Тема №18 Балетный театр Венгрии

С профессиональным балетным искусством Венгрия знакома с XVIII века, с того времени, когда там гастролировали иностранные артисты: Ж. Ж. Новер, С. Вигано, М. Медина и другие. Попытки же создания национального венгерского балета относятся к 90-м годам XIX века. Странствующие труппы, танцовщики – любители пропагандировали национальное венгерское танцевальное искусство.

Венгерский оперный театр открыт в 1884 году, но раньше там выступали преимущественно иностранные артисты. Это задержало рост национальных кадров. Тем не менее, в 90-е годы в Будапеште были поставлены первые национальные балеты: «Чардаш», Стояновича, «Виора» Сабодаша, «День и ночь» Тота и Меца.

В конце XIX века в Венгрии с огромным успехом гастролировалабалетная труппа Мариинского театра, а в 1912 – 1913 годах в Будапеште выступала труппа Анны Павловой и «Русский балет» Сергея Дягилева. Искусство А. Павловой, В. Нижинского, Т. Карсавиной, постановки М. Фокина способствовали распространению классического танца, усиливали интерес к профессиональному хореографическому искусству.

Первая мировая война приостановила дальнейшее развитие венгерского национального балета. Только в 1917 году балетмейстеры О. Зёбиш, и Брада поставили балет «Деревянный принц» на музыку Б. Бартока. Это было крупным событием в

 

 

-55-

культурной жизни Венгрии. В 20-30 годы происходило формирование национальных кадров балетмейстеров, в венгерском оперном театре работали О. Сентпал, Э. Галафреш, А. Гобье, Р. Кёллинг, А. Миллш, Р. Брада. Работа этих балетмейстеров способствовала развитию венгерского исполнительского искусства.

В 30-е годы XX века венгерский балет поднимается на более высокий художественный уровень. В 1936 году в Будапешт из эмиграции вернулся педагог Ференц Надаши. Он воспитал целую плеяду солистов и создал крепкий балетный ансамбль. Сам он, ученик Э. Чеккети и Н. Легата, сумел сочетать в балете итальянский и русский классический стиль. Среди его учеников – Жужа Кун, Габриэлла. Лакатош, Виктор Рона, Адель Орос, Ференц Хаваш, Вера Сумрак и другие.

Известный венгерский балетмейстер Д. Харангозо начал свою деятельность в 30-е годы нашего века. Его реалистические балеты «Сцена в корчме» Хубаи, «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Деревянный принц», «Хитрые студенты», «Платочек», «Лудаш Матьи» подняли венгерский балет на уровень европейского хореографического искусства.

Освобождение Венгрии в 1945 году отфашизма открыло перед национальным балетом новые перспективы. Деятельность советских педагогов и балетмейстеров способствовало этому. В. Вайнонен поставил балет «Щелкунчик», А. Мессерер – «Лебединое озеро», Р. Захаров «Бахчисарайский фонтан». Л. Лавровский – «Жизель», В. Чабукиани «Лауренсия». Много лет в Венгрии работала педагогом и репетитором О. В. Лепешинская, а венгерские танцовщики совершенствовали своё мастерство в Московском и Ленинградском хореографических училищах. Многие венгерские педагоги и балетмейстеры учились в ГИТИСе в Москве.

Репертуар балетных трупп Венгрии разнообразен. В него входят классические балеты и соаременные, многоактные и одноактные, отечественные и зарубежные. Среди современных балетмейстеров особой популярностью пользуется Ласло Шереги. Он начал ставить свои первые танцы в оперных спектаклях, а первым его балетом стал «Спартак» А. И. Хачатуряна.Ласло Шереги поставил много балетов. Среди них: «Деревянный принц», «Чудесный мандарин», «Девушка возрождённая танцем», «Сильвия», «Секейская прядильня».

В венгерском оперном театре ставят балеты и европейские хореографы – Ж. Шарра, М. Бежар. Балетмейстеры Венгрии Ш. Тот, И. Марко, И. Экк, организовали труппу «Венгерский Печский балет», своеобразную творческую лабораторию, в постановах которой используется не только классический танец, но и элементы пантомимы, танца модерн, эстрадного танца, акробатики и цирка.