Большой театр

Первый общедоступный театр в России был построен по указу Петра I на Красной площади в 1702 году. В 1780 году на болотистом берегу реки Неглинной начали возводить каменные стены нового здания театра, ныне здание Государственного Академического Большого театра.

В начале XVIII века древний город Москва потерял право называться столицей России, но сохранил и приумножил своё значение культурного центра страны. Здесь из

тен с старейшего высшего учебного заведения Славяно – греко – латинской академии – вышли знаменитые её питомцы: Ломоносов, Магницкий и другие. Наконец, здесь ещё в середине века был основан университет, ставший средоточием всего передового в области науки и культуры. Именно в университете зародился и один из первых студенческих театров.

Первые музыкальные спектакли в Москве давались с 1759 года итальянским антрепренёром Джовани Баттистой Локатели в сооружённом на Красном пруду Большом оперном доме. Но не смотря на сильный состав артистов переведённой из Санкт- Петербурга оперной труппы, владелец театра спустя четыре года объявил себя банкротом.

Только в 1766 году москвичи смогли посещать на этот раз русские драматические спектакли в деревянном Головинском театре, содержавшемся полковником Титовым, но вскоре и он обанкротился. Не блестяще шли дела и у последующих антрепренёров Бельмонти и Чинти, дававших с 1769 года представления в наёмном доме генерал – поручика графа Р. И. Воронцова на Знамёнке, где после них держал антрепризу итальянец Гротти. Знаменитый оперный дом несколькими годами позже стал колыбелью московского Большого театра.

Из – за отсутствия документальных данных, описаний и иконографического материала сегодня трудно судить о том, как выглядело это сооружение. Имеется лишь упоминание о том , что это было «здание о трёх деревянных стенах и одной каменной», очевидно, лишённое особых архитектурных достоинств..

28 марта привилегию на содержание русского театра получил единолично московский губернский прокурор князь П. В. Урусов, до этого разделявший её с Гротти. В силу этой привилегии Урусов, получивший в своё распоряжение Воронцовский театр на Знамёнке, был обязан «построить на свой счёт в пять лет театр со всеми принадлежностями, каменный, с таким внешним убранством, чтобы служить городу

 

украшением, и сверх того дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических… До постройки дозволить ему театральные представления в том же доме, где они были».

П. В. Урусов взял себе в компаньоны известного театрального предпринимателя Михаила Маддокса, человека сыгравшего значительную роль в создании самого раннего предшественника здания Большого театра. Менкол Медокс (Михаил Маддокс), англичанин по происхождению, являлся искусным механиком, декоратором и знатоком сценической техники, дававшим «механические представления». Выполняя обязательства, совладельцы приобрели у князя Лобанова – Ростовского землю на Большой Петровской улице в приходе церкви Спаса в Копиях. До завершения новой постройки спектакли шли в оперном доме на Знаменке, вплоть до 26 февраля 1780 года, когда «от неосторожности нижних служителей» театр был уничтожен пожаром.

30 декабря 1780 года состоялось открытие Петровского театра. Был показан балет «Волшебная лавка». В то время труппа Большого театра насчитывала в своём творческом составе всего 13 актёров , 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов. К этому времени Маддокс, откупивший привилегию у Урусова, стал единственным владельцем театра. Здание было возведено по проекту архитектора Х.ристиана Ивановича Розберга. В газете «Московские ведомости» писалось: «…по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра построено и к совершенному окончанию приведено с такой прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные европейские театры»

Было бы несправедливым не сказать, что хотя Розенбергу не удалось во внешнем облике сооружения передать художественный образ театра, столь ярко выраженный в постройках Бове и Кавоса, в целом 3 – х этажное здание театра Маддокса, его лаконичный объём, со сценой и зрительной частью, перекрытыми единой кровлей, был монументален и ярко констрактировал с окружающей его застройкой. Планировочная структура театра, сцена, планировка зрительного зала базировалась на традициях архитектуры итальянского публичного театра второй половины XVIII века. Петровский театр вмещал несколько более 800 зрителей. В партере Петровского театра имелись сидячие места (10 рядов скамеек). Ложи так называемой итальянской системы, были расположены в нескольких ярусах и полностью изолированы друг от друга сплошными перегородками. 110 лож вмещали около 500 зрителей. Зрительный зал напоминал двор – колодец, ограниченный со всех сторон стенами в которых прорезаны окна. Кулуары театра, фойе и другие обслуживающие зрителя помещения занимали не более половины общей площади здания.

В 1787 году был пристроен к театру обширный ротондальный зал для маскарадов, имевший 40 метров в диаметре и вмещающий во время маскарадов до 2000 человек. Площадка для танцев с двадцатью четырьмя колоннами была отделена от круговой галереи шириной в 3,5 метра, на которую вели две ступени. Оркестранты размещались

 

 

на верхнем балконе. Стены ротонды, завершённые карнизом с модульонами, были расчленены пилястрами, расположенными соответственно колоннам, и обработаны богатым лепным декором в характере раннего классицизма.

По осведетельствованию архитекторов театр был опасен в пожарном отношении (в чём они оказались правы).

