Философские представления Сократа. Сократ

Тема 5. Идеалистические гуманистические философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля

(470-399 гг. до н. э.) — сын каменщика (скульпто­ра, по некоторым версиям) — был мастером устной традиции. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из «диалогов» его ближайшего ученика Платона. Достоверно известно, что в 399 г. до н. э., когда Сократу было около 70 лет, его осуди­ли и приговорили к смерти, обвинив в «нечестии и развращении умов». В «Апологии» (диалогах) Пла­тона воспроизведена речь, которую Сократ произ­нес на суде в свою защиту. Судебное преследование было основано на обвинении в том, что Сократ «по-грешает и преступает меру должного, исследуя то, что под землею, и то, что в небесах, делая более слабый довод сильным и научая тому же самому других» (Рассел Б., 1998).

С именем Сократа связано изменение пробле­матики философских учений античности. Он осу­ществил переход от анализа сущности природы и мироздания к рассмотрению вопроса о том, что та­кое человек, в чем его сущность.

Определяя природу человека, Сократ устано­вил приоритет познавательных способностей че­ловека и нравственного начала в человеке: «чело­век — это его душа, т. е. разум и нравственное поведение». Таким образом, возникли две наивыс­шие ценности, которые до сих пор составляли ос­нование образа идеального человека в европейской

культуре.

Согласно Сократу над человеком есть субстан­ция — «Божественный разум, который является началом и единственной причиной всех вещей». В каждом человеке, «в тайниках его души», хра-нится знание, которое можно актуализировать и освободить от ложных мнений с помощью специ-ального искусства, майевтики (дословно — родо-вспоможение; надо отметить, что мать Сократа была повитухой). Сократическая беседа — способ рас крытия знания, которым обладает человек, при этом знание становится доступным своему носителю. По форме такой диалог обладает сходством с совре­менной психотерапевтической беседой, по содер­жанию он чаще всего касается тем, связанных с мо­ралью.

Сократ придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа — это разум, она бессмертна и бо­жественна, тело — только инструмент на службе у души.

Учение Платона (427-347 гг. до н. э.). Идеалис­тическое понимание души достигло наивысшего развития в философии Платона — ближайшего уче­ника Сократа. Творческое наследие Платона (36 ра­бот, написанных в форме диалогов) сохранилось почти полностью, поэтому историки имеют доста­точно целостное представление о философии этого ученого.

«Мир идей». Центральным понятием концеп­ции Платона является понятие «мира идей», иде­ального, вечного, истинного бытия, которое сто­ит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия. Материальный мир преходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует. Платон прибег к следующему доказа­тельству существования мира идей: человеческий разум имеет образы вещей, у которых есть источ­ники в виде реальных предметов внешнего мира, но разум содержит также понятия, которые не име­ют опоры, источников в мире внешней реальности.

К таким понятиям относятся, например, абстракт­ные понятия из области эстетики, этики и морали (благо, справедливость, прекрасное и др.). Источ­ники этих понятий находятся в мире идей.

Учение о душе. Душа — это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувствен­ных (воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким обра­зом, жизнь души циклична и бесконечна. Телес­ность — антагонистичная душе субстанция, которая склоняет душу к худшему. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и может страдать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнрав­ственных поступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь, последую­щее телесное воплощение души может быть раз­личным («тот, кто предавался распутству и пьян­ству..., перейдут, вероятно, в породу волков или других хищников...»). Анамнезис — припоминание душой прежнего опыта телесных воплощений.

Структура души. Душа имеет трехчастную структуру и локализована в теле: рациональная часть души — разум (головной мозг), иррациональ­ная часть состоит из яростного духа или пыла (серд­це) и вожделеющей души (печень). Благодаря ир­рациональным частям души человек переживает такие страсти, как смелость, честолюбие, справед­ливость («яростный дух») и биологические по требности (вожделеющая душа). Вожделеющая часть души составляет большую часть, она сходна с душой животных. Процессы внутри иррацио­нальной части души по своей природе хаотичны, функция рациональной части души состоит в том, чтобы организовывать и управлять этими процес­сами. Конфликт между рациональной и ирра­циональной частями души обнаруживается в сно­видениях, «раскрывая за внешностью вполне умеренного человека страшный, беззаконный, ди­кий вид желаний» («Республика»). Метафоры структуры души — пастух, пес и стадо овец («Го­сударство»); крылатая упряжка с возницей, за­пряженная двумя лошадьми («Федр»). Психоана­литическая метафора коня (Ид) и наездника (Эго), а также психоаналитическая концепция сна явно навеяны идеями Платона.

