ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ТЕАТРА

Лекции по предмету

«История отечественного и зарубежного театра»

Составила доцент Кремер Людмила Михайловна

 

2003 год

 

 

На фоне белоснежных вершин Алатау обрамлённое тенистой зеленью двух скверов и сверкающими на солнце фонтанами возвышается в центре Алматы одно из самых величественных зданий – Казахский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени Абая.

Каждый вечер гостеприимно раскрываются двери театра, и сотни зрителей приходят на радостную встречу с музыкой, с прекрасным искусством оперы и балета.

К жителям же отдалённых городов и районов театр приходит сам. Его ежегодные гастрольные поездки по республике стали традицией. Они обычно охватывают многотысячную аудиторию. Это труженики сельского хозяйства, хлеборобы целинных просторов, металлурги Чимкента и Усть – Каменогорска (Оскамен), нефтяники Мангышлака (Мангыстау), рыбаки Урала и Каспия и шахтёры Караганды, строители, воины, рабочая и учащаяся молодёжь, школьники.

В сезоны же летних путешествий на залитой солнцем театральной площади в любое время дня вы можете увидеть автобусы «Интуриста» и оживлённые группы вооружённых фотоаппаратами зарубежных гостей, которым неутомимые гиды рассказывают историю нашей республики, нашего города, нашего театра.

История эта поистине удивительна!

Судите сами – Казахстан, немногим более полувека тому назад был бывший далёкой окраиной на карте Российской империи, сегодня, равный среди равных народов, стал цветущей республикой с высокоразвитой экономикой, промышленностью, наукой и культурой. А южная столица Казахстана – ещё недавно одноэтажная и провинциально – патриархальная Алматы, превратилась в современный, красивый и благоустроенный город, с концертными залами, дворцами культуры, театрами, из которых – оперный театр завоевал широкое признание.

Об этом убедительно говорят победы казахского оперного и балетного искусства на отечественных и зарубежных форумах: Мурат Мусабаев – лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов; Раушан Байсеитова – лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета; Алибек Днишев – лауреат Всесоюзного и международных конкурсов вокалистов в Цвиккау и в Рио – де – Жанейро; Гафиз Есимов – лауреат Всесоюзного конкурса и дипломант Международного конкурса вокалистов в Барселоне; Рамазан Бапов – лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне; Толепберген Абдрашев – дипломант Международного конкурса дирижёров «Фонда Герберта фон Караяна»; Евгений Исаков – лауреат Международного конкурса вокалистов в Цвиккау.

В каких же благодатных пластах национальной культуры искать нам корни казахской музыки, неповторимо самобытных мелодий, которые Максим Горький назвал в начале века богатым материалом для Моцартов, Бетховенов, Шопенов, Мусоргских и Григов будущего, казахского оперного искусства?

Это искусство родилось у истоков народной мудрости, у вечных родников народной поэзии, народного инструментального и песенного творчества..

Веками звучали над необъятной казахской степью струны домбры – неизменной спутницы народа в его радостях и печалях, звучали слова поэтических легенд и сказов.

-2-

Звучали тысячи песен – лирических, бытовых, обрядовых, исторических. «Мне чудится: вся казахская степь поёт»! – патетически воскликнул, услышав их, русский путешественник и исследователь Центральной Азии Григорий Потанин.

Жанровое и сюжетное многообразие казахских народных песен говорило не только о мелодическом даре их авторов, но и об их удивительной способности импровизировать, отзываться на любую тему, на самые разнообразные события жизни.

Первостепенная роль в развитии инструментально – песенного искусства принадлежала народным музыкантам, достигавшим в своём творчестве высот подлинного артистизма и виртуозного мастерства. Большинство из них были одновременно и поэтами, и композиторами, и певцами, и домбристами.

Благодарная память поколений хранит имена самородков – Курмангазы Сагырбаева, Даулеткерея Шигаева, Таттимбета, Биржана Кожагулова, Жаяу Мусы Байжанова, Ахана – серэ Карамсина.

Современник Курмангазы – народного композитора середины прошлого века, автора программных пьес для домбры – кюев, журналист Николай Савичев писал о нём на страницах газеты «Уральские войсковые ведомости»: «Я назвал бы его игру вольной песнью жаворонка или соловья, но это сравнение слишком узко. Сагырбаев – редкая музыкальная душа и, получи он музыкальное образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины».

Исполнение многих обрядовых песен включало обязательные элементы театрального действия. Ярко выраженный зрелищный характер имели также и айтысы – традиционные соревнования акынов – певцов – импровизаторов. Они часто служили своеобразной общественной трибуной, которую наиболее смелые их участники использовали для обличения царившего вокруг произвола и бесправия.

Более двух тысяч народных песен дошло до наших дней в нотных записях благодаря русскому музыканту и этнографу Александру Затаевичу.

Познакомившись с трудом этого увлечённого собирателя казахского фольклора, Ромен Ролан писал ему: «Я, как и Вы, был поражён этим цветением прекрасных и здоровых мелодий, которые украшают степь. Я так же был удивлён тем, что они перестали быть для меня далёкими. Я нахожу их как бы то ни было родственными нашей европейской музыкальной флоре, если не той, какою она является ныне, то той, каковою она была, пока учёная музыка не заглушила в ней элемент народности».