Петровский театр 22 октября 1805 года перед представлением оперы «Днепровская русалка» сгорел.

«С 1805 по 1823 годы на Петровской Театральной площади стояли каменные обгоревшие стены, в которых обитали хищные птицы, а среди их было болото, в котором водилось много лягушек. В летнее время утром и вечером оттуда на далёкое расстояние были слышны их крики» (из воспоминаний А. П. Глушковского – балетмейстера Петровского театра) Но, несмотря на отсутствие сценической площадки, труппа театра продолжала свою деятельность. В течение трёх лет ей пришлось вести кочевой образ жизни, давая спектакли в домашних театрах дворцов московской знати. Только в 1808 году театр получил постоянное пристанище: на Арбатской площади было выстроено деревянное на каменном фундаменте здание, вмещающее до 3 – х тысяч зрителей.

Автором его был знаменитый впоследствии, а в то время ещё совсем молодой архитектор Карл Росси, мастер, чьи зрелые постройки отличались пространственным размахом и умелой скульптурной декорировкой. Арбатский театр просуществовал всего четыре года, так как сгорел при вторжении в Москву наполеоновской армии. Отечественная война 1812 года ещё на десятилетие отодвинула сооружение здания для одного из самых лучших театров страны, располагавшего к этому времени сильным составом исполнителей. После изгнания наполеоновских войск из Москвы театр начал функционировать в доме Апраксина на Знамёнке (ныне улица Фрунзе), вмещавшем в трёх ярусах лож, креслах, местах за креслами партере и галерее 1200 зрителей.

В 1818 году спектакли возобновились в доме обер – гофмаршала Пашкова и в Манеже на Моховой.

Проектирование Театральной (Петровской) площади началось в 1813 году. В мае 1816 году проект перепланировки Москвы был утверждён Александром I. По замыслу Бове композиционным центром площади являлось стоящее в глубине здание Большого театра. Московский военный генерал – губернатор Д. В. Голицин 18 апреля 1820 года обратился к президенту Академии художеств А. И. Оленину с просьбой выполнить проект театра силами Санкт – Петербургской академии. Был объявлен конкурс, в котором приняли

участие профессора академии Андрей Михайлов, его младший брат Александр Михайлов, Мельников и академик Беретти. Победитель конкурса Андрей Михайлов (старший), решил здание в виде лаконичного по формам двухъярусного объёма, украсив его

 

18 18

должен был вмещать около трёх тысяч зрителей, располагавшихся в партере , ложах и на балконе, вынесенном из плоскости ярусов и поддерживаемом кронштейнами.

От проекта до законченной постройки «дистанция огромного размера», и если бы не огромный опыт, талант, высокий художественный вкус и мастерство Бове, лучшего московского зодчего эпохи позднего классицизма, едва ли интересная композиция Михайлова получила бы столь совершенное воплощение. Оба мастера внесли большой вклад в сооружение здания, много лет служившего украшением столицы и являющегося основой и прототипом ныне существующего здания Большого театра.

Большой Петровский театр принял первых зрителей 6 января 1825 года специально написанным прологом «торжество муз» и балетом «Сандрильона». Здание произвело на москвичей ошеломляющее впечатление, о чём мы можем судить по многочисленным высказываниям в печати.

Ранним мартовским утром 1853 года Большой Петровский театр постигла судьба его предшественника. В здании вспыхнул пожар, длившийся три дня с такой силой, что растопился снег на площади. От здания сохранились полуобгоревшие стены и колонны портика. В огне и под завалами погибли декорации, огромное количество костюмов, нотная библиотека – всё, что составляло основу жизни театра.

Снова на восстановление здания был объявлен конкурс. В нём приняли участие зодчие К. Тон, А. Никитин и А. Кавос. Победителем оказался архитектор Альберт Кавос. Академик Петербургской академии художеств Альберт Катеринович Кавос (1801 – 1863) родился в семье композитора и дирижёра, «директора музыки» императорских театров Катерино Альбертовича Кавоса.

Проект Большого театра Кавоса был представлен на рассмотрение и утверждён 14 мая 1855 года. Архитектор не задавался целью подлинной реставрации сгоревшего здания и был намерен, использовав уцелевшие от пожара основные конструкции Большого Петровского театра, внести в театр ряд существенных изменений, функциональных и художественных. Улучшению акустических свойств способствовала оригинальная конструкция и облицовка деревом каменных стен. «Вся театральная зала представляет теперь нечто вроде громадного инструмента, сделанного по всем правилам музыкальной акустики. Овал боков зрительного зала обложен сверху до низу деревянной панелью, на два пальца отстоящей от каменной стены, округлый потолок зала, тоже деревянный, сделан совершенно так, как делаются гитары: он составлен из маленьких кусочков дерева. Вследствие такого устройства, чрезвычайно умно придуманного, малейший звук, произносимый на сцене, ясно слышен в самых отдалённых уголках зала». Акустика Большого театра со временем улучшается, так как дерево высыхает. И сегодня по акустическим свойствам здание является одним из лучших в мире. Печальная участь двух предшественников Большого театра: первый из них просуществовал всего 25 лет, второй немногим больше – убедили Кавоса в необходимости уделить особое внимание противопожарным мероприятиям. Сам Кавос об архитектуре зала писал следующее: «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно, и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанные золотом ярко малиновые драпировки внутренности лож,

различные на каждом этаже штукатурные арабески, и основной эффект зрительного зала большая люстра из трёх рядов светильников и украшенных хрусталём канделябров – всё это заслужило всеобщее одобрение». Шестиярусный зал Большого театра вмещает более 2000 зрителей. При реконструкции изменился и внешний облик Большого театра. Здание было увеличено по высоте (по сравнению с сгоревшим сооружением) на 2 метра, что позволило разместить в габаритах надстройки обширный декорационный зал.

