Периода Просвещения-ХVIII в.

В работах французских философов

Тема 12. Развитие идей эмпирической психологии

Культура Просвещения, охватившая такие стра­ны Европы, как Франция, Англия, Германия, Ита­лия, Россия, характеризуется следующими черта­ми: твердой верой в человеческий разум как орудиепреобразования мира; убежденностью в том, что че­ловечеству необходимо освободиться от многих предрассудков, догм и религиозной нетерпимости; ростом религиозных свобод и возникновением но­вых форм религиозности — деизма (форма рели­гиозности, при которой сохраняется вера в Бога, но нет жестких требований к ритуальности) и атеизма [мы придерживаемся позиции Э. Фром­ма (1993), согласно которой атеизм обладает при­знаками религиозной культуры; в нем есть явно выраженная ритуальность, сформулированная догматика, границы членства и нетерпимость к ина­комыслию; он охватывает большие социальные группы и сплачивает их идеологическ; верой в достижимость гражданских свобод и равноправия (французская «Декларация прав человека и граж­данина», написанная в 1789 г. в начале Великой французской революции).

В наибольшей степени культура Просвещения охватила Францию, и во Франции этот историче­ский период получил название «века энциклопеди­стов». Это было связано с тем, что с 1751 по 1772 г. во Франции издавался знаменитый «Толковый сло­варь наук, искусств и ремесел», или «Энциклопе­дия». В издании, вышедшем под редакцией и при поддержке Дени Дидро и Жана Д'Аламбера, насчи­тывалось 17 томов текста и 11 томов гравюр, а в отличие от 2-томного английского словаря сюда входили статьи по гуманитарным вопросам. Подоб­ным изданием французские энциклопедисты вне ели свой вклад в дело просвещения. Девиз эпохи Просвещения: «Имей мужество пользоваться соб­ственным умом» (Антисери Д., Реале Дж., 2001).

Сенсуалистская теория познания аббата де Кондильяка (1714-1780) (светское имя Этьен Бон-но). Кондильяк получил теологическое образова­ние и принял сан священника в возрасте 26 лет> но постепенно утратил интерес к религии. Основны­ми его работами являются «Трактат о системах» (1749) и знаменитый «Трактат об ощущениях» (1754). Первая работа посвящена резкой критике рационалистических идей Декарта, Лейбница и Спинозы: «Оперируя какой-нибудь предвзятой иде­ей, часто даже не продумав ее, тот, кто желает про­слыть метафизиком, начинает собирать все слова, которые, по его мнению, имеют хоть какое-то отно­шение к идее, он обзаводится следующими слова­ми: бытие, субстанция, природа, атрибут, модус..., вечность, в результате можно только накапливать бесконечные ошибки, а сознание должно доволь­ствоваться неясными понятиями или бессмыслен­ным набором слов» (Антиссри Д., Реале Дж., 2001). • Под влиянием английского эмпирика Дж. Лок-ка Кондильяк развил сенсуапистскую теорию по­знания, согласно которой основу и начальную сту­пень процесса познания составляли сенсорные процессы, или чувства в архаичной терминологии (ощущения и восприятия). По существу, этой по­зиции придерживались и философы античности Де­мокрит, Платон и Аристотель. Различие состояло только в следующем: Демокрит полагал, что сен­сорные процессы дают истинную информацию о мире, тогда как Платон считал сенсорную инфор­мацию ненадежной, не дающей истинного (или сущностного) знания.

В «Трактате об ощущениях» Кондильяк стремил­ся доказать, что все психические процессы выво­дятся из ощущений, и оспаривал теорию врожден­ных идей Декарта. Для доказательства Кондильяк воспользовался умозрительной моделью статуи, ли­шенной всех психических способностей, за исклю­чением одной, минимально значимой для жизни человека, способности воспринимать обонятельные ощущения. Сильное, неожиданное обонятельное ощущение порождает внимание, при повторном воз­действии два стимула сравниваются, что с необхо­димостью требует участия памяти, способности сравнения и способности выносить суждения, ко­торые и составляют суть самых сложных действий интеллекта. Каждое ощущение сопровождается эмо­цией удовольствия или неудовольствия, что в свою очередь определяет направленность деятельности или волевой импульс. Таким образом, заключает Кондильяк, вся деятельность души — суть ощуще­ния и их превращения, а «человек есть не что иное, как только то, что он приобрел через ощущения» (цит. по: Ждан А. К, 1997).

Представления о телесных и психических про­цессах, этические взгляды Жюльена Ламетри. Ламетри (1709-1751) был полковым врачом, и его философские взгляды во многом определялись тем, что он наблюдал, выхаживая больных и раненых людей. Две его работы — «Трактат о душе» и «Че­ловек-машина» — были публично сожжены, а сам он подвергся религиозным гонениям, что вынуди­ло его эмигрировать и изменить имя (Шарп). Одна из легенд гласит, что Ламетри умер в результате испытания па себе нового метода лечения.

Для обоснования своей позиции относительно идентичности телесных и психических процессов Ламетри воспользовался идеями Декарта о маши-нообразности телесных функций. Поскольку, по его наблюдениям, больное тело всегда вызывает опре­деленные психические состояния, очевидно, что источником этих состояний являются телесные про­цессы. Если телесные процессы можно описать с помощью понятия протяженности, т. е. как матери­альную субстанцию, то и психические (душевные) процессы, идентичные материальным, тоже можно описать, применив ту же терминологию. Таким об­разом, Ламетри пришел к выводу, что «человек со всеми его душевными способностями — всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаж­дениям автомат» (цит. по: Ждан А. Н., 1997). Из данного утверждения логично вытекает, что душа имеет не божественное, а естественное, материаль­ное происхождение, что делает идею Бога ненуж­ной. Свою атеистическую (а — частица отрицания, теос — бог) позицию Ламетри обосновывает в рабо­те «Естественная история души» (1745). В каче

РАЗДЕЛ 2