Белорусский театр оперы и балета

Истоки хореографического искусства Белоруссии – в старинных обрядах, хороводах, где танец был тесно связан с песней, элементами театрализации. В выступлениях первых профессиональных артистов – скоморохов, известных на территории Белоруссии с XII века, танец занимал большое место. Зачаточные формы хореографического искусства содержались в представлениях школьного театра народной драмы. В XVIII – XIX веках крепостные балетные труппы имелись в некоторых городах (Гродненский театр Тизенгауза, Слонимский театр Огинского, Шкловский театр Зорича и другие) и имениях крупных помещиков (театры князей Радзивилов и других). В 40-е годы XIX века белорусские артисты входили в состав частной балетной труппы М. Пиона.

Национальный балетный театр в Белоруссии возник после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1-м Белорусском государственном театре в Минске, основанном в 1920 году, ныне театр имени Янки Купалы, наряду с хором и оркестром имелась небольшая группа артистов балета, которая под руководством балетмейстера К. А. Алексютовича осуществила постановку балетов «Коппелия»; «Очарованный лес» Дриго (оба были поставлены в1922 году) и другие. В 1930 году в Минске была организована Государственная студия оперы и балета, ставшая основой открытия Белорусского Большого театра оперы и балета.

Белорусский театр оперы и балета академический Большой был открыт в Минске в 1933 году. Первый балет был поставлен в 1933 году - «Красный мак» Глиера. В 30-е годы в репертуаре театра появилось несколько значительных балетных спектаклей: «Коппелия» (1935), «Лебединое озеро» (1938), «Бахчисарайский фонтан» (1939) и другие.

В Минске в 1939 году было открыто театральное училище с хореографическим отделением.

В 1939 году композитор М. Е. Крошнер и балетмейстер А. Н. Ермолаев и Ф. В. Лопухов создали первый национальный балет «Соловей», посвященный борьбе белорусского народа за свободу, ставший этьапным в развитии Белорусского балета.в нём впервые путём слияния классического и национального танца были созданы национальный хореографический язык, живые и яркие образы людей из народа. Поиски

 

-48-

национального своеобразия продолжены белорусскими балетмейстерами в спектаклях, посвященных современности, - «Мечта» (1961) и «Альпийская баллада» (1967), «Свет и тени» Вагнера (1963), в которых художественной убедительностью раскрывались черты нового человека, претворялись общечеловеческие по звучанию темы. Важным этапом в жизни Белорусского театра стала постановка балетов «Князь – озеро» Золоторёва (1949), «Подставная невеста» г. Вагнера (1958). Репертуар театра постоянно обогащался лучшими русскими классическими, советскими и балетами.

Произведения белорусской хореографии нашли воплощение на сценах театров других республик и городов: «Соловей» - в Одесском, «Избранница» - В Новосибирском, «Альпийская баллада» в Челябинском театрах, «Тиль Уленшпигель» в театре имени Кирова и театре имени Франко. А также за рубежом был поставлен «Тиль Уленшпигель» в Финской государственной опере в Хельсенки.

Большой вклад в развитие балетного искусства Белоруссии внесли балетмейстера -

Р. В. Захаров, А. Н. Ермолаев, Ф. В. Лопухов, К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, Н М. Стуколкина.

С 1945 года в Минске работает Белорусское хореографическое училище с 8-ми летним обучением.