Первый спектакль в восстановленном здании – опера Беллини «Пуритане» - состоялся 20 августа 1856 года. С открытием спешили, желая приурочить его к коронации Александра II, и восстановительные работы были проведены в течение всего 16 месяцев. Эта спешка и недостаток отпущенных средств дали о себе знать с первых же дней функционирования Большого театра. В 1890 году в наружных и внутренних стенах Большого театра появились трещины. В 1894 году начались работы по подводке фундаментов под наружные стены и по извлечению прогнивших остатков свай. Сложность работ заставила прекратить спектакли на целый год. После подводки фундаментов под наружные и внутренние стены появление в них трещин прекратилось. Исключение составляли стена зрительного зала и своды коридоров ярусов. Здесь деформации не только не прекратились, но с каждым годом усиливались. В 1902 году во время спектакля произошла значительная осадка стены зрительного зала. Двери в ложи, расположенные в середине, заклинило, публика в антракте не могла выйти, а по окончанию спектакля вынуждена была перебираться через перегородки в крайние к сцене ложи. Но, несмотря на это, никаких серьёзных мер по укреплению здания не применялось.

После установления Советской власти Большой театр в переходит в ведение . Народного комиссариата по просвещению. Началась новая эра в жизни крупнейшего .…театра страны. С первых дней становления Советской власти здание Большого театра …становится также местом проведения важнейших политических мероприятий. …Состоялось более 30 выступлений Владимира Ильича Ленина.

30 декабря 1922 года в Большом театре на Первом Всесоюзном съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических республик. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции театр играл огромную культурно – воспитательную роль. Задачей театра была задача сохранить ценное в репертуаре и создать новые современные спектакли. Директором Большого театра был назначен известный певец Л. В. Собинов. В Большом театре шла напряжённая творческая работа, возобновлялись спектакли, в которые вводились молодые исполнители. С 1919 года театр стал называться академическим.

Зимой 1919 года на заседании Совнаркома под председательством В. И. Ленина обсуждалось положение с отоплением государственных театров. Доклад делал представитель Малого Совнаркома Галкин. Он говорил, что на данном этапе Большой и Малый театры не нужны рабоче – крестьянской республике, так как в репертуаре их старые «буржуазные» пьесы и оперы вроде «Травиаты», «Кармен» и «Евгения Онегина», и что балет искусство буржуазное, чуждое пролетариату, что его нужно ликвидировать

 

«. как класс». Решающая роль в деле сохранения Большого театра принадлежит В. И. Ленину.

В 1919 – 1922 гг. в условиях продолжавшейся гражданской войны, несмотря на хозяйственную разруху и тяжёлое экономическое положение страны, мероприятия по сохранению Большого театра и улучшению условий его деятельности уделялось значительное внимание. В 1921 году была создана специальная комиссия, обследовавшая здание Большого театра и выявившая катастрофическое состояние полукольцевой стены зрительного зала, служившей опорой для сводов коридоров ярусов и основных конструкций зрительного зала. Покоящаяся на слабом фундаменте, она не выдержала веса конструкции зала и коридоров и дала трещины по всей высоте шести ярусов. Своды разрушились настолько, что из них начали выпадать кирпичи. Деформация конструкций вызвали перекос барьеров лож, полы лож наклонились. Опасность полного разрушения зрительного зала была настолько очевидна, что к противоаварийным работам пришлось приступить незамедлительно. В августе – сентябре 1921 года были разобраны полы обоих коридоров партера и кирпичные своды заменены сводчатыми перекрытиями из железобетона. Укрепление оснований под кольцевыми стенами зрительного зала велось непрерывно в течение двух лет. Работа была организована таким образом, что не нарушала деятельности театра, ежедневно наполнявшегося более чем двумя тысячами зрителей, создававшими огромную динамическую нагрузку. Посетители спектаклей не подозревали о ведущейся круглосуточно с большим напряжением и риском для жизни строителей работе. К числу важнейших мероприятий следует отнести изготовление и монтаж противопожарного занавеса в 1926 году. Зрительная часть театра могла быть изолирована от сцены в течение нескольких секунд.

В 1930 – х годах в театре почти непрерывно велись работы по улучшению его планировки и укреплению конструкций. В не законченных Кавосом помещениях были созданы репетиционные залы и артистические уборные. Одновременно велись работы и по усовершенствованию сцены. Капитальная её реконструкция была завершена в 1938 году. Во время реконструкции сцены, показ спектаклей прекратили почти на полгода. Одновременно сцена была оснащена новейшей для того времени техникой, механизмами для подъёма декораций, софитами, лифтами. Усовершенствования, значительно облегчив труд технического персонала, намного расширили возможности режиссёров и художников, способствовали яркой зрелищности увидевших в эти годы свет рампы спектаклей.

