Культура Древнего Рима в период Империи

Формы правления и социально-политическая структура римского общества.

Согласно существующей легенде, Рим был основанв 753 г. до н. э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом и Ремом. С этого времени начинается история монархического, или "царского", Рима, поскольку во главе его стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Основной соци­ально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фа­милия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание.

Аристократическая республикаустановилась в Риме в 510 г.
до н. э. После неослабевающего противостояния царей с сенатом, последний царь Тарквиний был свергнут. В новом обществе сло­жились сословие патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между которыми сразу же возникает нескончаемая борьба.

В результате успехов и побед плебса Рим к началу III века до н. э. превращается в гражданскую общину, основными чертами которой стали равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важнейшим вопро­сам, сочетание коллективного и частного землевладения и т. д.

В этот период Рим значительно расширяет свои владения и после победы в Пунических войнах (264 — 146 гг. до н. э.), за­кончившихся разрушением Карфагена, превращается в огромную державу. Открывшиеся новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития. Меняется социально-полити­ческая структура римского общества, в котором выделяется но­билитет круг знатных семей, возникает еще одно привилеги­рованное сословие — всадники, к которым принадлежали люди богатые и знатные.

К середине I века до н. э. Римская республика оказалась в со­стоянии кризиса. Во всех областях, и особенно в политике, тре­бовалось обновление, поскольку огромная территория державы переросла республиканские формы правления.

В 27 году до н. э. Рим, формально оставаясь республикой, фактически превратился в империюс авторитарной формой правле­ния. Первым императором, или принцепсом (отсюда вся импе­рия называлась принципатом), стал Октавиан, которому сенат присвоил титул Августа — "возвеличенного божеством", что при­давало его власти сакральный характер.

Римская империя просуществовала пять веков — до 476 г. н. э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказа­лось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н. э. — 14 г. н. э.) считается золотым веком римской культуры.

В период Империи получают большое влияние и широкое рас­пространение основные течения римской философии— эпикуре­изм, стоицизм и неоплатонизм. Все они в той или иной мере продолжают греческие течения, однако не остаются целиком вторичными, но приобретают вполне самостоятельное значение.

Главные фигуры римского эпикуреизма Лукреций и Цице­рон. В своей знаменитой поэме "О природе вещей" Лукреций развивает идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославляет человеческий разум.

Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, ибо главным источником наслаждения является сам факт жиз­ни. После смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни.

В своих трудах Цицерон стремился популяризировать все школы и течения греческой философии. В собственной же кон­цепции он сочетал главным образом эпикуреизм и стоицизм, отдавая предпочтение первому.

Римский стоицизм представляли Сенека, Эпиктет и импера­тор Марк Аврелий. Все трое рассматривали философию, прежде всего как учение о достижении нравственного идеала, внутрен­ней духовной свободы и счастья. Путь к этому они видели через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к доб­родетели и отказ от таких мирских соблазнов как богатство, почести и знатность. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство.

Римский неоплатонизм, основателем и главной фигурой ко­торого был Платон, представляет собой синтез учений Платона и Аристотеля, очищенных от научного и рационального содер­жания, с идеями неопифагоризма и восточной мистикой. Его смысл составляет учение о восхождении человеческой души к слиянию с Единым в некоем мистическом экстазе. Влияние не­оплатонизма росло по мере усиления кризиса римского общества.

В эпоху Империи весьма успешно развивается наука.Самыми выдающимися учеными стали Плиний Старший, Птолемей и Гален. "Естественная история" Плиния Старшего (37 томов) стала настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки.

Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую сис­тему мира, позволявшую определять положение планет на небе. Его труд "Альмагест" был энциклопедией астрономических зна­ний античности. Ему принадлежат также работы по оптике, математике и географии.

Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения.

В гуманитарных науках особого выделения заслуживает дея­тельность историков Тита Ливия и Тацита. Первый является автором грандиозной "Римской истории от основания города" (142 тома), в которой раскрывается смысл "римского мифа" и прослеживается история превращения Рима из маленького го­родка на Тибре в мировую державу. Тацит в главных своих тру­дах — "Анналах" и "Истории" (14 томов) — излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жиз­ни древних германцев.

Среди искусств ведущее положение занимает архитектура,в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В своем трактате "Десять книг об архитектуре" он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов.

Настоящего расцвета римская архитектура достигает при Ав­густе. По свидетельству историка Светония, Август заявлял, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Главным ше­девром стал Пантеон.

Из созданных памятников после Августа особого внимания заслуживает знаменитый Колизей, или амфитеатр Флавиев, ко­торый вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ.

В повседневной жизни Империи в моду входят термы— общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Самыми грандиозными и знаменитыми стали Термы Каракаллы.

В эпоху Империи складываются благоприятные условия и для развития литературы,особенно для поэзии. Наиболее выдаю­щиеся поэты — Вергилий (сборник пастушеских песен "Буколи­ки", дидактическая поэма "Георгики", эпическая поэма "Энеи­да"), Гораций ("Наука поэзии") и Овидий ("Метаморфозы", "Фасты", "Наука любви").