Узбекский театр оперы и балета

Узбекский народ с древних времён имел развитую танцевальную культуру как в фольклорной форме, так и в профессиональной – узбекский классический танец. Это оказало огромное влияние на развитие современного балетного искусства Узбекистана. Его формированию способствовали деятели русской музыкальной культуры. В 1909 году известный артист Юсуп Кизык Шакарджанов, показав в Петербурге труппе Мариинского театра ферганский классический танец «Катта-уйин», имел возможность познакомиться с балетными спектаклями, которые произвели на него большое впечатление. Ученица Шакарджанова – прославленная создательница и исполнительница узбекского сценического танца Тамара Ханум сыграла огромную роль в организации и становлении музыкального балетного театра в республике.

После Октябрьской революции 1917 года началось активное развитие профессионального хореографического искусства, возрождение узбекского классического танца. В 1918 году в Ташкенте силами русских артистов и музыкантов была организована Русская государственная опера (с1929 года - Театр оперы и балета имени Свердлова), при которой существовала небольшая балетная труппа, выступавшая

В операх и с отдельными номерами в концертах. Её первыми самостоятельными работами были «Лебединое озеро» и «Шехеразада» (балетмейстер М. Ф. Моисеев, оба балета были поставлены в 1925 году).

В 1926 году по инициативе певца и театрального деятеля М. Кари – Якубова и Тамары Ханум была организована 1-я Узбекская государственная передвижная концертно – этнографическая труппа (в 1929 году преобразована в Узбекский музыкально – драматический театр), при которой Тамара Ханум создала танцевальную студию, где преподавали классический танец. В студии кроме Ханум, работали московский педагог и

-52-

балетмейстер К. А. Бек, артисты Театра оперы и балета имени Сверджлова Егоров и Губская. В 1933 году в Ташкенте была организована балетная школа, где классический танец преподавали артисты Театра имени Свердлова Е. К. Обухова, в прошлом артистка петербургского Мариинского театра. В 1940 году Губская и Егоров силами учащихся поставили балет «Аистёнок».

В 1933 году в Узбекском музыкально – драматическом театре был поставлен первый национальный балет – пантомима «Пахта» Рославца (балетмейстер Бек и У. А. Камилов) – опыт создания многоактного спектакля средствами народной хореографии. В 1939 году был показан национальный балет – «Шахида» Таля (балетмейстер А. Томский, Камилов и М. Т. Тургунбаева).

В 1939 году на базе Узбекского музыкально – драматического театра открылся Узбекский государственный театр оперы и балета. В 1940 году театр поставил национальный балет, надолго вошедший в его репертуар, - «Гуляндом» Брусиловского (балетмейстер Арбатов, Ханум, Камилов, Губская) и «Сердце гор» Баланчивадзе (балетмейстер Е. Н. Барановский). В 1943 году по инициативе балетмейстера Ф. В. Лопухова был поставлен балет «Акбиляк» Василенко, где в главной партии птицы Семург выступила Измайлова.

В первое послевоенное десятилетие в развитии узбекского балета были достигнуты значительные успехи. При театре балетмейстер Йоркин (возглавлял труппу с 1944 года) создал балетную студию. Учащиеся студии и выпускники балетной школы составили ядро труппы. В 1945 году был поставлен 3-й акт «Лебединого озера», в 1947 году – «Коппелия». В 1947 году было основано Узбекское хореографическое училище, выпускники которого впоследствии составили основную часть трупп Театра имени Навои, а позже Самаркандского театра. В 1948 – 1951 годах при Московском хореографическом училище работала узбекская балетная студия (педагоги М. А. Кожухов и Н. И. Тарасов), которую окончили многие известные артисты узбекского балета. В 1948 году Узбекский театр оперы и балета и Театр оперы и балета имени Свердлова слились и стали называться Театром имени А. Навои. Балетная труппа укрепилась. Приход в труппу в 1954 году первых выпускников Узбекского хореографического училища позволил существенно обновить её состав и внести в репертуар новые классические балеты («Жизель», 1957 год; «Шопениана», 1960 год и другие). К началу 70-х годов вырос профессиональный уровень труппы. В её репертуар прочно вошли балеты классического наследия («Дон – Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Шопениана, «Корсар») и советские балеты («Бахчисарайский фонтан», «Барышня и хулиган», «Доктор Айболит», «Анна Каренина» и другие), были созданы новые национальные балеты: «Тановар» Козловского (1971, балетмейстер Н. С. Маркарьчнц), «В долине легенд» Мусаева (1977, балетмейстер Ю.В. Папко и Ю. Скотт).

В 1978 году Бернара Кариева создала творческую группу Молодой балет театра Навои, экспериментирующую в области языка национально – классического танца.

В 1964 году в республике был создан Самаркандский театр оперы и балета. Его организатором и первым художественным руководителем был узбекский композитор и дирежёр народный артист СССР М. А. Ашрафи. Труппа театра создала несколько новых

-53-

национальных балетов: «Дракон и солнце» Зейдмана (1967 год, балетмейстер Т. К. Дусметов), «Самаркандская легенда» Мушеля (1970 год, балетмейстер А. М, Муминов), «Сказание о Рустаме» Ашрафи (1977 год, балетмейстер С. Ш. Бурханов).