15 апреля 1941 года Большой театр прекратил спектакли вследствие необходимости проведения срочных ремонтных работ. Начавшаяся через два месяца Великая Отечественная война не остановила их выполнение, лишь изменила очерёдность. В октябре коллектив Большого театра был эвакуирован в Куйбышев. Оставшаяся в Москве часть труппы продолжала работать в филиале. Спектакли шли в дневное время и зачастую прерывались воздушными тревогами. Однако театр всегда был полон. Зрители,в основном фронтовики, оказавшиеся на короткое время в столице, горячо принимали классические оперы и балеты. 28 октября в 4 часа дня на здание Большого

 

-21-

атра театра с фашистского самолёта была сброшена фугасная бомба, пробившая фасадную стену и разорвавшаяся в вестибюле. Взрывной волной были разрушены все лепные декоративные детали главного фасада. От стоявших в нишах скульптур муз остались лишь осколки. Перекрытие вестибюля обрушилось, повредив полы, были сорваны дубовые входные двери и почти все оконные заполнения на главном фасаде и частично на боковых. Здание Большого театра замаскировали и продолжали восстановительные работы, несмотря на то, что температура понизилась до нулевой отметки, а в вестибюле до –10°С. несмотря на трудности военного времени, на отсутствие многих необходимых для реставрации материалов, была произведена позолота орнаментального декора зрительного зала. Полностью были восстановлены и фасады театра. Театр залечил нанесённые войной раны и в сентябре 1943 года открыл сезон оперой «Иван Сусанин», патриотическая тема которой с особой силой прозвучала для зрителей, заполнявших в эти дни возрождённое к жизни здание.

В 1955 году был изготовлен новый занавес, заменивший прежний, изготовленный в1935 году по эскиз народного художника СССР, Ф. Ф. Федоровского с вкомпонованными в орнамент многократно повторяющими историко – революционными датами 1971, 1905, 1917. на полотнищах нового раздвижного занавеса изображён стяг с надписью «СССР»

Зрителям спектаклей предоставлена возможность ознакомиться в антрактах с материалами по истории лучшего музыкального театра страны. Его возникновение с расцветом русской культуры во 2 – ой половине 18 века, с появлением и развитием профессионального театра. Труппа начала формироваться в 1776 году, когда московский меценат князь Урусов и антрепренёр М. Медокс получили правительственную привилегию на развитие театрального дела. Спектакли давались в доме Р. И. Воронцова на Знамёнке. В 1870 году Медокс построил в Москве на углу улицы Петровки театральное здание, которое стало именоваться Петровским театром. Здесь шли драматические, оперные и балетные спектакли. Это был первый постоянный профессиональный театр в Москве. Его балетная труппа вскоре пополнилась воспитанниками балетной школы московского воспитательного дома (существовала с 1773 года), а затем крепостными актёрами труппы Е. А. Головкиной. Первый балетный спектакль - «Волшебная лавка» (1780 года, балетмейстер Парадиз). За ним последовали: «Торжество приятностей женского пола», «Притворная смерть Арлекина, или Обманутый Панталон», «Глухая хозяйка» и «Притворная злость любви» - все постановки балетмейстера Ф. Морелли (1782 года); «Деревенские утренние увеселения при пробуждении солнца» (1796 год) – балетмейстер П. Пинюччи; «Медея и Язон» (1800 год, по Ж. Ж. Новеру), «Туалет Венеры» (1802 год) и «Мщение за смерть Агамемнона» (1805 год) балетмейстер Д. Соломони, и другие. Эти спектакли были основаны на принципах классицизма, в комических балетах («Обманутый мельник», 1973; «Купидоновы обманы», 1795 год) начали проявляться черты сентиментализма. Из танцовщиков труппы выделялись Г. И. Райков, А. М. Собакина и другие.

В 1805 году здание Петровского театра сгорело. В 1806 году труппа перешла в ведение Дирекции Императорских театров, играла в различных помещениях. Её состав

-22-

пополнился, были поставлены новые балеты: «Гишпанские вечера» (1809 год), «Школа Пьеро», «Алжирцы, или Побеждённые морские разбойники», «Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным» (все поставлены в 1812 году), «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (на музыку С. И. Давыдова, 1815 году) - все постановки И. М. Аблецом; «Новая героиня, или Женщина – казак» (1811году), «Праздник в стане союзных армий на Монмартре (1814 год) – оба на музыку Кавоса, балетмейстер И. И. Вальберх; «Гулянье на Воробьёвых горах» (1815 год), «торжество россиян, или Бивак под Красным» (1816 год) – оба на музыку Давыдова, балетмейстер А. П. Глушковский; «Казаки на Рейне» (1817 год), «Невское гулянье» (1818 год), «Старинные игрища, или Святочный вечер» (1823 год) – все на музыку Шольца, балетмейстер А. П. Глушковский; «Русские качели на берегах Рейна» (1818 год), «Цыганский табор» (1819 год). «Гулянье в Петровском» (1824 году) – все балетмейстеры И.К. Лобанов. Большинство этих спектаклей представляло собой дивертисменты с широким использованием народных обрядов и характерного танца. Особенно важное значение имели спектакли, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года, - первые в истории московской сцены балеты на современную тему. В 1821 году Глушковский создал первый балет по произведению А. С. Пушкина («Руслан и Людмила» на музыку Шольца).