Записанные Александром Затаевичем мелодии и сегодня звучат во многих оперных произведениях композиторов Казахстана.

Свою работу Александр Затаевич завещал поколениям казахских музыкантов: «Храните же, изучайте и приумножайте Ваши национальные духовные богатства, развивайте и украшайте их достижениями высшей общечеловеческой культуры, к которой стремитесь, и да возрастёт из народных недр обновлённая и расцветшая казахская национальная культура».

И ещё – родоначальником казахской музыки старинное предание называет легендарного Коркута. В надежде обрести бессмертие в единстве с природой Коркут

 

- 3-

уходит от людей в степи, в леса, в горы. Но, увы, и здесь всё не вечно. И здесь всё тленно. Солнце сжигало своими огненными лучами травы, подточенные годами рушатся от ветхости некогда могучие деревья. Даже камни время не щадит и рассыпает их в прах.

Устав от бесплодного созерцания, Коркут выдолбил из куска дерева кобыз, коснулся смычком его струн и, услышав рождённую ими мелодию, наконец, понял, что истинное бессмертие человека лишь в его добрых свершениях, в его творчестве.

Кого же с чувством глубокой признательности мы можем назвать в числе основоположников национального оперного искусства? Кто пятьдесят лет тому назад стоял у его колыбели?

Это была группа энтузиастов, увлечённых идеей театра и во имя этой идеи сумевших преодолеть неимоверные трудности, совершить беспримерный подвиг.

Вот имена: народная артистка СССР, певица Куляш Байсеитова, народные артисты Казахской ССР – режиссёр Жумат Шанин, певец и режиссёр, впоследствии профессор, заведующий кафедрой оперной подготовки Алма – Атинской государственной консерватории имени Курмангазы Курманбек Джандарбеков, певец, режиссёр и драматург Канабек Байсеитов, танцовщица Шара Жиенкулова, певец Манарбек Ержанов, художник, заслуженный деятель искусств республики Анатолий Ненашев, получивший в 1938 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, писатели – академики АН Казахской ССР Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов и Сабит Муканов, Беимбет Майлин, композитор, народный артист Казахской ССР Евгений Брусиловский.

По свидетельству современников, первое место в плеяде артистов принадлежало Куляш Байсеитовой.

«Я должна сознаться, что изумительный облик этой молодой певицы, - писала о ней солистка Большого театра народная артистка СССР Валерия Барсова, - произвёл на меня потрясающее впечатление. Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы её сравнить, до такой степени индивидуален и своеобразен высокий, лёгкий и прозрачный голос казахской певицы. Серебристый тембр этого голоса, действительно, напоминает пение птицы, и Куляш Байсеитова подлинная гордость не только казахского народа, но и всего нашего советского искусства».

Сегодня нашему театру исполнилось шестьдесят восемь лет. Он прошёл нелёгкий и славный путь становления, поисков, утверждения.

13 января 1934 года – это его день рождения. Он был отмечен постановкой музыкальной комедии по пьесе Мухтара Ауэзова «Айман – Шолпан», поставленной силами музыкальной студии, созданной по решению коллегии Народного Комиссариата просвещения от 29 сентября 1933 года.

В этом решении говорилось: «Организовать в Алма – Ате государственную музыкальную студию – основу казахского музыкального театра оперы и балета в будущем, в составе пятьдесят человек актёров – студийцев, двадцать человек симфонического оркестра и двенадцать человек национального оркестра в составе инструментов: кобыз, домбра, сыбызгы… Поручить музыкальной студии немедленно

 

 

-4-

приступить к организации первой постановки музыкальной пьесы «Айман – Шолпан»…Оркестровку этой пьесы организовать на базе широкого и всестороннего использования существующих казахских классических мелодий».

В новообразованную студию перешла группа актёров казахского драматического театра – Куляш и Канабек Байсеитовы, Курманбек Джандарбеков, Елюбай Умурзаков, Сералы Кожамкулов, Калибек Куанышпаев, Манарбек Ержанов, Шара Жиенкулова и другие. В студию пришёл молодой художник Анатолий Ненашев. За дирежёрский пульт встал трубач Фёдор Кузьмич. Многим из них было суждено стать корифеями будущего профессионального оперного театра.

«Трудно описать, каких усилий и труда, каких невероятных затрат энергии стоили нам

первые спектакли, - вспоминает в своей книге «На всю жизнь» Канабек Байсеитов. – Выступали каждый день, без перерыва, без отдыха. До 15 мая мы поставили «Айман – Шолпан» сто раз. Вряд ли был ещё спектакль в то время, который за такой короткий срок выдержал бы столько постановок. В городе повсюду только и говорили, что о спектакле «Айман – Шолпан». Днём ли, ночью ли, в магазине, в общественном транспорте, в разных концах города люди обсуждали содержание пьесы, или спорили об игре артистов, или распевали песни из этого спектакля. Куляш, исполнявшая роль Айман, показала неисчерпаемые возможности своего голоса, большие музыкальные способности, неожиданно для всех раскрывшись новой гранью данного ей природой таланта. В первую музыкальную роль Куляш вложила всю свою страсть, вдохновение и актёрское мастерство. В этом образе проявились её удивительный артистизм и музыкальность, дополняя друг друга и гармонично сочетаясь, они слились воедино. Именно с роли Айман Куляш начала расти как певица, и нашла своё место в искусстве и в жизни».

