Философский период развития психологии
Науки
Тема 1. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку
Тема 2. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
Тема 3. Выделение психологии в самостоятельную науку
Тема 4. Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX вв
Тема 5. Структурализм и функционализм в американской психологии
Тема 6. Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
Тема 7. Формирование и развитие психоанализа
Тема 8. Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
Тема 9. Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
Тема 10. Развитие психологии в России в середине Х1Х-начале XX в
Тема 11. Категориальный строй, представления о причинности и ключевые проблемы современной психологии
Предисловие
Конспект лекций курса «История психологии» содержит информацию об основных этапах развития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, их появлении, усложнении и преем-ственности. В курсе освещены вопросы, касающиеся изменения в различные исторические периоды собственно предмета психологии, методологии и методов исследования.
Поскольку психология как наука не является дисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место в естественных науках — физике, химии, ученые-психологи вынуждены постоянно обращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна из причин неустанного интереса психологов-к истории своей науки. Как самостоятельное научное направление психология существует всего 125 лет, со времени основания в 1879 г. Вильгельмом Вундтом Лаборатории экспериментальной психологии в г. Лейпциге. Можно смело утверждать, что психология — одна из наиболее молодых дисциплин в современной науке, поэтому «допарадигмальный» статус (Кун Т., 1977, Щульц Д., Шульц С., 1998), в котором она находится, — закономерное явление.
Одна цель курса — помочь студенту увидеть историю психологии в общекультурном контексте. В связи с этим в тексте приведены фрагменты описаний исторических эпох, событий, краткие биографические сведения наиболее известных авторов. Другая — помочь студенту сориентироваться в том, какую историческую линию (теоретическую или экспериментальную) он продолжит в своем дипломном исследовании, на чьи идеи будет опираться, в каком направлении будет разрабатывать собственную исследовательскую проблему.
Если провести аналогию с формированием личностной идентичности, то курс «История психологии» может помочь в обретении профессиональных корней и профессиональной идентичности.
Принимаясь за данную работу, составитель, безусловно, использовал наиболее значимые исследования по истории психологии отечественных психологов — М. Г. Ярошсвского, В. А. Якунина, А. Н. Ждан и зарубежных философов и психологов: итальянских авторов Д. Антисери и Дж. Реале, английского физика и философа Бертрана Рассела и американских психологов Ф. Алек-сандера и Ш. Селестика, Д. Шульц и С. Шульц, Т. Лихи, Н. Смита.
В изложении текста соблюдены описанные М. Г. Ярошевским (1985) принципы: контекстный (привязка к культурному, историческому контек сту, или «духу времени»), персоналистский (привязка изложения к определенным именам), принцип контрастирующих пар (попытка изложить материал через знакомство с альтернативными, часто оппозиционными идеями).
В данном издании представлены основные темы по истории психологии.
РАЗДЕЛ 1