В 1825 году прологом «Торжество муз». Поставленным Ф. Гюллень – Сор, начались спектакли в новом здании Большого театра (архитектор Бове). Ею же были поставлены балеты «Фенелла» на музыку одноимённой оперы Обера (1836года), «Мальчик- с- пальчик» («Хитрый мальчик и людоед) Варламова и Гурьянова (1837 год) и другие. В балетной труппе этого времени выделялись Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина – Иванова, Т. С. Карпакова, К. Ф. Богданов и другие. В 1840 – е года на балет Большого театра определяющее влияние оказывали принципы романтизма (деятельность Ф. Тальони и Ж. Перро в Петербурге, гастроли М. Тальони, Ф. Эльслер и др.). Выдающиеся танцовщики этого направления – Е. А. Санковская, И. Н. Никитин.

Большое значение для формирования реалистических принципов сценического искусства имели постановки в Большом театре опер «Иван Сусанин» (1842 года ) и «Руслан и Людмила» (1846 года) М. Глинки, содержавшие развёрнутые хореографические сцены, которые играли важную драматургическую роль. Эти идейно – художественные принципы были продолжены в «Русалке» Даргомыжского (1859, 1865 годы), «Юдифи» Серова (1865 года), а затем в постановках опер П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». В большинстве случаев танцы в операх ставил Ф. Н. Манохин.

В 1853 году пожар уничтожил все внутренние помещения Большого театра. Здание восстановлено в 1856 году архитектором А. К. Кавосом .

Во второй половине 19 века балет Большого театра значительно уступал петербургскому (здесь не было ни такого талантливого руководителя, как М. И. Петипа, ни таких же благоприятных материальных условий для развития). Огромным успехом пользовался «Крнёк – Горбунок» Пуньи, поставленным Артуром Сен – Леоном в Петербурге и перенесённый в Большой театр в 1866 году; в этом проявилось давнее

 

-23-

тяготение московского балета к жанровости, комедийности, бытовой и национальной характерности. Но оригинальных спектаклей создавалось мало. Ряд постановок К. Блазиса («Пигмалион», «Два дня в Венеции») и С. П. Соколова («Папоротни, или Ночь под Ивана Купала», 1867 года) свидетельствовали о некотором спаде творческих принципов театра. Значительным событием стал лишь спектакль «Дон – Кихот» (1869 год), поставленный на московской сцене М. И. Петипа. Углубление кризиса было связано с деятельностью приглашённых из – за границы балетмейстеров В. Рейзингера («Волшебный башмачок», 1871 год; «Кащей», 1873 год; «Стелла», 1875 год) и И. Хансена («Дева ада», 1879 года). Неудачной оказалась и постановка «Лебединого озера» Рейзингером (1877 года) и Хансеном (1880 года), которые не сумели понять новаторскую сущность музыки Чайковского. В этот период в труппе были сильные исполнители: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, А. И. Собещанская, П. М. Карпакова, С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, позднее – Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, А. А. Джури, А. Н. Богданов, В. Е. Поливанов, И. Н. Хлюстин и другие; работали талантливые мимические актёры – Ф. А. Рейсгаузен и В. Ваннер, из поколения в поколение передавались лучшие традиции в семьях Манохиных, Домашовых, Ермоловых. Проведённая в 1882 году Дирекцией императорских театров реформа привела к сокращению балетной труппы и усугубила кризис (особенно проявился в постановках Х. Мендоса – «Индия», 1890 год; «Даита» 1896 год и другие).

Застой и рутина были преодолены лишь с приходом балетмейстера А. А. Горского, деятельность которого (1899 – 1924 годы) ознаменовала в развитии балета Большого театра целую эпоху. Горский стремился освободить балет от дурной условности и штампов. Обогащая балет достижениями современного драматического театра и изобразительного искусства, он осуществил новые постановки «Дон – Кихота» (1900 год), «Лебединое озеро» (1901, 1912 годы) и другие балеты М. Петипа, создал мимодраму «Дочь Гудулы» Симона (по «Собору Парижской богоматери» В Гюго, 1902 год), балет «Саламбо» Арендса (по одноимённому роману Г. Флобера, 1910 года) и другие. К стремлению драматической полноценности балетного спектакля Горский иногда преувеличивал роль сценария и пантомимы, порой недооценивал музыку и действенный симфонический танец. Вместе с тем Горский явился одним из первых постановщиков балетов на симфоническую музыку, не предназначенную для танца: «Любовь быстра!» на музыку Грига, «Шубертиана» на музыку Шуберта, дивертисмент «Карнавал» на музыку различных композиторов – все поставлены в 1913 году, «Пятая симфония» (1916 году) и «Стенька Разин» (1918 год) на музыку Глазунова. В спектаклях Горского наиболее полно раскрылось дарование Е. В. Гельцер, С. В. Фёдоровой, А. М. Балашовой, В. А. Коралли, М. Р. Рейзен, В. В. Кригер, В. Д. Тихомирова, М. М. Мордкина, В. А. Рябцева, А. Е. Волинина, Л. А. Жукова, И. Е. Сидорова и других.