Музыка к спектаклю «Айман – Шолпан была написана на основе казахских народных песен композиторами – заслуженным деятелем искусств Казахской ССР Сергеем Шабельским и Иваном Коцыком.

Через четыре дня после премьеры студия была переименована в Казахский государственный музыкальный театр.

Так открылась первая страница в его истории.

Прошло менее полугода, и на сцене театра состоялась премьера второго музыкального спектакля по пьесе Беимбета Майлина «Шуга». Она была посвящена первому казахстанскому слёту деятелей народного искусства. В своём постановлении Президиум Казахского Центрального Исполнительного Комитета отмечал: «Слёт деятелей народного искусства Казахстана показал огромную мощь и потенциальные возможности казахского народного творчества, являющиеся основой для дальнейшего всестороннего развития национального по форме и социалистического по содержанию искусства казахских трудящихся масс».

Окрылённый успехом «Айман – Шолпан» и «Шуги», театр приступил к постановке оперы Евгения Брусиловского «Кыз – Жибек».

Творчество народного артиста Казахской ССР, лауреата Государственных премий СССР и Казахской ССР, автора девяти опер и одного балета – Евгения Брусиловского

 

-5-

неразрывно связано с развитием казахского национального оперного искусства, профессиональной музыкальной культуры республики.

В основу оперы «Кыз – Жибек» композитором и автором либретто – писателем Габитом Мусреповым положена одна из самых поэтичных народных легенд.

В работе над этим спектаклем выросла и возмужала труппа молодого театра, ярко раскрылись во всей своей красоте драгоценный певческий талант Куляш Байсеитовой, её сценическое обаяние.

Вот несколько строк из воспоминаний участника спектакля Курманбека Джандарбекова: «Имя «Кыз – Жибек» означает в переводе «Шелковая девушка». Куляш Байсеитова, исполнявшая эту роль, вполне оправдала это поэтическое сравнение. Она придала образу исключительное изящество, лиризм. Голос Куляш звучал легко и звонко, выявляя всю прелесть народных мелодий».

Благодаря таланту Куляш лирико – драматическая опера – поэма о трагической судьбе красавицы Жибек, тщетно боровшейся за своё счастье, наполнилось жизненной правдой, глубоким внутренним содержанием.

Спектаклю «Кыз – Жибек» выпала счастливая судьба. Он первым прозвучал на Декаде казахского искусства в Москве, первым приобщил столичных жителей к национальной музыке, поэзии, танцам.

17 мая 1936 года в Большом Театре торжественно открылась декада казахского искусства оперой Евгения Брусиловского «Кыз – Жибек».

Декада превратилась в ликующий праздник дружбы. Это был акт восторженного признания молодого национального искусства. Вся страна вдруг открыла неведомые ей ранее несметные запасы творческих созидательных сил казахского народа, его бесценные духовные богатства.

Общие впечатления зрителей от встреч с казахскими артистами выразил поэт Демьян Бедный: «Я с напряжённым волнением смотрел волшебное зрелище, каким мне представился спектакль молодого казахского театра. Актёры так даровиты, чудесная певица Куляш Байсеитова так чарующе трогательна в созданном ею образе. Я не нахожу слов для выражения моей радости. Радость эта проистекает из моего убеждения, что в недалёком будущем мы увидим казахское искусство в первых рядах искусства народов нашего счастливого, создающего новую социалистическую культуру, великого Союза».

В сентябре 1936 года за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства Куляш Байсеитова была удостоена высокого, впервые утверждённого в нашей стране, звания народной артистки СССР.

Первый период формирования театра завершился постановкой оперы Евгения Брусиловского «Ер – Таргын». Это был в буквальном смысле слова оперный спектакль, без разговорных диалогов, целиком построенный только на музыке и вокале, с соблюдением всех принципов музыкальной драматургии.

Совокупность всех этих качеств и определила его значение в истории национального оперного искусства.

 

 

-6-

В апреле 1937 году театр приехал на гастроли в Ленинград. Теперь он уже назывался Казахским государственным театром оперы и балета. На афишах значились три оперы Евгения Брусиловского – «Ер – Таргын», «Кыз – Жибек» и «Жалбыр».

В дни гастролей «Ленинградская правда» напечатала стихи девяностолетнего акына Джамбула Джабаева – «Привет из Казахстана»:

Вокруг меня степи в весеннем наряде.

А сердце и мысли мои в Ленинграде,

Где песни степей вдохновенно поёт

Устами певцов возрождённый народ.

Где наше искусство волнует со сцены

Красой Кыз – Жибек и огнём Тулегена,

Геройством Таргына, гореньем души

Прекрасной казашки – родной Хадиши.

Желаю, чтоб чище ручьёв прозвенели

Куляш соловьиные нежные трели,

Чтоб песня на битву за счастье вела

Чтоб дружба народов росла и цвела.

Джамбул Ленинграду желает побед

И шлёт от горячего сердца привет.

