Философский период развития психологии

Науки

Тема 1. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку

Тема 2. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии

Тема 3. Выделение психологии в самостоятельную науку

Тема 4. Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX вв

Тема 5. Структурализм и функционализм в американской психологии

Тема 6. Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии

Тема 7. Формирование и развитие психоанализа

Тема 8. Бихевиоризм как новая методология психологического исследования

Тема 9. Когнитивная психология и процессы приобретения опыта

Тема 10. Развитие психологии в России в середине Х1Х-начале XX в

Тема 11. Категориальный строй, представления о причинности и ключевые проблемы современной психологии

 

 

Предисловие

Конспект лекций курса «История психологии» содержит информацию об основных этапах раз­вития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, их появлении, усложнении и преем-ственности. В курсе освещены вопросы, касающие­ся изменения в различные исторические периоды собственно предмета психологии, методологии и ме­тодов исследования.

Поскольку психология как наука не является дисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место в естественных науках — физи­ке, химии, ученые-психологи вынуждены постоян­но обращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна из причин неустан­ного интереса психологов-к истории своей науки. Как самостоятельное научное направление психо­логия существует всего 125 лет, со времени основа­ния в 1879 г. Вильгельмом Вундтом Лаборатории экспериментальной психологии в г. Лейпциге. Мож­но смело утверждать, что психология — одна из наи­более молодых дисциплин в современной науке, поэтому «допарадигмальный» статус (Кун Т., 1977, Щульц Д., Шульц С., 1998), в котором она находит­ся, — закономерное явление.

Одна цель курса — помочь студенту увидеть ис­торию психологии в общекультурном контексте. В связи с этим в тексте приведены фрагменты опи­саний исторических эпох, событий, краткие биогра­фические сведения наиболее известных авторов. Другая — помочь студенту сориентироваться в том, какую историческую линию (теоретическую или экспериментальную) он продолжит в своем диплом­ном исследовании, на чьи идеи будет опираться, в каком направлении будет разрабатывать собственную исследовательскую проблему.

Если провести аналогию с формированием лич­ностной идентичности, то курс «История психоло­гии» может помочь в обретении профессиональных корней и профессиональной идентичности.

Принимаясь за данную работу, составитель, безусловно, использовал наиболее значимые ис­следования по истории психологии отечествен­ных психологов — М. Г. Ярошсвского, В. А. Якунина, А. Н. Ждан и зарубежных философов и психологов: итальянских авторов Д. Антисери и Дж. Реале, английского физика и философа Берт­рана Рассела и американских психологов Ф. Алек-сандера и Ш. Селестика, Д. Шульц и С. Шульц, Т. Лихи, Н. Смита.

В изложении текста соблюдены описанные М. Г. Ярошевским (1985) принципы: контекстный (привязка к культурному, историческому контек сту, или «духу времени»), персоналистский (при­вязка изложения к определенным именам), прин­цип контрастирующих пар (попытка изложить ма­териал через знакомство с альтернативными, часто оппозиционными идеями).

В данном издании представлены основные темы по истории психологии.

РАЗДЕЛ 1