Тема 4. Философская и медицинская школа Гиппократа
Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) — греческий медик, которого называют «отцом современной медицины» — первый, кто последовательно попытался объяснить болезни на основе естественных причин. Основной труд, «Кодекс Гиппократа» состоит из 76 трактатов, где описаны болезни, их симптомы и лечение. Гиппократ и его соратники (врачи «круга Гиппократа») впервые описали симптомы депрессии, послеродового психоза, фобий, истерии, маниакальных и параноидальных состояний.
Он придерживался представлений Эмпедокла и считал, что в человеческом теле есть аналоги четырех первоэлементов мира и их свойств. Эти идеи легли в основу знаменитой типологии темпераментов Гиппократа. Однако он не ограничился лишь констатацией этого соответствия человеческого тела миру. В своей работе <<О природе человека» он описал наиболее характерные для каждого из типов болезни и родственное время года, соответствующее типу. Схематически концепция мира и человека в нем приведена в таблице (Антисери Д., Реале Дж., 2001).
Другой значительной работой Гиппократа является трактат «О священной болезни». В ней он доказывает, что эпилепсия — это органическое заболевание головного мозга, и опровергает широко распространенное среди его современников убеждение в том, что эпилептический припадок — это состояние, связанное с богом, имеющее признак избранности. Кроме того, в работе «О водах, ветрах и местностях» Гиппократ соотносит здоровье и жизнеспособность с типом политической системы, в которой живет человек. Так, по мнению Гиппокра-та, в монархических деспотиях люди имеют более слабое здоровье и более низкую продолжительность жизни.
Гиппократ заложил основы профессиональной этики врача в знаменитой клятве, где содержатся нормы-запреты на причинение вреда, на эвтана-зию, па аборт, на любовные и сексуальные отноше-ния с больным и норму конфиденциальности. При-водим наиболее важный фрагмент этого текста: «Я направлю режим больных к их выгоде сообраз но с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а также и без лечения -я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной....» (Лакосина Н. Д. и др., 1984).