Ленинградские гастроли, как и московские, прошли триумфально. Классическим стал отзыв о них Алексея Толстого: «Передо мной и театр, и что – то большее, чем театр. Раскрываются глаза. Доверчиво, с благодарностью, с восторгом. Раскрывается то, с чем мы воспринимаем подлинно редкое, золотое искусство. Движения актёров, их пляски, их мимика – с неизъяснимой грацией какой – то вековой гордости. Веришь, веришь. Здесь присутствует красота, здесь сила и молодость убеждения, здесь то, что города Европы давно растратили и растеряли, о чём так тоскуют лучшие люди – об этой золотой, юной, кипящей крови искусства. Это ответ всему по ту сторону СССР лежащему миру о решении задачи человеческого счастья. Это наша национальная гордость».

На сцене молодого казахского музыкального театра параллельно с оперным искусством развивалось и национальное балетное искусство.

Уже в первых оперных постановках вставные танцевальные номера, такие, как «Каражорга», «Коян – Би», «Келиншек», «Ак – Суек», «Таттимбет», «Айжан – кыз», «Шашу» и другие, завоевали право на жизнь, стали полноценными компонентами спектаклей.

Эти театрализованные танцы и танцевальные сцены создавались на основе старинных плясок, отображавших характерные особенности народного быта, обычаев, ритуалов.

Открывшееся в Алма – Ате хореографическое училище, руководителем которого за долгие годы стал воспитанник и убеждённый приверженец русской балетной школы народный артист Казахской ССР Александр Владимирович Селезнёв, обеспечило театру постоянный приток молодых сил.

 

-7-

Год 1938 мы можем считать годом казахской Терпсихоры, годом первого казахского балета «Калкаман и Мамыр». Газета «Социалистическая Алма – Ата» откликнулась на это радостное событие приподнятой, оптимистической рецензией: «Балет «Калкаман и Мамыр» - крупная серьёзная победа композитора Василия Великанова и либреттиста Мухтара Ауэзова, победа балетмейстера заслуженного артиста РСФСР Леонида Жукова и первой танцовщицы казахского балета народной артистки Шары Жиенкуловой. Это победа всего коллектива, который в этом спектакле показал свою волю и стремление к овладению сложной танцевальной техникой танца».

В числе первых балетных постановок тех лет – «Коппелия» Делиба, «Конёк – Горбунок» Цезаря Пуньи, «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Весна» Надирова, «Лауренсия» Крейна, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева.

Создание этих спектаклей – заслуга балетмейстеров Александра Александрова, Леонида Жукова, заслуженного артиста Казахской ССР Юрия Ковалёва, заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Чекрыгина, солистов балета – заслуженных артистов республики Екатерины Лифановой, Зои Плужниковой, Камыш Карабалиновой, Нурсулу Тапаловой, Алмаса Бекбасынова и других.

Прошло четыре года после ленинградских гастролей, и окружённый кольцом блокады город – герой вновь услышал строки стихов Джамбула:

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

В годы Великой Отечественной войны коллектив театра вносил свой посильный вклад в общее дело борьбы с врагом.

Ты Многие работники театра доблестно сражались в рядах Советской Армии. В числе легендарных двадцати восьми гвардейцев – панфиловцев смертью храбрых пал художник – бутафор Николай Максимов.

Голоса казахских певцов звучали в землянках и на передовой. Их песни согревали солдатские сердца, шли с бойцами по фронтовым дорогам.

Традиционными стали в те дни так называемые «ночные концерты». Они привлекали обычно большое количество зрителей. В музее театра хранится уникальная афиша одного из этих концертов, сбор с которого поступил на сооружение танковой колонны «Искусство Казахстана».

Б В первый год войны было завершено строительство здания театра по проекту Николая Простакова и Тулеу Басенова.

Вопреки бедам и лишениям военного времени театр продолжал жить насыщенной, полнокровной жизнью. Он первым среди всех музыкальных театров страны поставил оперу на военно – патриотическую тему. Это была опера Евгения Брусиловского на либреттот Габита Мусрепова «Гвардия, алга!»

Премьера состоялась в 1942 году, в канун XXV годовщины Октября. Спектакль завершался боевой песней гвардейцев – панфиловцев. Торжественной клятвой звучали её слова: «Мы, как поток, обрушимся на врага и с победой вернёмся домой!»

-8-

За пять военных сезонов театр осуществил постановки таких масштабных полотен, как «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Иван Сусанин» Михаила Глинки,

« «Мазепа» Петра Ильича Чайковского, «Отелло» Джузеппе Верди. Глубокий след в его творческой жизни оставили также «Жизель» Адана, «Чио – Чио – сан» Пуччини, «Даиси» Захария Палиашвили. Каждый из этих спектаклей примечателен.

Особое место в летописях театра принадлежит опере «Абай». Она посвящена родоначальнику письменной казахской литературы, великому поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву. Чрезвычайно широк был круг знаний и интересов Абая. Он хорошо был знаком с сочинениями древних философов – Сократа, Платона, Аристотеля, с произведениями Белинского, Салтыкова – Щедрина, переводил поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи Абая заучивались наизусть, передавались из уст в уста. Многие из них поэт положил на музыку. Проникнутое глубокой верой в светлое будущее своего народа поэтическое и музыкальное наследие Абая Кунанбаева вошло в сокровищницу многонациональной культуры страны.

Либретто оперы принадлежит перу выдающегося казахского писателя и учёного, основоположника абаеведения Мухтара Ауэзова – автора романа – эпопеи «Путь Абая». В нём нашла своё художественное, необычайно масштабное отображение жизнь казахского общества второй половины XIX века, со всеми её противоречиями, с феодально – родовой и классовой борьбой. Тема поэта – «духовного ока», наставника и защитника обездоленных и тема народа – истинного творца национальной культуры, освещённые с поэзией социалистического реализма, обогатили всю советскую литературу.

