Теория культурных типов П. Сорокина?

Концепция К. Ясперса

Оригинальную концепцию процесса общественного развития высказал К. Ясперс (1883-1969). В своей книге “Философская логика” он утверждает, что человечество имеет единый путь развития, что происхождение и развитие совершается по общим законам. К. Ясперс считал, что история имеет начало и конец, определяемые силой Провидения. Он был убеждён, что основой и смыслом истории является вера, но вера философская.

Особое внимание К. Ясперс уделяет “осевой эпохе” – времени между 19-18 веками до нашей эры, когда в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции сформировались духовные движения современного типа. Это было время рождения мировых религий, сменивших язычество, время рождения философии, сменившей мифологию.

К. Ясперс ставит проблему общих духовных оснований человечества, которая неотделима от проблемы смысла истории. Силой способной объединить человечество, он считает философию, которая может предложить всеобщую и универсальную модель мира.

Характеризовать различия культур Древнего Востока и Древнего Запада, не противопоставляя, их друг другу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу К. Ясперсу.

Ось мировой истории, полагает Ясперс, следует отнести ко времени около 500 лет до н.э. Именно тогда произошел основной переворот (исторический), появился человек современного типа. Приходит конец мифологической эпохе, вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы пользуемся, и сейчас, закладываются основы мировых религий. К доосевым культурам Древнего Востока относит культуры Месопотамии, Египта. К послеосевым культурам – Индии, Китая.

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) – крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом», прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории.

В 1924г. Выходит его первая печатная книга «Листки из русского дневника», описывающая и анализирующая российские события 1917–1922гг. В 1925г. Выходит в свет его «Социология революции», в 1927г. «Социальная мобильность».

Питирим Сорокин занимался культурными мировоззренческими суперсис­темами, социокультурной динамикой. Культура, по Сорокину, – совокупность всего сотворенного или признанного определенным обществом на той или иной стадии его развития, в ходе которого общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, правовые и т.д., главным свойством которых является тенденция к объединению в систему высших рангов.

“Совокупность смыслов”, ценностей и норм в науке, в величайших философских, религиозных, этических или художественных смыслах образует, по Сорокину, идеологическое целое. Эта идеологическая система вполне осязаемо реализует себя в предметах материальной культуры, в поведении её носителей, агентов. Кроме обширных культурных систем существуют ещё более обширные системы, которые можно было бы назвать культурными суперсистемами Идеология любой из суперсистем, по мнению Сорокина, базируется на определённых конечных принципах, развитие, разработка и провозглашение которых в совокупности образуют идеологию суперсистемы. Отсюда следует, идеологии суперсистем – это самые обширные из идеологий, то их основные конечные принципы являются самыми обобщенными из истин, предложений или ценностей.Перед человечеством встал вопрос: “Какова природа истинной и конечной ценностей?” На этот вопрос давалось три ответа.

Первый ответ: Конечная истинная ценность чувственна. Кроме неё нет других реальностей и не существует внечувственных ценностей. Из этой посылки развилась огромная суперсистема, называемая сенситивной.

Второй ответ: Конечной истинной целью является сверхчувственный и сверхразумный бог (Брахма, Дао и т.д.). Чувственные или какие-либо другие реальности или ценности являются либо миражами, либо тенеподобными псевдореальностями. Такая основная посылка и соответствующая ей культурная система называется идеационной.

Третий ответ заключается в том, что конечная истинная ценность – это Многоликая Бесконечность. Это типично мистическая концепция конечной истины, реальности и ценности (и основанная на ней соответствующая суперсистема) называется идеалистической (или интегральной).

Так, по мнению П. Сорокина, в Средневековой культуре Европы с 11 до конца 12 веков обнаруживаем господство идеационной суперсистемы. Её важнейшим положением был христианский символ веры.

Что касается общеевропейской культуры 16-20 веков, в этот период в ней господствует скорее сенситивная суперсистема. Если взять греческую культуру 5 века до н.э. или Европейскую культуру 13 века, то в них господствовала идеалистическая культурная суперсистема.

Типология по коммуникационным основаниям. Ю. Лотман выделяет «письменный», «книжный», «экранный» тип культуры.

В настоящее время значительное влияние на типология культуры оказывают «новейшие информационные технологии»