В конце 19 начала 20 веков балетными спектаклями Большого театра дирижировали И. К. Альтани, В. И. Сук, А. Ф. Арендс, Э. А. Купер, в оформлении спектаклей участвовали театральный декоратор К. Ф. Вальц, художники К. А. Коровин, А. Я. Головин и другие.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед Большим театром

-24-

новые пути и определила его расцвет как ведущего оперно – балетного коллектива в художественной жизни страны. В годы гражданской войны труппа театра, благодаря вниманию Советского государства, была сохранена. В 1919 году Большой театр вошёл в группу академических театров. В 1921 – 1922 годах спектакли Большого театра давались также в помещении Нового театра. В 1924 году открылся филиал Большого театра (работал до 1959 года). Перед балетной труппой с первых лет Советской власти встала одна из важнейших творческих задач – сохранить классическое наследие, донестиего до нового зрителя. В 1919 году впервые в Москве был поставлен «Щелкунчик» (балетмейстер Горский), затем – новые постановки «Лебединого озера» (Горский, при участии В. И. Немировича – Данченко,1920 год), «Жизели» (Горский 1922 год), «Эсмеральды (В. Д. Тихомиров, 1926 год). «Спящей красавицы» (А. М. Мессерер и А. И. Чекрыгин, 1936 год) и другие. Наряду с этим Большой театр стремился к созданию новых балетов – ставились одноактные произведения на симфоническую музыку («Испанское капричио» и «Шехерезада», балетмейстер Л. А. Жуков, 1923 год и другие), делались первые эксперименты по воплощению современной темы (детский балет - феерия «Вечно живые цветы» на музыку Асафьева и другие., балетмейстер Горский, 1922 год; аллегорический балет «Смерч» Бера, балетмейстер К. Я. Голейзовский, 1927 год), развитию хореографического языка («Иосиф Прекрасный» Василенко, балетмейстер Голейзовский,1925 год; «Футболист» Оранского, балетмейстер Л. А. Лащилин и И. А. Моисеев, 1930 год и другие). Этапное значение приолбрёл спектакль «Красный мак» (балетмейстер Тихомиров и Л. А. Лащилин, 1927 год), в котором реалистическое раскрытие современной темы было основано на претворении и обновлении классических традиций. Творческие поиски театра были неотделимы от деятельности артистов – Е. В. Гельцер, М. П. Кандауровой, В. В. Кригер, М. Р. Рейзен, А. И. Абрамовой, В. В. Кудрявцевой, Н. Б. Подгорецкой, Л. М. Банк, Е. М. Ильющенко, В. Д. Тихомирова, В. А. Рябцева, В. В. Смольцова, Н. И. Тарасова, В. И. Цаплина, Л. А. Жукова и других.

1930 - е годы в развитии балета Большого театра ознаменовались крупными успехами в воплощении историко – революционной темы ( «Пламя Парижа» балетмейстер В. И. Вайнонен, 1933 год) и образов литературной классики («Бахчисарайский фонтан», балетмейстер Р. В. Захаров, 1936 год). В балете восторжествовалонаправление, приближающее его к литературе и драматическому театру. Повысилось значение режиссуры и актёрского мастерства. Спектакли отличались драматургической целостностью развития действия, психологической разработкой характеров. В 1936 – 39 годах балетную труппу возглавлял Р. В. Захаров, работавший в Большом театре в качестве балетмейстера и оперного режиссёра до 1956 года. Были созданы спектакли на современную тему – «Аистёнок» (1937 год) и «Светлана» (1939 год) Клебанова (оба – балетмейстеры А. И. Радунский, Н. М. Попко и Л. А. Поспехин), а также «Кавказкий пленник» Асафьего (по А. С. Пушкину, 1938 год) и «Тарас Бульба» Соловьёва – Седого (по Н. В. Гоголю, 1941, оба - балетмейстер Р. В. Захаров), «Три толстяка» Оранского (по Ю. К. Олёше, 1935 года, балетмейстер И. А. Моисеев) и другие. В эти годы в Большом

 

-25-

т театре расцвело искусство М. Семёновой, О. В. Лепешинской, А. Н. Ермолаева, М. М. Габовича, А. М. Мессерера, началась деятельность С. Н. Головкиной, М. С. Боголюбской, И. В. Тихомирновой, В. А. Преображенского, Ю. Г. Кондратова, С. Г. Кореня и других. В оформлении балетных спектаклей участвовали художники В. В. Дмитриев, П. В. Вильямс, высокого дирижёрского мастерства достиг в балете Ю. Ф. Файер.