Опера «Абай» написана старейшими композиторами республики Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди. Деятельность академика АН Казахской ССР, доктора искусствоведения, профессора, народного артиста республики, композитора, дирижёра, педагога и публициста Ахмета Жубанова составила эпоху в культурной жизни Казахстана.

Используя мелодии Абая, сочетая их со своей оригинальной музыкой, композиторы создали произведение, положившее начало казахской оперной классики.

В 1945 году – в год столетия со дня рождения Абая, театру было присвоено его имя.

Постановка балета Адана «Жизель» связана с именем великой советской балерины – народной артистки СССР и Казахской ССР Галины Улановой. Спектакль был поставлен ею совместно с дирижёром – народным артистом Казахской ССР Владимиром Пирадовым.

Спустя много лет она писала: «В годы Великой Отечественной войны я танцевала на сцене Театра оперы и балета имени Абая. До сих пор я прекрасно помню искристые и поэтичные танцы казахского народа и внимательно слежу за развитием хореографического искусства вашей республики».

Достопримечательность опер «Чио – Чио – сан» и «Даиси» заключалось в том, что оба эти спектакля, а вслед за ними и «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, впервые в истории мирового оперного искусства прозвучали на казахском языке в переводе поэта Нигмета Баймухамедова.

-9-

Послевоенное десятилетие вошло в историю театра как период его стремительного роста. Он блестяще начался сценическим претворением жемчужины казахской музыки – оперы народного артиста СССР Мукана Тулебаева «Биржан и Сара». Автор либретто – писатель, заслуженный деятель науки Казахской ССР Кажим Джумалиев использовал два подлинных события: айтыс – соревнование в мастерстве поэтической и певческой импровизации между известным народным поэтом Биржаном Кожагуловым и талантливой поэтессой Сарой и чреватое губительными последствиями драматическое столкновение свободолюбивого певца со степным феодалом, волостным управителем Жанботой. Конфликт оперы построен на переплетении двух сюжетных линий: лирико – драматической и социальной. Мотивы борьбы за свободу творческой личности, за право на любовь и счастье перекликаются с мотивами общественно – обличительного характера, финал оперы трагичен. Биржан погибает. Но остаются вечно живыми его вдохновенные песни, проникнутые горячей любовью к народу и мечтами о его светлом будущем. В 1949 году Мукану Тулебаеву, режиссёру – постановщику спектакля Курманбеку Джандарбекову, художнику Анатолию Ненашеву и исполнителям главных партий – народной артистке СССР Куляш Байсеитовой и народным артистам республики Шабал Бейсековой, Анварбеку Умбетбаеву и Байгали Досымжанову были присуждены Государственные премии СССР. Спектакль «Биржан и Сара» стал центром внимания музыкальной общественности страны во время второй Декады казахского искусства в Москве в декабре 1958 года. Обращаясь к москвичам, Мукан Тулебаев писал: «В опере «Биржан и Сара» я стремился передать благородные романтические чувства героев, высокие патриотические мечты народа. Многообразие казахских песен то задумчиво – грустных, то ликующе – радостных, то спокойных и светлых, то гневных и драматических – служило мне серьёзным подспорьем при создании оперы. Народное творчество – неиссякаемый источник вдохновения для каждого из нас. В нём мы черпаем силы, без него нельзя стать выразителем дум и чаяний нашего современника». После показа «Биржана и Сары» на сцене Большого театра газета «Правда» в статье «Талантливая опера, яркий спектакль» писала: «Счастливая мысль создать оперу о народном певце, воспевавшем правду и красоту! Казахский народ чтит память поэта и певца Биржана Кожагулова… Композитор Мукан Тулебаев почувствовал в себе силу стать наследником Биржана: войдя в высоко поэтическую атмосферу его мелодий, проникнув в сущность его стихов, он сумел создать полное национальное обаяние оперное произведение».

Во всеоружии мастерства и опыта предстала на Декаде и балетная труппа театра, показавшая спектакли «Бахчисарайский фонтан» Асафьего и «Дорогой дружбы» Тлендиева, Степанова и Манаева. В рецензии «Искусство благоухающей свежести», опубликованной в газете «Известия», выдающаяся советская балерина народная артистка СССР Ольга Лепешинская дала объективно высокую оценку этим двум постановкам: «Казахский балет действительно очень молод и годами своей жизни, и тем беспокойным духом исканий, которым овеяны его работы, и дерзостным вызовом трудностям. Ведь каких – нибудь сорок лет назад казахский народ не имел своего национального танца. А

 

-10-

сейчас на Декаде казахского искусства и литературы мы с восхищением, радостью и удивлением видим, как казахские артисты берутся и успешно решают самые сложные задачи балетного театра».

В день закрытия декады на страницах «Литературной газеты» с большой итоговой статьёй «Заря вдохновения» выступил Мухтар Ауэзов. «Две декады казахского искусства и литературы – 1936 года и нынешняя, - писал он, - представляются мне важными этапами в нашей национальной истории, в истории нашей духовной культуры. Первая декада – это было начало, уже тогда мы взяли определённо вершину. Вторая декада – взлёт, колоссальный подъём искусства и литературы казахского народа. Пик сегодняшних наших достижений несравненно более высок, чем раньше. Широк и радостен фронт искусства и литературы. Он позволяет смело сказать, что наш народ, наша культура переживает свой золотой век».