Типология личности. Каждая из частей души имеет свою добродетель: разум — мудрость, ярост­ный дух — мужество, вожделеющая душа — воздер­жанность. На основе трехкомпонентной концепции структуры души Платон разработал типологию лич­ности (градации человека) по критерию преобла­дания одной из частей души: мудрец; воин, поэт, ремесленник; раб. Типология носит политическую окраску и является «оправданием» политической структуры общества, в котором жил Платон.

Трехуровневая структура процесса познания. Разум — наиболее значимая часть души, «душа души», поэтому ему уделяется большое внимание в философском учении Платона. Уровни различа­ются по объекту, на который направлено познание.

Мнение — низший вид знания — созерцание объектов чувственного (материального) мира (ме­тафора узника, прикованного в глубине темной пе­щеры, — «Государство»).

Рассудок — объектом познания является мир идей, который постигается не непосредственно, а через промежуточные образы-модели. Примером может служить геометрия, к которой Платон от­носился с большим уважением. В геометрии с по­мощью моделей постигаются метрические характе­ристики пространства.

Разум — высший уровень познания, на котором постигаются идеи, свободные от всякой наглядно-образной составляющей. Здесь «душа направлена к познанию сущности вещей через диалектику». Диалектика Платона — способ от единичного по­средством понятий прийти к общей идее путем со­поставления понятий и отыскания противоречий в них. Этот процесс Платон описал как внутрен­ний диалог, или диалог с внутренним собеседни­ком, подчеркнув, что на высшем уровне познава­тельного процесса человеку не нужен внешний собеседник.

Метафизика (дословно — после физики), или «вторая навигация» — стремление к постижению и необходимость постижения не только мира физи­ческих явлений, но и мира сверхчувственного бы­тия, «мира идей», для чего недостаточно объяснения реальности исходя из физической (натурфи­лософской) причинности.

Философское учение Аристотеля. Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) считают учеником Платона, однако он не являлся приверженцем философии своего учителя в той мере, в какой сам Платон при­нимал философию Сократа. Аристотель был сыном придворного врача и получил сначала медицин­ское, а затем философское образование. Таким образом, его мировоззрение сформировалось до встречи с Платоном. Аристотель заложил основы современного естественно-научного понимания мира. Материалистически ориентированные авто­ры считают Аристотеля самым видным автором ан­тичности, те же, кто ориентирован на поиск отве­тов на метафизические, сущностные вопросы, а также открыт вере, в большей степени разделяют учение Платона. Полярность воззрений этих авто­ров отражена в известной фреске Рафаэля «Афин­ская школа», где Платон и Аристотель изображены в центре, при этом Платон указывает рукой на небо, а Аристотель — на землю.

Согласно философской концепции Аристотеля, мир есть результат взаимодействия двух начал, ма­терии, пассивной субстанции и формы, активного начала, которое обладает организующей функцией относительно материи. Форма составляет сущность вещей.

Учение о душе. Представления о душе изложе­ны Аристотелем в одноименном трактате («О ду ше»). Душа — это форма, или организующее, управ­ляющее начало живой материи; кроме того, душа — это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зре­ние — это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия — материя, форма, причи­на и цель — объединены в философии Аристотеля в одно — энтелехия (от греч. entelecheia — целена­правленность). Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Она пред­ставляет собой некое органическое вещество -«пневму», которая у животных вырабатывается в крови. В некоторых источниках (Якунин В. А., 1998; Ждан А. К, 1997) концепция души Аристоте­ля называется «сердцецентрической». Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущ­ность, и жизнь ее циклична (как и в философском учении Платона).

Аристотель выделяет так называемые способно­сти (или свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на раз­ных ступенях жизни.

Растительная душа обладает свойством уподоб­ления, извлекая из окружающей природы питатель­ные вещества, которые сначала инородны по отно­шению к ней; она уподобляет их согласно своей природе, и за счет этого процесса происходят пита­ние, рост и размножение. Эта способность — общая у растений, животных и человека.

Животная душа обладает свойством восприни­мать образы вещей (сенсорные свойства), пережи­вать аффекты и стремления. Эта способность души свойственна животным и человеку.

Душа человека обладает способностью мыслить и формировать понятия. Этой способностью обла­дает только человек.

В представленном иерархическом построении отчетливо просматриваются элементы эволюцион­ного мышления Аристотеля.