Во время Великой Отечественной войны Большой театр был эвакуирован в Куйбышев, но часть труппы оставшаяся в Москве (возглавлялась М. М. Габовичем), вскоре возобновила спектакли в филиале театра. Наряду с показом старого репертуара был создан новый спектакль «Алые паруса» Юровского (балетмейстеры А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин), поставлен в 1942 году в Куйбышеве,а в 1943 году перенесённый на сцену Большого театра. Бригады артистов неоднократно выезжали на фронт.

В 1944 – 64 (с перерывами) балетную труппу возглавлял Л. М. Лавровский, Были поставлены: «Золушка» (Р. В, Захаров, 1945год), «Ромео и Джульетта» (Л. М. Лавровский, 1946 год), «Мирандолина» (В. И. Вайнонен, 1949 год), «Медный всадник» (Р. В. Захаров, 1949 год), «Красный мак» (Лавровский, 1949 год), «Шурале» (Л. В. Якобсона, 1955 год), «Лауренсия» (В. М. Чабукиани, 1956 год) и другие. Неодгократно обращался Большой театр и к возобновлению классики – «Жизель» (1944 год) и «Раймонда» (1945 год) в постановке Лавровского и др. в послевоенные годы гордостью сцены Большого театра стало искусство Г. С. Улановой, танцевальные образы которой покоряли своей лирико – психологической выразительностью. Выросло новое поколение артистов; среди них М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Л. И. Богомолова, Р. К. Карельская, Н. В. Тимофеева, Ю. Т. Жданов, Г. Т. Фарманянц, В. А. Левашов, Н. Б. Фадеечев, Я. Д. Сех, и другие.

В середине 1950 годах в постановках Большого театра стали ощутимы отрицательные последствия увлечения балетмейстеров односторонней драматизацией балетного спектакля (бытовизм, преобладание пантомимы, недооценка роли действенного танца), что особенно сказалось в спектаклях «Сказ о каменном цветке» Прокофьева (Лавровский,1954 год), «Гаяне» (Вайнонен, 1957 год), «»Спартак» (И. А. Моисеев, 1958 год).

Тттт Новый период начался с конца 50 – х годов. В репертуар театра были включены этапные для советского балетного спектакля Ю. Н. Григороча – «Каменный цветок» (1959 год) и «Легенда о любви» (1965 год). В постановке Большого театра расширился круг образов и идейно – нравственных проблем, возросла роль танцевального начала, более разнообразными стали формы драматургии, обогатилась хореографическая лексика, стали проводиться интересные поиски в воплощении современной темы. Это проявилось в постановках балетмейстеров: Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва – «Ванина Ванини» (1962 год) и «Геологи» («Героическая поэма»,1964 год) Каретникова; О.Г. Тарасовой и А. А. Лапаури – «Подпоручик Киже» на музыку С. Прокофьва (1963 год); К. Я Голейзовского – «Лейли и меджнун» Баласаняна (1964 год); Лавровского – «Паганини» на музыку Рахманинова (1960 год) и «Ночной город» на музыку «Чудесного

-26-

мандарина» Бартока (1961 года).

В 1961 году Большой театр получил новую сценическую площадку – Кремлёвский Дворец съездов, что способствовало более широкой деятельности балетной труппы. Наряду со зрелыми мастерами - Плисецкой, Стручковой, Тимофеевой, Фадеечевым и другими – ведущее положение заняла талантливая молодёжь, пришедшая в Большой театр на рубеже 50 – 60 годов: Е. С. Максимова, Н. И. Бессмернова, Н. И. Сорокина, Е. Л. Рябинкина, С. Д. Адырхаева, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. В. Владимиров, В. П. Тихонов и другие.

С 1964 года главный балетмейстер Большого театра – Юрий Николаевич Григорович, закрепивший и развивший прогрессивные тенденции в деятельности балетной труппы. Почти каждый новый спектакль Большого театра отмечен интересными творческими поисками. Они проявились в «Весне священной» (балетмейстеры Касаткина и Василёв, 1965 год), «Кармен – сюита» Бизе – Щедрин (балетмейстер Альберто Алонсо, 1967 год), «Асели» Власова (балетмейстер О. М. Виноградов, 1967 год), «Икаре» Слонимского (В. В. Васильев, 1971год), «Анне Карениной» Щедрина (балетмейстер М, М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов – Голованов, 1972 год), «Любовью за любовь» Хренникова (В. Боккадоро, 1976 год), «Чипполино» К. Хачатуряна (балетмейстер Г. Майоров, 1977), «Эти чарующие звуки…»на музыку Корелли, Торелли, Рамо, Моцарта (балетмейстер В. В. Васильев, 1978 год), «Гусарская балада» Хренникова (балетмейстер О. М, Виноградов и Д. А. Брянцев), «Чайка» Щедрина (М. М. Плисецкая, 1980 год), «Макбет» Молчанова (балетмейстер В. В. Васильев, 1980 год) и другие. Выдающееся значение в развитии советского балета приобрёл спектакль «Спартак» (балетмейстера Ю. Н. Григоровича,1968 года; Ленинская премия 1970 год). Григоровичем поставлены балеты на темы русской истории («Иван Грозный» на музыку Прокофьева в оранжировке М. И. Чулаки,1975 год) и современности («Ангара» Эшпая, 1976 год), синтезировавшее и обобщившие творческие поиски предшествующих периодов в развитии советского балета. Спектаклям Григоровича свойственны идейно – философская глубина, богатство хореографических форм и лексики, драматургическая целостность, широкое развитие действенного симфонического танца. В свете новых творческих принципов Григоровичем были осуществлены и постановки классического наследия: «Спящая красавица» (1963, и 1973 годы), «Щелкунчик» (1966 года), «Лебединое озеро» (1969 года). В них достигнуто более глубокое прочтение идейно – образных концепций музыки П. И. Чайковского («Щелкунчик» целиком поставлен заново, в других спектаклях сохранена основная хореография М. И. Петипа и Л. И. Иванова и в соответствии с нею решено художественное целое).