Для периода, о котором идёт речь, характерно интенсивное освоение театром русской и зарубежной оперной и балетной классики, произведений братских республик, и, конечно же, как мы видим, расширение национального репертуара. На основах русской реалистической школы, обогащая её сплавом национальных традиций, коллектив успешно решает постановки лучших образцов мировой классики. На сцене театра идут «Руслан и Людмила» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама», «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского, «Снегурочка», «Майская ночь»

Римского – Корсакого, «Демон» Рубенштейна, «Гугеноты» Мейербера, «Лакме» и «Коппелия» Делиба, «Трубадур» Верди, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Проданная невеста» Сметаны, «Виндзорские проказницы» Николаи, «Дон Паскуале» Доницетти, «Медный всадник» Глиэра.

Идя в ногу со временем театр ставит спектакли на современные темы. Это: «Семья Тараса» Кабалевского, «Молодая гвардия» Мейтуса. «Судьба человека» Джержинского, балет «Берег счастья» Спадавеккиа. Из национальных опер «Дударай» Евгения Брусиловского на либретто Айтпая Хангельдина. Многократное возвращение театра к этому спектаклю о подлинных человеческих судьбах, о расцветшей в трудовых буднях рыбацкого посёлка любви русской девушки Марии к казахскому джигиту Думану, о закалённой в революционной борьбе дружбе русского и казахского народов оправдано актуальностью его содержания.

Высокий уровень музыкального, режиссёрского, балетмейстерского, художественного решения спектаклей, их вокально – сценического исполнения был обусловлен солидным творческим потенциалом всей труппы. В её составе выделялись своим дарованием дирижёры – народные артисты Казахской ССР Газиз Дугашев, Нургиса Тлендиев, Фуат Мансуров, Тургут Османов, заслуженные деятели искусств республики – режиссёр Юрий Рутковский, балетмейстер Даурен Абиров, художники Владимир Колоденко, Кулахмет Ходжиков и Владимир Семизоров, солисты оперы и балета – народные артисты Казахской ССР – Сергали Абжанов, Урия Тутдукулова, Гарифулла Курмангалиев, Муслим Абдулин, Каукен Кенжетаев, Евгений Иванов, Антонина Круглыхина, Нина Куклина, Александр Казакевич, Зиновий Колтон,

 

-11-

Надежда Самышина, Эра Епонешникова, Сара Кушербаева, Булат Аюханов, Инесса Манская, заслуженные артисты республики Рахима и Абитай Мусабековы, Виталий Орленин, Маргарита Худовердова, Борис Бухаров, Юрий Якунин, Ольга Симонова, Виктор Харитонов, Мария Черкашина, Гайни Акжанов, Наталья Викентьева, Леонид Таганов, Ракуль Тажиева, Абдуахим Асылмуратов, Анварбек Джалилов, Сания Тулусанова, заслуженный артист Бурятской АССР Дмитрий Кириченко.

Так через годы мы пришли в день сегодняшний. Анализируя прошлое и настоящее театра, мы можем сделать вывод, что он всегда обладал неутомимостью в поисках, смелостью в дерзаниях, последовательностью в своей репертуарной политике. Всё чаще и чаще на афишах нашего театра можно прочесть многообещающую строчку – «Первая постановка в СССР». С этим лаконичным комментарием увидели свет рампы опера английского композитора XVII века Генри Пёрселла «Дидона и Эней», драматическая оратория «Жанна д’Арк на костре», балет «Мужчина и женщина» Артура Онеггера, и балет Игоря Стравинского «Игра в карты». Таким образом, со всей очевидностью выявляется новое для театра направление, а именно – обращение к оперным и балетным произведениям, ранее не шедшим на советской сцене.

Лицо любого театра – это его спектакли. Они создают ему имя, популярность, завоёвывают симпатии зрителей. Свидетельством непрестанного роста национальной композиторской школы, объединяющей разные музыкальные жанры и стили, стали оперы «Алпамыс» народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР, профессора Еркегали Рахмадиева и «Енлик – Кебек» народной артистки СССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР и премии Ленинского комсомола Казахстана, профессора Газизы Жубановой, «Садыр – палван» народного артиста Казахской ССР, лауреата Государственной премии СССР, профессора Куддуса Кужамьярова, «Жумбак – кыз» народного артиста Казахской ССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР Сыдыка Мухамеджанова, «Голый король» заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, профессора Анатолия Бычкова, балеты «Фрески» заслуженного деятеля искусств республики, лауреата премии Ленинского комсомола Казахстана Тимура Мынбаева и «Аксак кулан» Алмаса Серкебаева.

Балет «Фрески». Музыка балета современна по манере письма и в то же время в ней ясно ощутима национальная природа языка. Либретто балета построено его автором Заурбеком Райбаевым на основе поэмы Олжаса Сулейменова «Глиняная книга». И это придаёт спектаклю, внешне впечатляюще зрелищному и оригинальному по своему пластическому рисунку, глубокое философское содержание…Прошли столетия. Исчезла с лица земли память о Джучи – хане, сыне повелителя монгольских полчищ Чингиза. Но и по сей день жива мудрая, глубоко поэтичная легенда о раненном стрелой старом кулане, о бесстрашном и смелом акыне Кербуге, о залитой свинцом домбре, о девушке Баршагуль, любовь которой вернула жизнь её смолкнувшим струнам.

