Балетный театр Дании

Археологические раскопки дают сведения о ритуальных танцевальных представлениях в Дании относящихся к IX –V вв. до н. э. В культуре средневековья танцы также занимали важное место: их изображения сохранились на фресках церквей. В XVI веке танцевальные сцены включались в «школьные драмы». Придворный балет получил развитие в XVII веке. В 1634 году к свадьбе наследной принцессы был поставлен спектакль А. фон Кюкельсоном. В 1722 – 28 годах в Копенгагене Л. Хольберг создал первый датский придворный театр, где балетные артисты участвовали в комедиях – балетах Мольера. С 1723 года по 1728 год в Копенгагене работает Ж. Ланде. В 1748 году Хольберг организовал в Копенгагене Королевский театр (до 1800 года назывался также Городской ), где был балетный ансамбль. Датский балет формировался внутри драматического театра и его связь продолжалась до середины XIX века. В 1754 году А. Камо организовал при театре танцевальные классы, которые в 1771 году П. Лораном были реорганизованы в школу, которая продолжает существовать как постоянное учебное заведение.

Важное значение для развития Датского балета имела деятельность итальянца В. Галеотти. В Королевском театре (1775 – 1816). Последователь Гаспаро Анджолини, он ставил монументальные действенные балеты, в том числе на сюжеты Шекспира и Вольтера. Музыку ко многим из них писал композитор К. Шалль («Лагерта», 1801; «Ромео и Джульетта»1811). Из спектаклей, сочинённых Галеотти, сохранился комический балет «причуды Купидона и Балетмейстера» Лолле (1786). Галеотти воспитал первое поколение датских артистов (А. Фрёлих, М. Бьёрн, М. Шалль) в1792 году в театр пришёл ученик Ж. Ж. Новера. Антуан Бурнонвиль, возглавивший труппу в 1815 – 1823 годах. Наибольший подъём в истории Датского балета связан с творчеством его сына Августа Бурнонвиля, который руководил Королевским датским балетом в 1829 – 1877 годах. Благодаря деятельности Августа Бурнонвиля балет оказался ведущим в театральном искусстве Дании. Изменилось отношение к профессии балетного арт иста, ранее неуважительное. Школа Августа Бурнонвиля (т. е. его метод преподавания), особенно в сфере мужского танца, стала и остаётся до сих пор одной из ведущих. Хореограф много работал с известными датскими композиторами Н. В. Гаде и И. П. Э. Хартманом. Расцвет Датского балета совпал с эпохой романтизма. Август Бурнонвиль воспитал несколько поколений датских артистов балета. Его ученица Люсиль Гран завоевала мировую известность. В середине XIX века определились основные черты исполнительской манеры датчан: мастерство пантомимы, унаследованная от педагогов французской школы, чистота стиля классического танца, никогда не приносящая в жертву показной виртуозности, а также высокое искусство мужского танца, деградировал к концу XIX века во многих странах Европы.

В период общего кризиса балетного жанра в Европе балет Дании стойко оберегал свои традиции, свои национальные интересы, заветы школы Августа Бурнонвиля. Так сохранились специфические черты датского романтического балета. Все звёзды датского балета – ученики Бурнонвиля или артисты, воспитанные на его репертуаре.

После Августа Бурнонвиля труппу возглавляли его ученики.

Реформа Михаила Фокина, оказав влияние на балет всех стран Европы, имела также значение и для Датского балета. В 1925 – 1926 годах с приездом М. Фокина в Данию были включены в репертуар «Шопениана», «Петрушка», «Половецкие пляски». В 1930 – 1931 годах в труппе Королевский датский балет работал Джорд Баланчин.

Важным этапом в развитии Датского балетного театра был период, когда труппу возглавил Х. Ландер !1931 – 1951 годы). Как и его предшественники, Х. Ландер бережно сохранял национальные спектакли, их стиль. Одновременно вводил в репертуар забытые или ранее не ставившиеся произведения балетной классики («Лебединое озеро» в отрывках, 1938 год; новая редакция «Жизели», 1946 год; «Щелкунчик», 1949 год).

Датский балет в наше время не так изолирован, как раньше. Многие его артисты и балетмейстеры выезжают в другие страны на гастроли. В 1973 году Королевский датский балет был на гастролях в СССР. В Данию приглашаются иностранные специалисты. Репертуар Королевского балета Дании состоит из балетов Августа Бурнонвиля, спектаклей мирового классического наследия, образцов европейских и американских современных балетмейстеров, а также спектаклей, сочетающих национальные традиции датского балета с современной пластикой.