Балетными спектаклями Большого театра дирижировали Г. Н. Рождественский, А. М. Жюрайтис, А. А. Копылов, Ф. Ш. Рындин, Э. Г. Стенберг, А. Д. Гончаров, Б. А. Мессерер, В. Я. Левенталь и другие. Художник всех спектаклей , поставленных Григоровичем, - С. Б. Вирсаладзе. В балетной труппе (на 1 сентября 1980 года) 246 человек; в их числе – народных артистов СССР Н. И. Бессмертнова, Е, С. Максимова, М. М. Плисецкая, Н. В. Тимофеева, В. В. Васильев, М. Л. Лавровский, М. Э Лиепа; народные артисты РСФСР С. Д. Адырхаева, Н. И. Сорокина, Ю . К. Владимиров,

-27-

народный артист Северо –Осетинской АССР А. Г. Закалинский, заслуженный артист РСФСР Б. Б. Акимов, В. Л. Антонов, А. Ю. Богатырёв, М. М. Габович, Т. Н. Голикова, В. М. Гордеев, М. К. Леонова (Григорьева), Г. В. Козлова, В. С. Лагунов, Н. В. Павлова, Ю. В. Папко, С. Н. Радченко, Е. Л. Рябинкина, Л. И. Семеняка; заслуженные артисты УССР Н. Л. Семизорова, артисты И. С. Прокофьева, А. А. Михальченко, И. Н. Пяткина, В. В. Анисимов, Б. Е. Барановский, В. Н. Барыкин, Ю. Ю. Ветров, В. С. Ворохобко, В. И. Деревянко, А. Ю. Кондратов, А. Л. Лазарев, В. В. Романенко, М. Л. Цивин и другие. Балетмейстеры - репетиторы народная артистка СССР Г. С. Уланова, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, народные артисты РСФСР Р. К. Карельская, Г. Б. Ситников, В. Л. Никонов, заслуженный деятель искусств РСФСР Л. А. Поспехин, Н. Р. Симачёв. Педагоги балета – народный артист СССР А. М. Мессерер, народный артист РСФСР Ш. Х. Ягудин, заслуженный артист РСФСР М. Н. Самохвалова (Володина), Г. П. Петрова. Педагоги- репетиторы по работе с солистами – народная артистка СССР М. Т. Семёнова, Н. Б. Фадеечев, Народный артист РСФСР В. А. Левашов. Балетмейстеры производственной практики – заслуженная артистка РСФСР Т. П. Ветрова, заслуженная деятель искусств РСФСР Е. Г. Чикваидзе.

Искусство балета Большого театра выражает гуманистическую сущность и высоту художественной культуры. Оно оказывает влияние на творчество хореографов многих стран, восторженно принимается во всём мире. Балетная труппа Большого театра гастролировала по Советскому Союзу и за рубежом: в Австралии (1959, 1970, 1976 годах), Австрии (1959, 1973 годах), Аргентине (1978 году), АРЕ (1958, 1961годах), Великобритании (1956, 1960, 1963, 1965,1969, 1974 годах), Бельгии (1958, 1977 годах), Болгарии ( 1964 году), Бразилии 91978 году), Венгрии (1961, 1965, 1979 годах), ГДР (1954, 1955, 1956, 1958 годах), Греции (1963, 1977, 1979 годах), Дании (1960 году), Италии (1970, 1977 годах), Канаде (1959, 1972, 1979 годах), Кубе (1966 году), Китае (1959 году), Ливане (1971 году), Мексике (1961, 1973, 1974, 1976 годах), Монголии (1959 году), Польше (1949, 1960, 1980 годах), Румынии (1964 году), Сирии (1971 году), США

( 1959, 1962, 1963, 1966, 1968, 1973, 1974, 1975, 1979 годах), Тунисе (1976 году), Турции ( (1960 году), Филиппинах (1976 году), Финляндии (1957, 1958 годах), Франции (1954, , 1958, 1971, 1972, 1973, 1977, 1979 годах), Чехословакии (1959, 1975 годах), Швейцарии 1 (1964 году), Югославии (1965, 1979 годах), Японии (1957, 1961, 1970, 1973, 1975, 1978, 1980 годах).

В здании Большого театра отмечаются значительные события общественно – политической жизни, юбилеи выдающихся деятелей культуры прошлого. Здесь не раз выступал В. И. Ленин, происходили партийные съезды, торжественные заседания, посвященные празднованию годовщин Великой Октябрьской социалистической революции.