Культура Древнего Рима. Общая характеристика

В период эллинизма (323— 146 гг. до и.э.) высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. В то же время проис­ходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Алек­сандра Македонского, где она соединяется с восточными куль­турами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то, что именуется культурой эллинизма.

Эллинизм - заключительный этап древнегреческой культуры

Ее образование шло под влиянием прежде всего греческого образа жизни и греческой системы образования. Примечатель­но, что процесс распространения греческой культуры продол­жался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 г. до н. э.). Политически Рим покорил Грецию, но грече­ская культура покорила Рим.

В наукеведущие позиции по-прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед. Значитель­ные успехи имеют также астрономия, медицина, география.

В архитектуренаряду с традиционными сакральными храма­ми широко строятся гражданские общественные здания — дворцы, театры, библиотеки, гимназии и т. д. В частности, в Александ­рии была построена знаменитая библиотека, где хранилось око­ло 799 тысяч свитков. Там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности. Из других архитектурных сооружений заслуживает выделения Александ­рийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света. Его автором был архитектор Сострат.

Скульптуратакже продолжает классические традиции, хотя в ней появляются новые черты: усиливаются внутренняя напря­женность, динамика, драматизм и трагизм. Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры. Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная ваятелем Хересом и известная как Колосс Родосский. Статуя также вхо­дит в число семи чудес света. Она имела высоту 36 м, стояла на берегу гавани о. Родос, но разбилась при землетрясении. Отсюда пошло выражение "колосс на глиняных ногах". Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская, Аполлон Бельведерский.

В 146 г. до н. э. Древняя Эллада перестала существовать, од­нако древнегреческая культура существует и поныне.

Культура Древнего Римаформировалась в VIII веке до н. э. - 476 г.н.э. Ее отличительной особенностью являлось то, что римляне:

- создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность граж­данскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.;

- всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения. Для них общественные интересы были вы­ше интересов индивида;

- усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинст­венными. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого поло­жения в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она яв­ляется гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенность хорошо показал Цицерон на примере математики: "греки изуча­ли геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы изме­рять земельные участки".

В области духовной культурыдостижения Рима выглядят более скромными. По сравнению с греческими римские религи­озно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос — Сатурном, Посейдон — Нептуном, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой и т. д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый "римский миф", или мифы, связанные с Римом, выступающие как "римская идея" — владение и власть над всем миром, "Рим — центр мира", "Рим — вечный город".

В философии и наукеримляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследова­ния и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энцикло­педий, которые служили делу образования и просвещения.

Многие римские художникине просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения.

В скульптуреначали придавать своим произведениям непо­вторимые индивидуальные черты. Римские писатели создали новый жанр — жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

На формировании римской культуры заметно влияние:

- соседних италийских городов, — в некоторых обычаях и ри­туалах, а также вприкладном искусстве — в керамических и ювелирных изделиях римских мастеров;

- этрусков — в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, тайных науках о гаданиях жрецов, неко­торых обычаях, включая обычай отмечать победы полковод­цев триумфом;

- греков — римляне переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы.

В целом же греческая и римская культуры находились в со­стоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византий­ской культуры и оказала огромное влияние на культуру славян­ских народов и Западной Европы.