Тема № Болгарский балетный театр

Развитие профессионального балетного театра началось в XX веке. Освободившись от османского господства, болгарский народ восстанавливаетфольклорные традиции страны, начинает знакомиться с профессиональным сценическим танцем. Первые фольклорные концерты состоялись в 1900 – 1908 годах. Их инициаторами были учителя гимнастики Р. Колева и П. Радоев, фольклористы – хореографы А. Димитров и Х. Грибов.

В 1908 году в Болгарии был открыт оперный театр «Болгарское оперное товарищество». Во главе театра встали А. Димитров, Р. Колева, П. Радоев, который в 1914 году основал детскую балетную школу, просуществовавшую более 10 лет. Учащиеся этой школы давали балетные представления и пропагандировали профессиональное хореографическое искусство.

В 20-е годы в Софии, гастролировали русские балетные артисты: Мария Юрьева и Елизавета Андерсон, Викторина Кригер и другие. И болгарский зритель имел возможность познакомиться с русской балетной школой.

Но правящая прфашистски настроенная буржуазия боялась влияния советской культуры. Гастроли русских артистов были прекращены. Их влиянию были противопоставлены тенденции немецкого танцевального модернизма, немецкая танцевальная школа Р. фон Лабана, Жака-Далькроза, сестёр Визенталь.

Создание Софийского оперного театра явилось новым шагом в укреплении профессионального болгарского балетного искусства. Софийской балетной труппой и балетной школой руководил с 1927 года по1944 год ученик бывшей балерины Мариинского театра Е. Н. Эдуардовой – Анастас Петров. Он понимал, что театру нужны творческие индивидуальности, поэтому его педагогический метод сочетал развитие технических данных и артистического мастерства у будущих артистов балета, а основу балетного спектакля он видел в логическом построении сюжетного действия. Его постановки отличались жанровым и стилевым разнообразием. Он ставил классические балеты: «Коппелия», «Раймонда», «Жизель», «Лебединое озеро», «Эсмеральда»; балеты с сюжетной и танцевальной основой болгарского фольклора: «Змей и Яна», «Орфей и Родопа».

Вторая мировая война задержала развитие болгарского балетного театра. Правда, в эти годы А. Петров ставит «Поэт – принц» на музыку Ф. Шопена, «Тамара» на музыку М. Балакирева. Но незначительность содержания, преобладание пантомимы над танцем не сделали их художественным достижением балетмейстера. Скорее, они выражали момент кризиса в творчестве А. Петрова, поскольку в них он обращался к решённым старым проблемам. Однако главное заключалось в том, что А. Петров заложил

-54-

фундамент болгарского балета, создал профессиональную труппу, определил пути развития национального балетного театра на основе слияния классического танца с народным.

В 1944 году в Болгарии был установлен народно – демократический строй. Народное правительство сразу же открыло оперно – балетные театры в Старо – Загоре, Пловдиве, Варне, Русе. Советские балетмейстеры и педагоги помогали становлению балетных трупп. Так, Н. А. Анисимова поставила «Бахчисарвйский фонтан», Н. С. Холфин – «Соперницы», «Доктор Айболит», «Шехеразада», «Красный мак», Ф. И. Балабина – «Спящую красавицу».

Постановки советских балетмейстеров помогали формированию исполнительского и балетмейстерского национального искусства. Например, Н. С. Холфин поставил болгарский балет «Гайдукская песня» на музыку А. Райчева.

Молодое поколение балетмейстеров 60-70 годов сохранило традицииболгарского театра.сюжетно выстраивая спектакль,хореографы добиваются отчётливой драматургии, высокой театральности. Среди их постановок:»Дафнис и Хлоя», «Петрушка», (балетмейстер Б. Ковачёв), «апполон Мусагет», «Агон», «Скифская сюита» (балетмейстер П. Луканов), «Мадарский всадник» (балетмейстер И. Немечек), «Папесса Иоанна» (балетмейстер В. Борковский).

Болгарский балет воспитал новое поколение балетмейстеров. Среди них М. Димова, М. Арнаудова, Н. Кираджиева, они проявляют особый интерес к новым спектаклям, идеям и приёмам реалистического балета, к балетам на национальной основе.