Представления о процессе познания. Позна­ние начинается с восприятия (перцепции), «при­нятия» воспринимающим органом формы предме­та без его материи. Для того чтобы восприятие могло осуществиться, необходимы три условия: наличие воздействующего предмета внешнего мира, проме­жуточная среда, передатчик сигнала (свет — для зрения, воздух — для слуха) и ощущающая способ­ность тела, сконцентрированная в органах чувств. Из всех органов чувств осязание является первич­ным и основным видом чувствительности; кроме того, оно объединяет в себе несколько видов чув­ствительности, (ощущение касания, движения, тем­пературный и болевой виды чувствительности), и на его основе формируется способность ориента­ции организма в трехмерном пространстве. Нельзя не удивиться глубине понимания Аристотелем сути перцепции, современная теория ощущений (Ананьев Б. Г., 1969) вполне согласуется с идеями Аристотеля, в частности, относительно осязания. На следующем этапе познания частные виды перцепции упорядочиваются, сравниваются, объ­единяются в единый класс или разъединяются в центральном органе, локализованном в головном мозге. Аристотель назвал этот орган «общим чув­ствилищем». Если воспользоваться современным языком, то можно сказать, что этот орган ответствен не только за прием и первичную обработку инфор­мации, но и за ее хранение. Прежние впечатления взаимодействуют с вновь поступившими, основной механизм такого взаимодействия — ассоциация(связь). Аристотель описал следующие виды ассо­циаций: по сходству, по противоположности и по временной смежности. Благодаря ассоциациям об­раз предмета может возникать в отсутствие самого предмета. Таким образом, Аристотель впервые опи­сал механизм сохранения и накопления опыта, или процесс научения, и тем самым заложил основы одного из важных течений в психологии XVIII-XIX вв, — ассоциативной психологии.В синтези­рующем органе («общем чувствилише») происхо­дят такие психические процессы, как память, представления и воображение,которые являются процессами-посредниками между перцепцией и мышлением. В зависимости от того, какие опера­ции осуществляются в памяти, Аристотель выде­ляет низшую память, которая хранит копии пред­метов и привязывает события к временной оси (она свойственна человеку и животным), и высшую па­мять, в которую включен процесс мышления.

Мышление (форма форм) — процесс, в котором исчезает наглядно-образное содержание и остается только обобщенное, общезначимое знание.

На основе описанного трехступенчатого позна­вательного процесса формируется индивидуальный разум, погибающий со смертью человека. Однако помимо индивидуального разума существует «ро­довой разум», содержащий «чистые всеобщие фор-мы", вечный и неразрушимый.

Представления об эмоциональных процессах (чувствах и аффектах). Аристотель полагал, что источниками эмоциональных реакций человека яв­ляются внешние события и представления о них. Удовольствие и страдание — результат свободного и затрудненного протекания телесных или душев­ных процессов. Удовольствие делает жизнь полной и цельной. Аффектами Аристотель называл влече­ния и эмоционально насыщенные состояния стра­ха, гнева, ненависти, зависти, радости и др. Аффект вызван внешним событием и вынуждает человека действовать непроизвольно. Обсуждая проблему аффекта, Аристотель ввел понятие катарсиса,как очищения аффекта. Этот термин он позаимствовал у Гиппократа. Катарсис — лечение болезни с по­мощью выпускания накопившихся лишних соков, например кровопускание как процедура, восстанав­ливающая баланс четырех жидких сред организма. «Трагедия при помощи сострадания и страха поз­воляет достичь очищения аффектов», или катарси­са (Александер Ф., Селестик Ш., 1995). Так Аристотель предвосхитил один из важных механизмов психотерапевтического лечения, заново открытый в XX в. 3. Фрейдом и Я. Л. Морено,

Представление о характере. Типология харак­теров Теофраста, Аристотель считал, что харак­тер — не природное свойство человека, а результат прижизненного опыта. Тем не менее отдельным воз­растам свойственны определенные черты характе­ра, положение на социальной лестнице также фор­мирует определенный характер. Ученик Аристотеля Теофраст (370-288 гг. до н. э.) в своем трактате «Ха­рактеристики» дал описание 30 характеров. Крите­рием для создания этой, возможно, одной из пер­вых типологий явилось наблюдаемое поведение. Интересно обратиться к первоначальному значе­нию столь широко используемого слова «характер» (от греч. charakter — черта, особенность, изображе­ние) — это знак, который наносился на межевой ка­мень в поле, знак принадлежности данной земли определенному хозяину.