В рамках гештальтпсихологии
Тема 6. Психологические идеи
Школа возникла в Германии в 1912г. Так же как и большая часть психологических школ на рубеже XIX-XX вв., она развивалась из оппозиции Вунд-ту. Основными контраргументами гештальтистов явилось несогласие с атомарной (элементарной) структурой сознания и с тем, что психические образы — механические отпечатки предметов внешней реальности. Свое имя эта школа получила от немецкого слова.gestalt, что означает форма, структура, целостная конфигурация.
Несмотря на революционную, новаторскую тональность, с которой выступали представители геш-тальтпсихологии, у них были свои предшественники. К ним в первую очередь относились профессор Пражского университета, автор книги «Анализ ощущений» Эрнст Мах (1838-1916) и профессор Грац-кого университета (Австрия) Кристиан фон Эреп-фелъс (1859-1932). Э. Мах полагал, что восприятие предметов внешнего мира относительно независимо от элементов, из которых состоят эти предметы, например мелодия — это качественно новое целое, не сводимое к нотам (элементам), из которых она состоит. Эренфельс, продолжая идеи Маха, утверждал, что существуют качества восприятия, которые вообще не могут быть объяснены простым комбинированием элементарных ощущений; он назвал их «качествами формы» («gestalt qualitaten»), т. е. качествами, основанными на чем-то, что не воспринимается непосредственно. Если обратиться к примеру с мелодией, то она сохраняет свою «форму» (гештальт) при транспонировании в другую тональность, изменении ритма, исполнении разными инструментами и в различной аранжировке. Следовательно, мелодия не создается простым сложением элементов: форма — это то, что задается
сознанием.
Время формирования гештальтпсихологии в самостоятельную научную школу (1912 г.) совпадает с временем публикации статьи основателя школы Макса Вертгеймера (1880-1943) «Экспериментальные исследования восприятия движения». М. Вертгеймер изучал философию и психологию в Берлинском университете у К. Штумпфа. В Вюрц-бурге был знаком с О. Кюльпе и К. Марбе, получил докторскую степень за разработки в области практических приложений ассоциативного эксперимента (определял виновность преступника, исследуя ассоциации на определенные слова-стимулы). Вертгеймер был в составе первой группы ученых, эмигрировавших в 1933 г. из нацистской Германии в США. Д. Шульц и С. Шульц (1998) пишут о том, что Вертгеймер произвел сильное впечатление на молодого Абрахама Маслоу, который начал изучать его личностные особенности. Благодаря наблюдениям за Вертгеймером Маслоу разработал концепцию самоактуализированной личности.