Киргизский театр оперы и балета

 

История не сохранила развитых форм киргизского народного танца, хотя в эпосе «Манас», легендах и сказаниях упоминаются старинные пляски «бий» и «шапартепмей». Элементы, родственные танцам, содержатся в народных играх «Кыз- -оюн», «Жоолук», «Таштамай», «Ак – чолмок», «Жашынмак» и другие. После Великой Октябрьской революции начался процесс изучения народных танцев. В 1926 году во Фрунзе была организована киргизская музыкально – драматическая студия, реорганизованная в 1936 году в Музыкально – драматический театр. В 1937 году в Музыкально – драматическом театре была поставлена первая музыкальная драма «Алтын кыз», в которой имелись танцевальные сцены, исполнявшиеся артистами балета. В 1938 году из участников художественной самодеятельности была сформирована балетная труппа под руководством балетмейстера Н. С. Холфина. В 1940 году поставлен первый киргизский балет «Анар» Власова и Фере. В основу сценария этого балета положен популярный в национальном фольклоре сюжет о всепобеждающей силе любви над патриархальными обычаями и неограниченной властью феодалов. Балет насыщен бытовыми сценами, ярким этнографическим материалом, живописными картинками народной жизни.

В 1942 году, на основе Музыкально – драматического театра был создан киргизский театр оперы и балета имени А. Малдыбаева. Ядро балетной труппы составили артисты,

-51-

обучавшиеся в Ленинградском хореографическом училище, которые определили в дальнейшем творческие достижения киргизской хореографии. Среди лучших спектаклей: «Чолпон» Раухваргера (1944); вторая редакция в 1953 году, третья – в 1958 году; «Весна в Ала - Тоо» Власова и Фере (1955), «Куйручук» Молдасанова и Окунева (1960); 2-я редакция в 1965 году, 3-я в 1977 году; «Асель» Власова (1967), «Бессмертие» Нурымова (1972) для этих работ характерны плодотворное овладение классическими формами балетного искусства, реализм, поиски пластических средств для выражения особенностей духовного склада жизни народа. В совершенствовании мастерства артистов важную роль сыграли также постановки балетов: «Соперницы», «Тщетная предосторожность» (1939), «Коппелия» (1940), «Лауренсия» (1941), «Волшебная флейта» Дриго (1943), «Раймонда» (1947), «Бахчисарайский фонтан» (1948) и другие. В 1939 году театр награждён орденом Ленина, ему присвоено звание академического в 1959 году. За балет – ораторию «Материнское поле» в 1976 году присуждена Государственная премия СССР. В 1978 году театру было присвоено имя А. Малдыбаева.