В балете Алмаса Серкебаева «Аксак кулан» («Хромой кулан») ожили образы древней легенды. Композитор и автор либретто заслуженный артист Казахской ССР Тургаш Ибраев создали произведение, этапное в истории национальной хореографии. Драматургическая насыщенность балета – тема нашествия и тема непокорённого

-12-

народа, тема трагического возмездия и победившей любви – раскрыты в музыке с подлинным мастерством, рельефно, ярко, убедительно.

Что же касается рок – балета Алмаса Серкебаева «Брат мой, Маугли», либретто Дюсенбека Накипова по мотивам «Книги джунглей» Редьярда Киплинга, балетмейстер Минтай Тлеубаев. То постановка этого произведения вполне отвечает стремлению театра к смелым экспериментам, к жанровому обновлению репертуара.

Нельзя не подчеркнуть ещё одно качество театра – присущее ему чувство высокой гражданственности, способность всегда быть на гребне времени, живо откликаться на все важнейшие события в жизни страны. Примеров этому множество.

В феврале 1964 года – в год 10 – летия освоения целины – «Казахстанская правда» писала: «В музыкально – театральной жизни нашей республики произошло знаменательное событие. На сцене Казахского академического театра оперы и балета имени Абая осуществлена постановка новой оперы Евгения Брусиловского «Наследники». 100 – летие со дня рождения В. И. Ленина театр встретил постановкой оперы народного артиста Украинской ССР Юлия Мейтуса «Братья Ульяновы». 20 – летие целины нашло своё отражение в первой казахской лирико – комической опере Садыха Мухамеджанова «Айсулу». 60 – летию Великой Октябрьской социалистической революции заслуженный деятель искусств Казахской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана композитор Мансур Сагатов посвятил балет «Алия». 60 – летие Казахской ССР и Компартии Казахстана театр отметил премьерой оперы Еркегали Рахмадиева «Песнь о целине». В канун 40 – летия победы под Москвой алмаатинцы услышали оперу Газизы Жубанолвой «Двадцать восемь», посвящённую подвигу гвардейцев – панфиловцев. Спектакль исполняется на четырёх языках (случай беспрецедентный) – русском, казахском, украинском и киргизском. Под названием «Москва за нами» опера поставлена на сцене Московского музыкального театра имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и В. И. Немировича – Данченко. «Князь Игорь» Бородина и «Оптимистическая трагедия» Холминова вошли в репертуар театра в связи с двумя юбилеями: 250 – летнем добровольного присоединения Казахстана к России и 60 – летием образования СССР.

Летом 1981 года опера Бородина «Князь Игорь» прозвучала в «живых декорациях», на площади Ярославского историко – архитектурного музея – заповедника, бывшего Спасо – Преображенского монастыря, в котором был обнаружен замечательный памятник древней русской поэзии «Слово о полку Игореве».

К своему 50 – летнему юбилею театр поставил оперу Римского – Корсакова «Царская невеста» и возобновил два спектакля из заветного золотого фонда. Это всё те же бесконечно дорогие нам оперы «Биржан и Сара» и «Кыз – Жибек».

Коллектив Казахского оперного театра связан большой дружбой с коллективом Большого театра Союза ССР. Основы этой дружбы были заложены в 1936 году, в дни первой Декады казахского искусства в Москве. Большой театр - символ величия и расцвета советской музыкальной культуры, глашатай искусства – прогрессивного, гуманного, насыщенного новым содержанием, построенного на новых эстетических принципах. Неоценим его вклад в развитие оперного и балетного искусства.

-13-

На его опыте учатся, совершенствуют своё исполнительское мастерство все национальные театры страны.

Благотворно повлияло на творческую жизнь нашего театра пребывание в Алма – Ате в годы Великой Отечественной войны ведущих солистов Большого театра. Одним из постановщиков оперы «Руслан и Людмила» на нашей сцене был художник Большого театра Василий Лужецкий. Балет «Бахчисарайский фонтан» и «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» были поставлены народным артистом СССР и Казахской ССР, профессором Ростиславом Захаровым и заслуженным артистом РСФСР Василием Вайноненом. В течение двух сезонов должность главного режиссёра нашего театра занимал режиссёр Большого театра заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Домбровский. Постановку оперы Газизы Жубановой «Двадцать восемь» осуществил дирижёр Большого театра, воспитанник Алма – Атинской консерватории, народный артист Казахской ССР и Татарской АССР, профессор Фуат Мансуров. В труппе Большого театра проходила стажировку наша певица Рахима Жубатурова. И, наконец, апофеозом дружбы и братства стали обменные гастроли 1978 года – спектакли Большого театра в Алма – Ате и наши ответные выступления на прославленной московской сцене.

