Социальная психология личности.
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов).
– это интегративная целостность биогенных, психогенных и социогенных характеристик (Я. Щепанский).
– это субъект преобразования мира на основе его подсознания, переживания и отношения к нему. (К.К. Платонов – деятельностная сторона личности).
Состав личности по К.К. Платонову:
- Биологически обусловленная подструктура – полученное от природы. Врожденные анатомо-физиологические способности, генетическая информация. На социальность человека влияют, например рост (у высоких – более высокая самооценка), красота.
- Особенности протекания психических процессов. Их основа биологическая, но можно как-то вмешиваться в их развитие (тренировать силу воли и т.п.).
- Навыки (зависят от биологической обучаемости) и опыт (богатый социальный опыт).
- Социально обусловленная подструктура – результат взаимодействия (социальные потребности, интересы, установки, предрассудки).
- Дополнительные подструктуры: способности и характер (каркас личности, индивидуальная неповторимость).
Ролевые структуры личности
Каждый человек действует в соответствии с выбранными или данными ему социальными ролями. В 1936 г. Р. Линтон и Д. Мид ввели в психологию понятие «социальная роль». Структура личности – ряд взаимодействующих слоев.
Психологическое ядро личности: субъективное «Я», самооценка, самовосприятие. Формируется Я-концепция, представление о своих предках. Отражение Я-концепции – логическое поведение. На этом основаны проективные методики. Я-концепция начинает формироваться с появления человека на свет под влиянием ближайшего окружения, и прежде всего матери. «Я» обеспечивает стабильность личности.
Э. Берн пытался выделить компоненты субъективного «Я»:
1. Я–детское
2. Я–реальное, адекватное
3. Я–родительское
Иногда одно из них начинает преобладать. В зависимости от того, какое Я выходит вперед, проявляется определенный вид поведения.
Промежуточный слой – типические реакции – устойчивые образцы поведения. Они обусловлены особенностями я – концепции и наоборот, приобретенные типические реакции влияют на Я-концепцию. Что бы повлиять на поведение нужно влиять или на «Я» или на само поведение.
Внешний слой – социальная роль – нормативный образец поведения, ожидаемый от каждого в соответствии с местом, занимаемым личностью в структуре общественных отношений.
Классификация социальных ролей по Герхарду.
1. Статусные – изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.
· Мужчина – Женщина
· Возрастные роли
· Роль гражданина своей страны
2. Позиционные – определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.
3. Ситуационные – исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.
Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:
1. Ориентир.
2. Одобритель, эмоциональный лидер.
3. Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.
Т. Парсонс. Подход к проблеме социальных ролей. Характеристики анализа социальных ролей:
- Эмоциональность (врач и служитель кладбища должны быть сдержаны).
- Способ получения (способы бывают достигнутые (студент) и предписанные).
- Масштаб (окулист, продавец или друг, родитель).
- Формализация. Формализованные роли содержат определенную структуру действий. Библиотекарь и друг – поведение относительно взятой книги.
- Мотивация. Мотив есть всегда, но не всегда осознаваем.
Т. Шибутани. Классификация социальных ролей:
1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).
2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.