — 1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобраз­но: "Этика, доказанная в геометрическом порядке". 6. XVII столетие стало и веком искусства.По числу великих художников XVII век, видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем, если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII веке искус­ство переживает подъем во всех европейских странах, а Фран­ция теперь смотрится предпочтительнее.

Искусство испытало воздействие дифференциации, последствия которой следующие:

- религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излиш­ней патетики;

- среди художников исчезают универсальные личности, харак­терные для эпохи Возрождения;

- наблюдается усиление субъективного начала в искусстве.
Внутри искусства также идет процесс дифференциации, из­меняются существующие жанры и возникают новые. В живопи­си полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригиналь­ных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.

В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди(1567 — 1643), напи­савший оперу "Орфей". Возникают кантаты и оратории.

Главным стилями в искусстве XVII века выступают:

- барокко;

- классицизм.

Некоторые искусствоведы считают, что в это же время воз­никает и реализм как особый стиль в искусстве, однако эта точ­ка зрения оспаривается, хотя существование реалистической тен­денции признается.

XVII столетие стало "золотым веком" театра.

В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре "Глобус".

Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого театра считается Лопе де Вега(1562 - 1635), написавший около 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является "Собака на сене". Выдающимся представителем испанского ба­рокко стал Педро Кальдерой(1600 — 1681), создавший интерес­ные произведения в разных жанрах — комедию "С любовью не шутят", драму "Стойкий принц", а также философскую драму "Жизнь есть сон", посвященную нравственной силе человека.

Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспе­чили три великих имени: П. Корнель(1606 — 1684J, Ж. Расин (1639 - 1699), Ж.Б. Мольер (1622 - 1673).