К новым постановкам были привлечены режиссёры – народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, лауреат Государственной премии Чехословакии имени К. Готвальда Георгий Ансимов, заслуженный деятель искусств Украинской ССР Владимир Бегма, главный режиссёр Челябинского театра оперы и балета Георгий Миллер, балетмейстеры – профессор Пётр Гусев, народные артисты СССР Наталья Дудинская и Константин Сергеев, художники – главный художник Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, народный художник РСФСР Иван Севастьянов, московский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный артист Казахской ССР Милий Виноградов, заслуженный художник Украинской ССР Владимир Арефьев. Весомый вклад в расширение репертуара театра внёс заслуженный деятель искусств Казахской ССР Борис Рябикин. Театр украшают и находятся в отличной творческой форме признанные мастера оперного и балетного искусства – народные артисты СССР Ришат Абдулин, Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Бибигуль Тулегенова, Рамазан Бапов, народные артисты Казахской ССР Мурат Мусабаев, Нариман Каражигитов, Василий Яковенко, Бахыт Ашимова, Евгений Исаков, Шора Умбеталиев, Раушан Байсеитова, Зарема Кастеева.

У каждого из этих артистов яркая театральная биография.

В труппе постоянно происходит процесс омоложения, смена и преемственность поколений – явление закономерное в нём залог жизнеспособности театра, его творческого тонуса. Уверенно приняла эстафету традиций театра – народные артисты Казахской ССР Рахима Жубатурова, Алибек Днишев, Хорлан Калиламбекова. Высокую художественную ценность создали заслуженные артисты Казахской ССР Тохтар Адетбекова, Алма Оспанова, Кенес Бейсалиев, Нина Радченко, Людмила Осланова, Гафиз Есимов, Курманбек Мурзабеков, Бахыт Кошмухамбетов, Эдуард Мальбеков, Майра Кадырова, Бауржан Ешмухамбетов, Фируза Жулимбетова, Лора Мажикеева.

 

-14-

В 1964 году рядом с именем Гарифуллы Курмангалиева на театральных афишах появилось имя его дочери Сауле Курмангалиевой. Унаследовав от отца любовь к театру, верность традициям, она достойно продолжает дело всей его жизни.

Плодотворно, с полной отдачей всей своей творческой энергии работают подлинные труженики театра дирижёр Раиса Садыкова, балетмейстер заслуженный деятель искусств Казахской ССР Минтай Тлеубаев, хормейстер заслуженная артистка Казахской ССР Ляйля Айдарбекова, солисты оперной и балетной трупп – Майра Айманова, Рида Свисткова, Артур Амонов, Мансия Каракулова, Кайрат Мажикеев, Мариямгуль Тулегенова, Султан Байсултанов, Гульжан Туткибаева, Гульнара Алиева, Ербол Асылгазинов, Дмитрий Тубольцев, Алла Бураканова, Лейла Акылбекова, Эрий Торопов.

Постоянно солисты театра выезжали в зарубежные поездки. Посланцев Казахстана приветствовали все европейские столицы, зрители США, Канады, Бразилии, Кубы, Японии, Китая, Алжира, Египта, Индии, Анголы, Вьетнама, Индонезии, Сирии, Ливана, Монголии.

В свою очередь на алма – атинской сцене блистали своим мастерством перуанская певица Имма Суммак,солистка «Метрополитеноперы» Элинор Росс, прима – балерина театра «Ла Скала» Лилиан Кози, солистка будапештского оперного театра Зенаида Палли, Жолт Бенде и Дьердь Раднаи, примадонна Каирской оперы Набила Эриан, артистка Стамбульского театра Йылдыз Тумбул, югославская балетная пара Иванка Лукатели, и Радомир Вучич, солист Пражского театра Франтишек Ливора, представители болгарской оперы – Петя Иванова, Мати Пинкас, Радка Гаева, солистка Варшавской оперы Уршуля Травиньска и другие.

В 1985 году административное и художественное руководство театра осуществляет директор театра народный артист Казахской ССР, профессор

Б. А. Жаманбаев, его первый заместитель народный артист Казахской ССР Василий Яковенко, главный дирижёр, заслуженный деятель искусств Казахской ССР и Башкирской АССР Валерий Руттер, хорошо известный в музыкальных кругах страны своей эрудицией и глубоким прочтением оперных партитур, первый интерпретатор многих оперных и симфонических произведений советских композиторов, главный балетмейстер народный артист республики Заурбек Райбаев, в большой степени определивший своим творчеством качественно новый этап развития современной хореографии, главный художник театра, постоянная участница республиканских, всесоюзных и международных выставок, заслуженный деятель искусств республики Гульфайрус Исмаилова. Хоровой коллектив, не раз доказавший своё умение решать самые трудные и ответственные вокально – сценические задачи, возглавила ученица

Б. А. Жаманбаева - Ляйля Айдарбекова.

Привычным явлением в жизни театра стали зарубежные поездки всей оперной и балетной труппы. Это Германия, Китай, Мальта, Турция.

В 1995 году театр после пожара закрыли на реконструкцию. Артистам, как оперы так и балета пришлось нелегко. Спектакли проходили на других площадках города. И, наконец, Новый 2000 год труппа встретила в стенах своего театра.

 

-15-

 

ба Искусство театра стало верным союзником людей доброй воли в укреплении дружеских, творческих контактов, завоевавший авторитет и признание, внёсший свой вклад в сокровищницу многонационального оперного и балетного искусства нашей страны.

Театром оперы и балета имени Абая пройдено шестьдесят восемь лет творческого пути. Впереди новые десятилетия, новые поиски, новые свершения, новые имена.